Современная концепция национальной безопасности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой обусловлена практическими задачами реформирования России, выработкой новой политики обеспечения национальной безопасности, отвечающей жизненно важным интересам россиян и учитывающей новые международные реалии. Сегодня вся сложность процесса политических и экономических преобразований в стране сфокусировалась в единой комплексной задаче – обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Выполнение этой комплексной задачи является не только условием, но и главной целью российского реформирования. Только научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности способна дать необходимые знания о явлении и выработать верную политику обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

Содержание

Введение 3

1. Методология исследования национальной безопасности 5
1.1 Стартегия обеспечения национальной безопасности 10

2. Характеристика среды безопасности современной России 16

3. Основные проблемы внутренней безопасности России 22

4. Основные направления деятельности государственных
органов власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России 35

Заключение 42

Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Концепция национальной безопасности..doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидация СССР, кризис федерализма, конфронтация между партиями и ветвями государственной власти, борьба между старым и новым мышлениями – все это причины анархии в формировании национальных целей, ценностей и интересов России.

Сторонники "особой роли" и "особого пути" России сводят политику обеспечения национальной безопасности к изоляции страны от внешнего мира.

Спектр мнений, функционирующих в обществе по поводу политики обеспечения национальной безопасности и ее фундамента – национальных ценностей, интересов и целей, достаточно сложен. Однако он дает представление о среде, в которой происходит процесс демократизации в России, формируется парадигма национальной безопасности страны в XXI веке. Чрезмерно пестрая палитра мнений по таким важнейшим вопросам опасно для стабильности в обществе и государстве. Эта опасность усиливается внутренним экономическим положением и слабостью институтов государственной власти.

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

В современных условиях среди нерешенных остается проблема обеспечения внутренней безопасности страны от угроз регионального, национального сепаратизма и религиозного экстремизма; сохраняются серьезные экономические, политические и социальные риски; остается низким уровень материального и духовного благосостояния россиян.

Специфика нынешнего состояния национальной безопасности России состоит прежде сего в том, что главные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства исходят изнутри страны и представляют для России гораздо большую опасность, чем внешние угрозы.

Предпосылки для вызревания многих современных угроз и опасностей внутренней безопасности России закладывались в советский период истории. Сверхцентрализованная социальная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна в последние десятилетия советского управления стала отставать в социально-политическом, технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался и выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанной в начале 90-х годов на основе единовременной либерализации цен и внешней торговли, массовой приватизации госсобственности и ограничения роли государства проведением монетарной политики. Реформирование экономической системы без учета особенностей российской экономики усилило негативные тенденции, имевшие место в советской экономике, привело к обвальному падению производства, дезорганизовало всю хозяйственную сферу страны.

Расширился круг депрессивных регионов, которые не в состоянии обеспечить воспроизводство за счет собственных ресурсов. Значительно возросла территориальная дифференциация естественного прироста и доходов населения. Сопоставление денежных доходов на душу населения жителей Москвы и ряда областных и республиканских центров показывает, что они значительно разнятся при сравнении их со стоимостью 19 основных продуктов питания. Например, возможность приобретения этого набора товаров в Москве в 10,6 раз выше, чем в Дагестане. Региональная политика Центра практически упускает из поля своего внимания этот усиливающийся процесс социально-экономической дифференциации регионов, что служит питательной средой для политического, этнического и правового сепаратизма регионов.

В наиболее неблагоприятных социально-экономических условиях сегодня находятся регионы Северного Кавказа, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эти регионы располагают меньшими возможностями для социально-экономического развития.

Серьезной угрозой внутренней безопасности остается функционирование "теневой экономики". Криминальные структуры проникают во все звенья социально-экономической сферы. Среди основных угроз экономической безопасности Российской Федерации: коррупция в органах государственной власти, спад производства в наукоемких областях, резкий рост экономической преступности, невыполнение государством функций защиты субъектов хозяйствования.

