Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести комплексный сравнительный анализ систем образования России и Германии для осмысления ошибок и выявления новых методов образования своей страны.
Решение выше поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Проанализировать систему образования в ФРГ;
Охарактеризовать систему образования в РФ;
Выявить перспективы систем образования в РФ и ФРГ;
Проследить за проблемами систем образования;
Выявить пути сотрудничества РФ и ФРГ в сфере образования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая структура образования РФ………………………………..........6
Дошкольное образование…………………………………………...6
Среднее образование………………………………………………...7
Среднее профессиональное образование………………………….9
Высшее образование……………………………………………….10
Глава 2. Общая структура образования в ФРГ…………………………….......12
Дошкольное образование………………………………………….12
Среднее образование……………………………………………….12
Среднее профессиональное образование…………………………14
Высшее образование……………………………………………….15
Глава 3. Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ……………………………………………………………………….17
Основные проблемы систем образования………………………...17
Основные направления и меры по развитию образования……...19
Сотрудничество России и Германии в сфере образования………………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Сравнительный анализ образовательных систем ФРГ и России.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что образование в России за последнее десятилетие претерпевает существенные изменения. Школьное образование становится более приближенным к вузовскому, включает больше самостоятельной деятельности и открывает свободу выбора выпускнику как, где и на кого учится.

 

 

Глава 2

Общая структура образования ФРГ

Германия – федеративное государство, состоящее из 16 земель, каждая из которых дает возможность выбора формы образования и варианта обучения. Несмотря на такую свободу, все земли взаимодействуют друг с другом, в результате чего была принята унификация основных положений системы образования во всех землях, т.е. политика согласована в плане продолжительности каникул, учебного плана, выдачи аттестатов, итоговых аттестаций. В каждой земле действует свой закон об образовании, но основу каждого составляет общефедеральный. При обучении на различных стадиях учитываются личностные особенности для выбора уклона образования.

    1. Дошкольное образование.

Первую ступень системы образования составляют детские сады (Kindergarten). Детские сады принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. Главным является развитие речи, детской индивидуальности, социальное и физическое воспитание и игра. Если при поступлении в школу дети отстают в  развитии, то они догоняют сверстников в специальных дошкольных классах(Vorklassen) и детских садах при школах (Schulkindergarten). Дошкольное образование в Германии необязательно. В детском саду дети проводят время  до обеда, а вторую половину дня – дома в семейном кругу. Имеются детские сады и детские учреждения с продленным днем и частные детские сады. Но сеть дошкольных учреждений в Германии развита слабо.

    1. Среднее образование.

Артемов писал, что «обязательное школьное образование проходит в возрасте от 6 до 19 лет. По истечении обучения, выпускнику выдается аттестат зрелости, по которому он может поступать в высшее учебное заведение. Каждая школа привязана к правительству своей земли и имеет свой план обучения.

Школьное обучение разделяется на 3 ступени: начальная школа, средняя школа и школа старшей ступени.»15

 Начальная школа длится  от 4 до 6 лет. Первые два класса  характеризуются тем, что все  предметы проходят комплексно, в  рамках одного учебного курса. После начальной школы, ребенок переходит в среднюю школу. Особенность перехода в том, что уже в это время начинается специализация, ребенок и его родители сами выбирают, что ему ближе, что будет связано с его будущей профессией, какого уровня будут знания. Более того, переход требует рекомендаций учителей, то есть работает принцип, что способный ребенок имеет больше возможностей и перспектив. Среднее школа делится на 4 типа: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа.

  1. Гимназия. Наиболее престижный вид средней школы. По истечении обучения и получении аттестата,  выпускник вправе поступить в высшее учебное заведение без вступительных экзаменов. Как правило, это школы гуманитарного профиля, ученики вправе выбирать специализированные дисциплины кроме основных предметов. Обучение проводится с 5 по 13 класс. После окончания 12 класса, ученику выдается диплом, по результатам которого он может поступить в технический институт, а после 13 класса – аттестат, по которому он поступает в университет.
  2. Реальная школа. Самая распространённая школа в Германии. Обучение проходит с 5 по 10 класс. Отличие ее от гимназии в том, что большее внимание уделяется специализированным, профильным предметам. По окончании обучения ученик получает аттестат и возможность поступить в техникум или профессиональное специальное училище.
  3. Основная школа. В данной школе обучается примерно ¼ детей. Здесь внимание уделяется общему образованию, который влияет на будущую профессию ребенка. Обучение проходит с 5 по 10 класс. По окончании обучения, ученики поступают в профессиональные училища.
  4. Образовательная школа. Включает в себя признаки всех вышеперечисленных школ. Обучение проходит 6 лет, с 5 по 10 класс, но в некоторых объединенных школах существует еще и 11-13 классы. Однако данные школы существуют не во всех землях.

