Современная концепция национальной безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Методология исследования национальной безопасности 5
1.1 Стартегия обеспечения национальной безопасности 10

2. Характеристика среды безопасности современной России 16

3. Основные проблемы внутренней безопасности России 22

4. Основные направления деятельности государственных
органов власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России 35

Заключение 42

Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Концепция национальной безопасности..doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

В заключение можно отметить, что действия по обеспечению национальной безопасности, в частности, безопасности основ конституционного строя Российской Федерации и защите интересов государства от угрозы правового сепаратизма, могут проводиться по двум основным направлениям:

1) противодействие уже реально существующим угрозам, непосредственное реагирование (адекватное, в соответствии с характером и масштабом этих угроз) на них;

2) превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз.

 


Заключение

 

Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для вы­ражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы "национальная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.

Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.

Особенностью отечественной системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных ИСТОЧНИКОВ

  

1.       Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

2.       Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке". М.: ЭДАСПАК, 2001.

3.       Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

4.       Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.

5.       Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб.  статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

6.       Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.

7.       Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997.

8.       Закон Российской Федерации "О безопасности".

9.       Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993

10.   Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

11.   Концепция национальной безопасности. В ре­\дакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

12.   Маликова Н. Р. Методология этносоциологического ис­\следования. М.: РАН, 1995.

13.   Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М.: РАГС, 1997.

14.   Независимая газета. 2000. 12 июля.

15.   Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные ин­\тересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.

16.   Подберезкин А. И. Русский путь. М.: Рау-Университет, 1997.

17.   Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.

18.   Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124.

19.   Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2000. №1.

20.   Шахназаров Г. Фактор личности и альтернатива демократии // Свободная мысль. 1997. № 10.

21.   Шахрай СМ. Мифология чеченского кризиса. М., 1996.

 


Приложение 1

 

Схема концепции национальной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             


Приложение 2

 

Субъекты Российской Федерации с признаками

этнополитической напряженности

 

пп

Субъекты

Федерации

Национально-территориальные

образования

Доля

русских менее 70%

Высокая нагрузка вынужденными

мигрантами

Конфликтогенный

потенциал

(группа)

Европейский Север

1.

Карелия

+

-

+

2

2.

Коми

+

+

-

2

Черноземный центр

3.

Белгородская область

-

-

+

1

4.

Воронежская область

-

-

+

1

5.

Курская область

-

-

+

1

Урало-Поволжье

6.

Башкортостан

+

+

+

3

7.

Волгоградская область

-

-

+

1

8.

Калмыкия

+

+

-

3

9.

Марий-Эл

+

+

-

3

10.

Мордовия

+

+

+

2

11.

Оренбургская область

-

-

+

1

12.

Пензенская область

-

.

+

1

13.

Самарская область

-

-

+

1

14.

Саратовская область

-

-

+

1

15.

Татарстан

+

+

+

4 (б)

16.

Удмуртия

+

+

-

2

17.

Ульяновская область

-

-

+

1

18.

Чувашия

+

+

-

3

Северный Кавказ

19.

Адыгея

+

+

-

3

20.

Дагестан

+

+

-

4 (а)

21.

Ингушетия

+

+

+

4 (б)

22.

Кабардино-Балкария

+

+

+

4 (б)

23.

Карачаево-Черкесия

+

+

+

4 (б)

24.

Краснодарский край

-

-

+

3

25.

Ростовская область

-

-

+

1

26.

Северная Осетия

+

+

+

4 (а)

27.

Ставропольский край

-

-

+

3

28.

Чечня

+

+

-

4 (а)

Сибирь и Дальний Восток

29.

Агинский АО

+

+

-

3

30.

Амурская область

-

-

+

1

31.

Бурятия

+

+

-

3

32.

Приморский край

-

-

+

1

33.

Республика Алтай

+

+

-

3

34.

Республика Саха

+

+

-

3

35.

Тыва

+

+

-

4 (б)

36.

Усть-Ордынский АО

+

+

-

3

37.

Хакасия

+

-

-

3


 



[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.

[2] Там же

[3] Независимая газета. 2000. 12 июля.

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

[5] Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993; Закон Российс­кой Федерации "О безопасности". М., 1992; Концепция национальной безопасности В ре­дакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

[6] Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124; Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб.  статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.

[7] Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997. С. 15-16.

 

[8] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

[9] Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000. С. 53-64.

[10] Там же.

[11] Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 262-263.

[12] Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопас­ность Евразии 2000. №1. С. 14.

[13] Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации, Комитет по ох­ране здоровья Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 1990-1998 гг.

 

[14] Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 299-304.

 

[15] Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопас­ности России в XXI веке". М. ЭДАСПАК, 2001. С. 301-302.


Информация о работе Современная концепция национальной безопасности РФ