За последние годы общая преступность в стране не только не снизилась, но и продолжает расти. Анализ криминогенной обстановки в сфере экономики дает основание утверждать, что большинство промышленных предприятий России оказались под контролем организованных преступных групп, в различного рода зависимости от легальных коммерческих структур, созданных преступными группировками благодаря использованию нажитых преступными путями средств. Это, прежде всего, характерно для отраслей экономики, продукция которых обеспечивает наиболее быстрое получение прибыли от вложенного капитала (добыча нефти; драгоценных металлов, камней; черной и цветной металлургии). Организованная преступность проникла в сферу внешнеэкономической деятельности, в торговлю и транспорт.

Из общего числа преступных посягательств на природные ресурсы более 49% составляют посягательства на продукцию цветной металлургии. Согласно экспертным оценкам латентность преступлений в цветной металлургии колеблется от 50 до 70%. Особую опасность представляют хищения цветных и редкоземельных металлов с металлоемких производств, объектов энергетики, транспорта и связи. Они не только наносят значительный материальный ущерб всей нации, но и создают реальную угрозу общественной безопасности, так как их последствиями могут стать чрезвычайные происшествия и техногенные катастрофы.

Отсутствие должного государственного контроля в металлургии способствует не только отмыванию денежных средств и расцвету "теневого бизнеса", но и монополизации иностранными компаниями экспорта российских металлов.

Анализ материалов и дел оперативного учета, а также оперативной информации ФСБ, ФАПСИ, ГТК свидетельствует о монополизации предприятий алюминиевой промышленности России фирмами, входящими в британскую корпорацию "Trans World Group". Это стало возможным благодаря бесконтрольной переориентации отечественных алюминиевых заводов на толлинговые операции. Суть этих операций заключается в гарантированной поставке давальческого сырья (глинозема) на предприятия с последующим сбытом готовой продукции. Предприятия получают от корпорации кредиты под высокую (24% годовых в валюте) процентную ставку, что приводит вместо планируемого обновления производственной базы к простому кредитованию их оборотных средств. Тем самым британские трейдеры обеспечивают себе высокие доходы и перекачку стратегически важного металла на Запад.

В настоящее время российская организованная преступность активно взаимодействует с зарубежными преступными группировками. Ими широко используются внешнеэкономические связи государства. Если в 1993 г. был выявлен 101 случай контрабанды, то в 1997 г. этот показатель увеличился в 30 раз. Всего же в 1997 г. правоохранительными органами выявлено более 200 тыс. преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. За последние два года органами внутренних дел выявлено более 25 тыс. незаконных валютных сделок[9].

Затянувшийся процесс формирования законодательной базы и механизма государственного контроля за внешнеторговыми операциями способствовал росту обширной сети коммерческих структур, занимающихся незаконной внешнеэкономической деятельностью и получаемых необлагаемые налогом сверхприбыли.

В последнее время широкий размах получило такое социальное явление как антисоциальная деятельность государственных коррумпированных чиновников. Сложность преодоления этого явления состоит нередко в том, что это – государственные служащие, по долгу службы обязанные содействовать укреплению национальной безопасности России. Беспрепятственное пересечение правонарушителями границ, незаконный и бесконтрольный провоз грузов и валюты осуществляются не без содействия коррумпированных государственных служащих. Совершаемые ими противоправные действия наносят серьезный ущерб жизненно важным интересам личности и общества Взяточничество должностных лиц наносит не только материальный ущерб, но и подрывает доверие граждан к государству. По данным экспертов, число организованных преступных групп, имеющих коррумпированные связи в органах государственной власти и управления, за 1999 г. возросло на 23,1%[10].