2.3.Среднее профессиональное образование

В Германии существуют так называемые технические школы, или профессиональные училища сферы обслуживания, обучение в которых происходит последние три класса. Это называется дуальная система профобразования, при которой учеба производится без отрыва от производства. Профессиональные училища предлагают более 400 профессий (технические: автомеханик, младший технолог производства, электромонтажник; гуманитарные: банковский клерк, страховой агент, секретарь-референт). Студент может выбрать специальность сам. Занятия продолжаются по 6–8 часов в неделю. Обучение узкопрофильное, то есть перечень дисциплин строго соответствует профессии, выбранной студентом. Дуализм заключается в том, что сначала студент изучает теорию и принципы работы, а потом применяет полученные знания на практике. Всего отводится на работу на предприятиях около ¾ академических часов. Крупные предприятия сами вводят новые методы обучения в собственных центрах подготовки, мелкие же принимают студентов на кратковременный срок. Считается, что за каждым студентом должен быть закреплен наставник из числа опытных служащих. К тому же учащиеся получают и стипендию, и зарплату. Независимо от выбранной специальности все они обязательно проходят общие предметы: немецкий язык, обществоведение, экономику. По окончании образовательного учреждения студент получает аттестат, а также свидетельство от фирмы о прохождении трудовой практики, которые в совокупности дают право поступить в вуз.

2.4.Высшее образование

Согласно Артемову «всего в Германии насчитывается 90 университетов, 153 специализированных вузов, 49 высших школ искусства, 30 высших школ управления, 17 теологических вузов, 6 педагогических вузов и один вуз широкого профиля. Самый крупный университет Германии – Мюнхенский. Он отличается высоким уровнем развития научных исследований.»16

Академический год делится на два семестра: зимний и летний. Зимний начинается в октябре, летний – в апреле. Остальное время вне учебы приходится на сдачу экзаменов и прохождения практики. Основной этап состоит из  семестров, после чего студент сдает выпускные экзамены и получает диплом. действует принцип "академической свободы". Для вузов этот принцип означает прежде всего независимость от каких-либо высших инстанций, а для студентов - самостоятельность в выборе предметов. В университетах нет жестких учебных планов, однако существуют четкие модули по каждой специальности, предполагающие посещение определенного количества тех или иных занятий.17

 Происходит реформирование  высшего образования согласно  Болонской системе образования, принятой в 1999 году рядом стран-государств о создании единого общеевропейского образовательного пространства. В числе первых, кто принял эту систему, оказалась Германия. Ключевым моментом считается появление двухуровневой системы высшего образования: бакалавриата и магистратуры.  В качестве третьего уровня признается аспирантура. Бакалавр — первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3–4 года, для допуска необходим немецкий аттестат о законченном среднем образовании. «Магистр — второй диплом после 1–2 лет обучения. Начало обучения либо сразу после бакалавриата, либо после нескольких лет профессиональной деятельности. В магистратуре происходит более углубленная специализация и научная работа. Аспирантура - подготовка диссертации, связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2–4 лет. »18 Оценка успеваемости в рамках Болонского процесса происходит по нагрузке студентов объемом работы, необходимой для окончания учебы. Одна кредитная единица соответствует 30 часам учебной нагрузки. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен набрать не менее 300 кредитов (пять лет обучения). Кредиты учащийся получает, если просто выдержал экзамен.

Таким образом, основу образования составляет отбор наиболее талантливых и способных детей еще по окончании начальной школы, которые в будущем и составляют процент студентов высших учебных заведений. По Артемову «главный государственный механизм в этой области – закон о содействии в получении образования. Каждый месяц студент равными частями получает стипендию, а через пять лет после окончания вуза он начинает возвращать долг, однако не весь, а лишь половину всей суммы.»19

Германия практически полностью перешла на Болонскую систему высшего образования. Анализы состояния рынка труда в Германии демонстрируют, что бакалавры и магистры весьма неплохо зарабатывают, к тому же они более мобильны, приспособляемы.

