Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести комплексный сравнительный анализ систем образования России и Германии для осмысления ошибок и выявления новых методов образования своей страны.
Решение выше поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Проанализировать систему образования в ФРГ;
Охарактеризовать систему образования в РФ;
Выявить перспективы систем образования в РФ и ФРГ;
Проследить за проблемами систем образования;
Выявить пути сотрудничества РФ и ФРГ в сфере образования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая структура образования РФ………………………………..........6
Дошкольное образование…………………………………………...6
Среднее образование………………………………………………...7
Среднее профессиональное образование………………………….9
Высшее образование……………………………………………….10
Глава 2. Общая структура образования в ФРГ…………………………….......12
Дошкольное образование………………………………………….12
Среднее образование……………………………………………….12
Среднее профессиональное образование…………………………14
Высшее образование……………………………………………….15
Глава 3. Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ……………………………………………………………………….17
Основные проблемы систем образования………………………...17
Основные направления и меры по развитию образования……...19
Сотрудничество России и Германии в сфере образования………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Сравнительный анализ образовательных систем ФРГ и России.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Предлагаемые меры:

  1. Эффективный контракт с преподавателями. 
  2. Прикладной бакалавриат, дающий квалификацию для работы со сложными технологиями и обеспечивающий связь с рабочими профессиями. К 2020 году программы бакалавриата могут охватить до 30% студентов вузов и преобразовать до 50% существующих программ среднего профобразования.
  3. Программы прикладных квалификаций продолжительностью от нескольких месяцев до года предполагают обучение «на рабочем месте».
  4. Обеспечение прозрачности образовательных учреждений. Для этого необходимы:

- система рейтингов образовательных  учреждений и образовательных программ, основанных на достоверных, проверяемых показателях;

    - законодательная  норма, обязывающая каждое образовательное  учреждение обеспечить размещение  на своём сайте полной и  достоверной информации, необходимой  для абитуриентов и студентов.

  1. Независимая госаттестация (НГА) – внешняя оценка качества остаточных знаний и освоения профессиональных компетенций. Изменение существующей практики аккредитации образовательных программ и процедуры государственных (выпускных) экзаменов.

Среди других мер – развитие исследовательских университетов, образовательного кредитования, повышение стипендий. А также оптимизация сети вузов – присоединение слабых к сильным, включение колледжей в состав профильных университетов, ликвидация региональных филиалов. 22

«Инициатива повышения качества для Германии», с которой в октябре 2008г. выступили федеральный канцлер и главы федеральных земель, ставит весьма амбициозную цель: довести к 2015 г. расходы на науку и образование до 10 % от ВВП. В статье Плященко сказано, что «по мнению правительства, это позволит добиться качественного улучшения ситуации в сфере науки и образования. Программа ставит задачу сократить число лиц, не имеющих законченного профессионального образования, предусматривает увеличение квоты поступающих в высшие учебные заведения на 40 %, принимаются усилия, направленные на увеличение числа молодых ученых. 14 июня 2007 г. был принято специальное соглашение между Федеральным правительством и землями, направленное на увеличение числа аспирантов.»23

    1. Сотрудничество России и Германии в сфере образования.

«DAAD (Германская служба академических обменов) – самоуправляемая организация высших учебных заведений Германии. По состоянию на 2010 г. DAAD объединяет 232 немецких вузов-участников и 130 студенческих организаций и является посредником в организации внешней культурной политики, а также политики высшего образования и науки Германии. DAAD имеет 14 зарубежных представительств и 50 информационных центров по всему миру и выдает порядка 74 000 стипендий в год.»24

Чтобы получить место в немецком вузе, претендент должен подать заявление о приеме в Отдел международных связей этого вуза. Заявление российских претендентов будут рассмотрено только при наличии у них среднего законченного образования и высшего неполного, а так же необходимого описания об успеваемости и уровня владения языком. Тогда вуз вышлет студенту требования, которые ему необходимо выполнить для поступления.

