Союзное государство Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

«Курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия» - сказал Президент Российской Федерации, выступая в Минске на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. И далее он отметил, что строительство Союзного государства идет далеко не просто.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки к объединению России и Белоруссии в союз………………………...4
Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии……………….6
Союзное государство России и Белоруссии. Современное состояние……………11
Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии…………….13
Перспективы Союзного государства России и Белоруссии………………………..16
Единая валюта………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

      Помимо  этого Президенты подписали еще  два важных соглашения: Договор  о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

      Принятие  указанных документов означало  переход России и Белоруссии  на качественно новый уровень  интеграции в политической, экономической  и социально-гуманитарной сферах.

      28 апреля 1999 г. в Москве Б.Н. Ельцин и  А.Г. Лукашенко подписали 14 решений  Высшего Совета Беларуси и  России, в том числе:

  • о завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России;
  • о концепции безопасности Союза Беларуси и России;
  • о концепции пограничной политики Союза Беларуси и России;
  • о концепции совместного оборонного заказа государств - участников Союза Беларуси и России.

      8 октября  1999 г. одновременно в России  и Белоруссии на всенародное  обсуждение был вынесен проект  Договора о создании Союзного государства. В тот же день публикуется проект Программы действий по реализации данного Договора.

      В конце  ноября 1999 г. Договор о создании  Союзного государства представлен  Президентам России и Белоруссии  для подписания. 8 декабря 1999 г.  Президенты Б.Н. Ельцин и А.Г.  Лукашенко подписали Договор  и Программу действий по реализации  его положений. 26 января 2000 г. Договор вступил в силу.

      Это был  самый сильный интеграционный  шаг России на постсоветском  пространстве, хотя уже тогда  многие эксперты отмечали его  предвыборный характер, т.к. идея  объединения двух государств  была очень популярна в общественном  мнении и в России, и в Белоруссии.

      С выполнением Программы должен быть завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой, что можно трактовать как промежуточную форму между федеративным и конфедеративным устройством, но решающую роль для определения будущей формы мог бы играть конкретный план последовательности интеграционных действий, которого в документах не содержалось.

      В Программе  не оказалось места ни конкретной  разбивке процесса интеграции  на этапы с определением их  последовательности, ни какие-либо  сроки её исполнения.

      IV этап: В течение 2000 и 2001 гг. продолжалась работа по формированию Союзного государства. Состоялось несколько заседаний высших органов Союзного государства. Было принято решение о введении единой денежной валюты с 2008 г.

      Одной из  важнейших задач, стоящих перед  двумя государствами, являлась  разработка и принятие Конституционного  Акта Союзного государства, определяющего  государственное устройство и  основы функционирования его  институтов.

      В 2001 году  началась разработка основных  положений проекта Конституционного Акта Союзного государства России и Белоруссии. Была создана Рабочая группа под руководством заместителя руководителя администрации Президента Республики Беларусь Л.П. Козика. 1 февраля 2002 г. Рабочая группа подготовила проект документа "Принципы Конституционного акта Союзного государства".

      На заседании  Высшего Госсовета с участием  Президентов России и Белоруссии  в Минске 20 января 2003 г. был утвержден  состав совместной комиссии по  разработке проекта Конституционного  Акта во главе с руководителями  нижних палат парламентов обеих  стран, которой подготовил проект названного документа.

      Проект  Конституционного Акта после  его одобрения Высшим Государственным  Советом Союзного государства  должен быть вынесен на референдум  России и Белоруссии.

      V этап: В 2002 году В.Путин предложил строить Союзное государство на несколько иных основаниях – по образцу ЕС. В апреле 2002 года между странами было подписано соглашение, по которому Россия обязывалась поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам в ближайшие пять лет. Впрочем, считать это шагом, связанным с интеграционными планами, вряд ли можно. Целью Газпрома было получение контроля над Белтрансгазом. Беларусь со своей стороны обещалась создать через год и два месяца газотранспортное совместное предприятие Газпрома и Белтефтегаза с паритетным участием. В связи с чем в ноябре 2002 г в двусторонних отношениях возник первый серьёзный кризис. Весь 2003 год интеграционные планы не сдвинулись с места. В октябре 2003 г. А.Лукашенко заявил, что не видит смысла во вводе единой валюты, как он представляется по российскому сценарию (с единым эмиссионным центром в России). Это означало отмену её ввода, прежде намеченную на 1 января 2005 года.