Исследование организованной преступности в экономической сфере выявило следующие тенденции в ее развитии:

       приток новых сил, в т.ч. из сфер государственного управления, военной службы, правозащитной деятельности, в "теневую экономику";

       проникновение лиц из преступных группировок в органы государственной власти и управления всех уровней и сфер деятельности;

       усиление организованного начала в преступной среде;

       массовый переход представителей уголовной среды в легальные предпринимательские структуры;

       активизация организованных преступных группировок в установлении межрегиональных и международных связей;

       расширение сфер преступной деятельности;

       нарастание противодействия оргпреступности правоохранительным органам, усиление психологического и физического давления на "несговорчивых" должностных лиц, работников правоохранительных органов;

       формирование координационных центров оргпреступности в федеральных округах страны (Центральном, Дальневосточном, Сибирском, Южном и др.);

       активизация борьбы в среде преступных сообществ за жизненные сферы и территории влияния;

       активизация преступных посягательств на бизнесменов, банкиров, политических деятелей и резкий рост заказных убийств.

В ближнесрочной перспективе можно прогнозировать рост влияния оргпреступности на легальную экономику. По оценкам специалистов, в ближайшее время теневой капитал будет контролировать до 45% ВВП России[11]. По мере вытеснения криминальных структур из сферы легальной экономики они неизбежно будут занимать нишу в сфере нелегального бизнеса – наркобизнес, торговля оружием и людьми.

В условиях перехода к рыночной экономике и смены форм собственности возросли угрозы внутренней безопасности России в социальной сфере. Государственная социальная политика как в отношении всего населения, так и конкретных его слоев, групп и общностей остается малоэффективной.

Социологический анализ показывает, что в современных условиях только 1,2% опрошенных россиян считают, что их права в социальной сфере соблюдаются (право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание). Еще 12,7% опрошенных склонны считать, что социальные права личности и конкретно их собственные соблюдаются "в большинстве случаев". Однако в 6 раз больше тех, кто придерживается противоположного мнения: "социальные права личности в современном российском обществе не соблюдаются"[12].

Среди реальных угроз внутренней безопасности России в социальной сфере можно выделить следующие:

       бедность;

       нарушение прав личности на безопасность, труд, образование, жилье, бесплатное здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость;

       распространение наркомании, пьянства, хронических и инфекционных заболеваний;

       падение духовности в обществе; массовая деградация трудовой морали, отчуждение личности от трудового образа жизни;

       деградация социальной сферы с постепенным приданием всем процессам необратимого характера;

       признание общественной нормой массового нарушения законов;

       сведение всех социальных проблем к вопросам выживания без ориентации на развитие личности.

Особенностью российской бедности конца XX века являлась ее стремительность распространения. Всего за несколько лет Россия превратилась из богатейшей страны в одну из беднейших стран мира по уровню материального благосостояния населения. В стране продолжается рост семей, в которых минимальный доход в месяц на одного члена семьи находится на уровне прожиточного минимума. По данным официальном статистики, численность населения России с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 г. составила более 30 млн. человек, что составляет 21% всего населения страны. Согласно данным ВЦИОМ за 1999 г., 60-80% россиян "перебивается" на уровне прожиточного минимума. По уровню жизни Россия сравнялась сегодня с Анголой и Коста-Рикой. В структуре бедного населения особенно тяжелое положение складывается в многодетных семьях.

Следствием бедности и нищеты населения являются снижение общего уровня здоровья нации, сокращение продолжительности жизни, превышение смертности над рождаемостью. Состояние здоровья населения страны на парламентских слушаниях "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России" 13 мая 1997 г. было признано как кризисное. За последние годы оно не улучшилось. Основным проявлением этого кризиса стало беспрецедентное для мирного времени уменьшение численности россиян. За последние годы значительно возросла смертность населения во всех возрастных группах, достигнув показателя 14,6 на 1000 человек. Число умерших превышает число родившихся ежегодно в 1,75 раза. В общем числе умерших 1/3 составляют лица трудоспособного возраста. Остаются высокими младенческая и материнская смертность. Показатели средней продолжительности жизни снизились до 64 лет (у мужчин – до 58 лет). Смертность в возрасте 20-30 лет увеличилась на 61%.

Число родившихся снизилось до 8,8 на 1000 человек. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения: суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3 родившихся на одну женщину, в то время как для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы он был равен 2,1-2,2.

Информация о работе Современная концепция национальной безопасности РФ