Извещение о допуске предоставляет претенденту право зарегистрироваться для начала обучения по выбранной специальности.25

Недавно принято Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между Россией и Германией. Целью соглашения является укрепление и расширение связей между научно-исследовательскими организациями, институтами, высшими учебными заведениями, предприятиями, отдельными учеными путем создания благоприятных условий для научно-технического сотрудничества и его развития на взаимовыгодной и сбалансированной основе. Предусмотрены такие формы поддержки научно-технического сотрудничества России и Германии, как реализация совместных научно-исследовательских и технологических проектов, обмен учеными и специалистами, в том числе молодыми исследователями, организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, других мероприятий научного характера, обмен научно-технической информацией и содействие созданию научной и инновационной инфраструктуры.26

Согласно Семенову «появляются такие формы сотрудничества между ВГУ и немецкими вузами, как совместное руководство дипломниками и аспирантами со стороны ведущих ученых наших вузов; проведение ознакомительных и производственных практик; совместная работа в стройотрядах; стажировка молодых ученых; совместные публикации в журналах и сборниках.» 27

Таким образом, согласно Болонской системе Россия и Германия находит пути сотрудничества в области образования.

 

Заключение.

В данной работе был проведен анализ систем образования 2 европейских государств: России и Германии, подходы и методы к образованию у которых существенно различаются. В первой главе подробно разобрана система образования России, каждая ступенька образовательного процесса. Вторая глава содержит в себе информацию о системе образования в ФРГ, и подчеркнуты главные ее особенности и различия с остальными странами. Заключительная глава курсовой работы посвящается анализу основных проблем, существующих в системах на сегодняшний день, рассмотрению конкретных мер, планированных государством на ближайшее десятилетие, а также сказано о принципе и условиях обучения  российских студентов в немецких вузах по международным программам. Причем больший упор в данной главе уделялся на осмысление российской политики в сфере образования, чем действиям немецкого правительства, так как, проанализировав противоречия системы образования России и взглянув на опыт Германии, который способствовал признанию немецкого образования одним из лучших в Европе, можно сделать некоторые выводы по поводу того, что же не так или что не хватает России для поднятия уровня ее социальной политики в данной сфере.

На мой взгляд, главным просчетом является отсутствие должного внимания начальному школьному образованию, которое является основой для будущих выпускников школ и студентов высших учебных заведений. Если в Германии именно с этого времени начинается распределение детей по разным видам основной школы в соответствии с талантами и способностями ребенка, то в России после начальной школы на следующий этап переходят абсолютно все и на равных условиях и уровне. Это приводит к тому, что в университетах в последующем учатся все, кто имеет средства к этому, выявлению способностей учеников уделяется все меньшее значение с каждым годом.

Следующим недостатком я считаю отсутствие промежуточного этапа между школой и университетом. В Германии эту функцию выполняют гимназии, в которые проходит не каждый. У нас это приводит к тому, что выпускник средней школы не готов к студенческой жизни и запросам и уровню высшего учебного заведения, что также забивает потенциальные его способности и таланты.

Но вместе с тем следует заметить, что Россия имеет свои традиции и свои географические, социальные, экономические особенности, что отличает нашу страну от других европейских держав и не дает встать с ними на один уровень.  Страна богата сырьем и топливом, финансирование в большей степени уделяется этой сфере для поднятия авторитета статуса на международной арене, в то время как социальная сфера наполняется все большим количеством проблем и противоречий.

Для их решения необходимо сочетание многих факторов, таких как вложение финансов, уделение предельного внимания со стороны правительства, применение опыта сильных централизованных государств, но при этом не забывая особенности российского общественного строя.

Для этого потребуется немало времени, это показывает тот же итоговый доклад экспертов «Стратегия-2020». Но если не взяться за эту проблему, то уровень российского образования упадет, что приведет к нехватке высококвалифицированных специалистов (это видно уже и сейчас), это принесет огромные проблемы рынку и рыночным отношениям не только внутри страны, но и с иностранными партнерами. И тогда финансирование сырья окажется просто бесполезным и ненужным. Из этого всего хочу сделать вывод, что благополучие и процветание России зависит от ее будущего поколения, талантливого и способного к новым достижениям и открытиям. Но никакие достижения не будут реализованы, если в стране будет достойной системы образования.

   

Список использованной литературы

  1. Источники

1. [Болонский процесс]//Официальный сайт Болонского процесса. – URL: http://www.ehea.info

2. [German academic exchange service]//Сайт Германской службы академических обменов. –  URL: www.daad.de

  1. Об образовании:  Фед. зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html
  2. О высшем и послевузовском образовании: Фед. зак. РФ от 22 августа 1996  ФЗ №125. – URL: www.consultant.ru/popular/education/94_2.html

