Сравнительный анализ налоговой системы России и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 09:36, реферат

Краткое описание

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Конечно же она должна быть по крайней мере ясной и четкой. У А. Смита мы находим: «налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа–все это должно быть ясно и четко определено для плательщика.

Вложенные файлы: 1 файл

РФ и Япония.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а  затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый  с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.).

Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к  налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин.

• С целью справедливого налогообложения  доходов разных категорий населения  введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых “персональных расходов” (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей налогообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в “расходы бизнеса” (иначе говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.

• Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей  налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим “синюю” форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены “вычеты” (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпринимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для целей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система “двойного льготирования” была отменена в 1992 г., однако размер “специального вычета” из налогооблагаемой базы при условии заполнения “синей” формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.

• Специальные налоговые льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов  налогооблагаемая сумма уменьшается  на 400 тыс. иен в год, если индивид  имеет стаж работы менее 20 лет, и  дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превышает 20 лет.

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного  налога после вычета сумм соответствующих  льгот. Кроме того, часто предоставляются  налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено какими-либо специфическими политическими целями.

• В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предоставляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще, либо облагаются частично.

• Семейные пары с одинаковым годовым  доходом в Японии платят различный  подоходный налог в зависимости  от того, работает ли один супруг в семье  или двое. Современная налоговая  система Японии приветствует семьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % от национальной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муниципальная — 12,3 % от национальной ставки, или 4,12 % от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры

 

Налоги на имущество

 

Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев  составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем  налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Весьма сложным вопросом в налогообложении  является оценка стоимости земельных  участков. Со второй половины 80-х годов  в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

Большое внимание уделяется в Японии налогообложению момента перехода имущественных прав от одного собственника к другому. Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами налогообложения. Существуют две главные предпосылки для обложения наследств и дарений.

Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более равномерному распределению ресурсов;

Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета.

Существуют две основные формы  обложения передаваемой собственности — дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений.

Ставка налога на наследование дополнительно увеличивается на 20 % для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая  эти добавки, не должна превышать 75 % фактической доли наследника.

 

Порядок косвенного налогообложения в Японии

 

С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система  налогообложения. Относительно уменьшено  прямое налогообложение за счет возросшей  роли косвенных налогов.

Среди потребительских налогов  Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.

Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, ростом международного разделения труда, разделением транснациональных монополий, изменением структуры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоянно снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более.

Необходимо отметить и существование специальных  налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.

Центральным звеном реформы  налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского налога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax). Налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:

1. Четко ограничиваются  все элементы цены товара, что  побуждает производителя снижать  издержки производства;

2. В процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;

3. Государству поступают  доходы еще до реализации товара  населению — единственному и конечному плательщику полной суммы налога.

Налог на добавленную  стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудящихся и чреват инфляционными последствиями.

Налоги на потребление  наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны.

Введение налога на добавленную  стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий  рынок. НДС способен значительно  увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения:

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;

2. косвенный аддитивный;

3. метод прямого вычитания;

4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.

Наибольшее распространение  получил четвертый метод расчета  налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).

Ставка потребительского налога составляет 3% (кроме автомобилей, при продажах которых до 1992 г. применялся 6-процентный налог), сумма налога включается в продажную цену товара. Налогом  облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.

Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель импортного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.

 

2. Особенности налогооблажения прибыли страховых организаций

 

Налогообложение страховых  компаний, а точнее страховых операций, с развитием страхования в  России становится одним из важных направлений реформирования для государства.

Наибольшие дискуссии  в научной литературе вызывает налогообложение  прибыли страховых компаний, потому что в законодательстве существуют разночтения при определении  сроков налогового учета прибыли  и создания страхового резерва в  соответствии со страховыми нормативами и налоговыми актами.

Правильно исчислить  финансовый результат деятельности страховых организаций довольно сложно из-за следующих факторов:

- срок действия большинства  страховых договоров превышает  сроки отчетного и налогового периода, вследствие чего большая часть ответственности страховщика по действующим договорам приходится на будущие периоды, выходящие за рамки отчетного и налогового периода;

- доходы страховых  структур для их налогового  учета в виде всей суммы  страхового взноса по каждому договору, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности страховой структуры перед страхователем по заключенному договору, вытекающему из условий, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре;

- имеются затруднения  в осуществлении контроля за  реальными денежными потоками1.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговой системы России и Японии