Глава 3. Сравнительная характеристика перспектив развития систем образования РФ и ФРГ.

    1. Основные проблемы систем образования.

Современная политика государств в сфере образования имеет массу противоречий как в нашей стране, так и во всем мире. В Российской федерации противоречия и разногласия начинаются еще со школьного образования, которое, под влиянием меняющейся системы высшего образования, так же претерпевает изменения.

1) Происходит сокращение  числа образовательных учреждений в связи с уменьшением числа учащихся. Это приводит к тому, что муниципалитеты сокращают финансирование школ, что является одной из причин снижения качества и степени образованности выпускников.

2) Школа пытается копировать  систему высшего образования. Главной целью школы становится подготовка ученика в вуз. Но школа не должна быть вариантом репетиторства, и ученик должен в ней получать более широкие знания, чем те, которые нужны для поступления. Взаимоотношения школы и вуза — это проблема, существующая во многих европейских странах.

3) С введением единого  государственного экзамена в  качестве выпускных экзаменов  из школы и вступительных в  высшие образовательные учреждения  встает проблема непонимания  того, какая профессия будет актуальна в будущем, ведь задуматься о своей будущей профессиональной деятельности приходится теперь задолго до самих экзаменов. Неуверенность в выборе толкает выпускников к сдаче максимального количества экзаменов, что в конце приводит к тому, что абитуриент выбирает тот вуз, в рейтинге которого он занял наиболее лучшее положение, совсем не задумываясь о дальнейшем.

В системе высшего образования так же имеется ряд противоречий, споров насчет того, нужна ли России Болонская система образования:

1) Система бакалавр – магистратура не подходящая модель образования для России. В РФ найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов. Масса студентов останавливается на бакалавриате, что мешает им получить престижную и высокооплачиваемую работу.

2) Количество предметов  уменьшается, что приводит к еще  более существенному разрыву  между школой и высшим учебным  заведением. 

3) Минимальное количество  студентов ездит обучаться по  всему миру, причиной этому является нехватка денег, достаточных для обучения студентом всего семестра в стенах европейских вузов.

4) предоставление права  выбора предметов, помимо обязательных, так же имеет существенный  недостаток. В первую очередь  это то, что студент будет ходить  на курсы, которые наиболее простые, он не будет записываться на направления, где предъявляются высокие требования. При Болонской системе наиболее требовательные и серьезные курсы будут исчезать, оставляя легкие курсы, т.е. понижая уровень образования. 

5) проблемы на рынке труда, узкоспециализованные специалисты становятся все менее востребованы;

В германии также есть ряд противоречий, в основном связанных с системой высшего образования. В монографии Артемова сказано, что «Первые забастовки прошли осенью 1997 года почти в 100 немецких вузах, которые требовали привлечения внимания правительства ФРГ к положению студентов. Материальная поддержка государством студентов резко снизилась за 20 лет.  Часто отсутствие поддержки вынуждает студентов бросать учебу. Практика показывает, что до 60% студентов вынуждены работать во время учебы, что удлиняет все время обучения в вузе.»20 Часть бастующих требует отмены двухуровневой системы образования.21

В целом, Болонская система прижилась в немецких вузах. Однако студенты  жалуются на большую учебную нагрузку и короткие временные рамки.

    1. Основные направления и меры по развитию образования

С февраля 2011 года 22 экспертные группы во главе со специалистами из НИУ ВШЭ работали над  докладом о социально-экономическом развитии России.  10 глава стратегии повествует о  развитии образования России. 

В стратегии предлагается два сценария развития профессионального образования в России – консерваторский и реформаторский. Первый предполагает, что государство будет заботиться лишь о снижении социальных рисков и минимально вмешиваться в сложившуюся систему интересов. Это позволит достигнуть эффективного уровня заработной платы, повысить стипендии студентам до прожиточного минимума, реализовать программы образовательного кредитования для студентов. Реформаторский сценарий предполагает активное изменение системы профессионального образования при опоре на семьи и работодателей. Сценарий может повысить долю выпускников вузов, работающих по специальности, сократить затраты, связанные с дообучением недавних выпускников вузов на рабочем месте и позволит использовать значительную внутреннюю экономию от реорганизации неэффективных вузов.

Информация о работе Сравнительная характеристика перспектив развития образования в РФ и ФРГ