2.  Литература

  1. [ Deutsche welle]// Сайт немецкая волна. – URL:www.dw-world.de
  2. [Меры по развитию образования]//Cайт Стратегия-2020. -http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf
  3. Артемов В.А. Германия: история, политика, экономика/ В.А. Артемов. – Воронеж: Воронеж. Гос. Ун-т, 2002. – 269с.
  4. Дмитриева С.И. Студенчество в Европе: между реформой и протестом/ С.И. Дмитриева, В.И. Сальников, А.А. Слинько// Вестник ВГУ. – 2009. - №2. – С. 127-132
  5. Плященко Т.Е. Современные тенденции развития государственной политики в сфере науки и высшего образования: опыт Германии/ Т.Е. Плященко//Вестник ВГУ. – 2009. - №2. – С. 133–139
  6. Семенов В.Н. Сотрудничество ВГУ с вузами Германии: поиск новых форм/ В.Н. Семенов, Н.А. Фененко, А.П. Медведев// Вестник ВГУ. – 2010. – №1. – С. 147-154

1 Онищук В.А. Урок в современной школе/В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 1991. – 324с.

2 Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ/ Ю.И. Коваленко. – М. Просвещение,1988. – 320с.

3 Писарева Л.И.  Тенденция развития современной школы ФРГ/ Л.И. Писарева// Педагогика. – 1991. - №2

4 Сергеева Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе/Н.Б. Сергеева// Педагогика. – 1993. - №3

5  Об образовании: Фед. Зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html

6 тот же

7 Об образовании: Фед. Зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html

8 тот же

9 Об образовании: Фед. Зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html

10 О высшем и послевузовском образовании: Фед. зак. РФ от 22 августа 1996  ФЗ №125. – URL: www.consultant.ru/popular/education/94_2.html

11 Об образовании: Фед. Зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html

12 О высшем и послевузовском образовании: Фед. зак. РФ от 22 августа 1996  ФЗ №125. – URL: www.consultant.ru/popular/education/94_2.html

13 Об образовании: Фед. Зак. РФ от 10 июля 1992 ФЗ №3266-1. – URL:www.rg.ru/2011/10/19/obrazovanie-site-dok.html

14 [Three-Cycle System]// Официальный сайт Болонского процесса.-URL://www.ehea.info/article-details.aspx?ArticleId=17

15 Артемов В.А. Германия: история, политика, экономика/ В.А. Артемов. – Воронеж: Воронеж. Гос. Ун-т, 2002. – С.231

16 Артемов В.А. Германия: история, политика, экономика/ В.А. Артемов. – Воронеж: Воронеж. Гос. Ун-т, 2002. – С.234

17 [На учебу в Германию: коротко о главном]//Официальный сайт немецкая волна.  - http://www.dw.de/dw/article/0,,4142428,00.html

18 [Особенности Болонской системы в Германии]//Официальный сайт немецкая волна. - http://www.deutsche-welle.cn/dw/article/0,,4166592,00.html

19 Артемов В.А. Германия: история, политика, экономика/ В.А. Артемов. – Воронеж: Воронеж. Гос. Ун-т, 2002. – С.235

20 Артемов В.А. Германия: история, политика, экономика/ В.А. Артемов. – Воронеж: Воронеж. Гос. Ун-т, 2002. – С.236

21 Дмитриева С.И. Студенчество в Европе: между реформой и протестом/ С.И. Дмитриева, В.И. Сальников, А.А. Слинько//Вестник ВГУ. – 2009. - №2. – С.132

22 [меры  по развитию образования]//сайт Стратегия-2020.  -  http:// 2020strategy.ru / data / 2012 / 03 / 14 / 1214585998/1itog.pdf

23 Плященко Т.Е. Современные тенденции развития государственной политики в сфере науки и высшего образования: опыт Германии/ Т.Е. Плященко//Вестник ВГУ. – 2009. - №2. – С.137

24 [Реформа высшего образования в Германии – Болонский процесс]// Сайт германской службы академических обменов. - URL://www.daad.ru/?m=1&seite=1&s=rus&a=

25 [ В Германию – по стипендиальной программе]// Сайт немецкая волна. – http:// www.dw.de / dw / article / 0,,4210096,00.html

26 Плященко Т.Е. Современные тенденции развития государственной политики в сфере науки и высшего образования: опыт Германии/ Т.Е. Плященко//Вестник ВГУ. – 2009. - №2. – С.138-139

27 Семенов В.Н. Сотрудничество ВГУ с вузами Германии: поиск новых форм/ В.Н. Семенов, Н.А. Фененко, А.П. Медведев// Вестник ВГУ. – 2010. – №1. – С. 147

 


 

 



Информация о работе Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