      Зимой 2004 г. между Россией и Беларусью  произошла первая «газовая война». В феврале Беларусь была отключена  от газоснабжения. Закончился  конфликт новыми договорённостями  по уступке Газпрому половины  акций Белтрансгаза. Одновременно в Москве заговорили о строительстве «Северного потока» - трубопровода, позволяющего огибать территорию Беларуси и Украины в поставках газа в Европу.

      Осенью 2005 года был сорван и ещё один  прежде планировавшийся шаг: Высшему  совету СГ так и не был  представлен согласованный проект  Конституционного акта. Не раз  отмечалось, что именно с этого  года союзная риторика в Белоруссии  ушла на второй план и основной  темой стала защита президентом  суверенитета своей страны. Примерно  такие же перемены произошли  и в России: политическая составляющая  проекта Союзного государства  потеряла свою актуальность.

      В апреле 2006 года руководство Газпрома  инициировало пересмотр условий  поставок газа в Республику  Беларусь в сторону установления  рыночных отношений: Минску была  предложена цена в $200 за тысячу  кубометров с 2007 г. (вместо $46,68). Такая  цена, будучи неподъёмной для  экономики Белоруссии, была жёстко  отвергнута Минском. Были отменены  планы введения общей валюты, намеченного (после их предыдущего  срыва) на январь 2007 года.

      С лета 2006 года этап стагнации интеграционного  проекта, шедший как минимум  с 2001 года, перерос в череду  кризисов.

      В августе  того же года МИД России  направляет в Белоруссию ноту  о том, что РФ прекращает  поставку газа по внутрироссийским  ценам, так как срок соглашения  истекает в апреле 2007 г., а вопрос  с передачей Газпрому 50% акций  Белтрансгаза так до сих пор и не решён. В начале октября 2006 года В.Путин заявил, что в российско-белорусских отношениях сложилась критическая ситуация.

      Только  за 2 минуты до наступления Нового 2007 года соглашение между Россией  и Белоруссией о цене на  газ на 2007-2011 гг. было заключено.  Цена была определена в $100 за  тысячу кубометров, тариф на транзит  - $1,45 за перекачку тысячи кубометров  на 100 км, а 50% акций Белтрансгаза Газпром получал под обязательство оплатить за них компромиссную сумму в $2,5 млрд. в течение четырёх лет.

      Уже через  день начался новый – нефтяной  – этап кризиса отношений России  и Белоруссии. Надо сказать, что  Минск не делил с Россией  экспортные пошлины на нефтепродукты с 2001 года, что предусматривалось ещё соглашением 1995 года. 1 января Россия ввела пошлины на экспорт нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), что сделало нерентабельным всю белорусскую переработку нефти. В ответ Минск ввёл плату за транзит нефти в размере $45 за тонну. Отказ России платить вынудил Белоруссию перекрыть нефтепроводы «Дружба-1» и «Дружба-2», в результате чего уже 8 января 2007 г. были остановлены поставки нефти в Словакию, Венгрию, Польшу, Чехию и Германию. Минск также пошёл на создание препятствий продвижения российских транзитных грузов в Калининградскую область. 10 января 2007 г. состоялся телефонный разговор Путина и Лукашенко, после чего пошлина на транзит нефти была отменена и 11 января поставки нефти возобновились.

      12 января  были достигнуты новые договорённости: российская экспортная пошлина  снижается до $53 (с увеличением  после 2007 г.), но Минск отказывается  от введения платы за транзит.  Фактически Россия вынудила Беларусь  разделять с ней доходы от  реэкспорта российской нефти,  а также сохранила за собой  бесплатную аренду земли под  газопроводом Ямал-Европа и нефтепродуктопроводом  Запад-Транснефтепродукт. Белоруссия отменила экспортные ограничения для российских компаний. По подсчётам специалистов, выигрыш России от этих договорённостей составил около $1 млрд. в 2007 г., потери же Белоруссии – примерно 40% доходов от нефтеэкспорта. В целом потери экономики Беларуси от удорожания газа и нефти оцениваются в 5-7% ВВП.

      После газового  и нефтяноого кризиса в Белоруссии встал вопрос о поиске путей диверсификации поставок энергоносителей. Было принято решение изучить возможность альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. Ещё с осени 2006 года Белоруссия развивала тему Энергетического союза с Украиной. Лукашенко теперь рассчитывает на поставки нефти из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана. 26 января 2007 г. А.Лукашенко признал, что односторонняя ориентация на Россию была ошибкой.

 

 Результатом двух кризисов  стал переход Белоруссии к  концепции многосекторной внешней  политики.

      Профессор  Ф.Н. Клоцвог так оценил результат газового кризиса между Белоруссией и Россией: «Россия идет на окончательное разрушение постсоветского пространства, экономическая интеграция которого имела бы важное стратегическое значение для укрепления геополитического положения России в мире и явилась бы существенным дополнительным фактором роста российской экономики».

 

 

 

 

 

3. Союзное государство России и Белоруссии.

Современное состояние

В условиях расширения ЕС, очевидно, возрастает и значение Союзного государства  и его западного «рубежа» - Белоруссии в качестве естественного исторического, культурного и геополитического рубежа между Восточной и Западной Европой.

      В последние  годы характеризуются очевидным  замедлением или даже свертывание  строительства.

      В середине  декабря 2007 г. состоялся первый  за весь этот год официальный  визит президента В.Путина в Беларусь. Результат встречи двух Президентов свёлся лишь к подписанию нескольких экономических договоров. А.Лукашенко так и не удалось ликвидировать решения российского руководства от 31 декабря 2006 года по газу и 7 января 2007 года по нефти, что означает окончательный перевод отношений двух стран в формат рыночных связей. Это практически аннулирует де-факто весь проект создания Союзного государства.

   Москву заставляет стремиться удерживать Беларусь только продвижение НАТО на восток и вопрос гарантий транзита в Калининградскую область. Однако после всех конфликтов с Россией в Минске явно задумываются над восстановлением прозападного вектора внешней политики. Белорусские интересы в Евросоюзе активно лоббируют Польша и Литва, а доля ЕС в экспорте Белоруссии уже значительно выше, чем доля РФ, и всё время растёт.

      Сейчас  имеется вакуум межгосударственных  отношений между двумя странами. Пока существует объединение  на уровне таможенного союза,  военной сферы, работы союзного  правительства с небольшим бюджетом  в 4 млрд. российских рублей, действует  единая система ПВО и объединённая  группировка войск.

      Однако, в январе 2008 года Россия объявила о своём намерении отказаться и от радиолокационных станций, расположенных за рубежом, в том числе в Белоруссии. Ещё одна сфера сотрудничества между двумя странами, прежде считавшаяся крайне важной, будет свёрнута.

      11 июля 2008 г. в Минске на совместном заседании Коллегий Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля (КГК) Республики Беларусь, был рассмотрен оперативный отчет о ходе исполнения бюджета Союзного государства за I квартал 2008 года, а также результаты проверки целевого использования средств бюджета Союзного государства на реализацию совместных программ и мероприятий.

      Внимание  было обращено на низкие темпы  освоения бюджетных средств главными распорядителями, а также на то, что одной из наиболее острых проблем при исполнении бюджета Союзного государства является недостаточная эффективность совместных инвестиционных программ. За период 2002 - 2007 гг. из предусмотренных к завершению 25 программ в установленные сроки завершены только 12.

      И все  же, по сравнению с 2007 годом,  в 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Беларуси  были приняты к рассмотрению  подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза.

      На данный  момент можно говорить о некотором  всплеске российско-белорусского  сотрудничества. Так, 21 марта на заседании  Совета министров Союзного государства  Белоруссии и России одобрена  программа согласованных действий  в области внешней политики  на 2008-2009 годы. Этой программой определяется  стратегия взаимодействия, она направлена  на создание благоприятных внешних  условий для устойчивого социально-экономического  развития двух стран. Также  рассмотрены проекты и утверждены  новые союзные программы в  сферах борьбы с преступностью  и обеспечения безопасности Союза  в новых геополитических и  экономических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии

4.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии

Значение союза России и Белоруссии выходит за пределы  обоих государств. Он может рассматриваться  не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой  третьей страны, которая разделяет  цели и принципы союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Информация о работе Союзное государство Беларуси и России