Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа
К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.
Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91
В административном здании находятся служебные помещения руководящих органов, вместительный актовый зал, компьютерный кабинет, танцевальная студия, спортивный зал, музыкальная студия, библиотека, экспозиция традиционной национальной одежды, помещения для ведения клубной работы по интересам. Неподалеку от мэрии столицы имеется еще одно здание, принадлежащее ЧБО.
Вся работа актива
Одним из приоритетных
По всем проблемам, обсуждаемым на международных форумах мировой черкесской диаспоры, представители ЧБО Иордании стремятся проводить взвешенную линию. По мнению руководства общины, ему удается придерживаться позиций, не противоречащих интересам военно-политического руководства королевства.
У деловых кругов черкесской
диаспоры имеется
Представители других
В 1932г. в Аммане было
Для более глубокого ознакомления жизни черкесской диаспоры, следует обратить внимание на аспекты религиозной жизни черкесской общины Иордании.
Черкесы являются последователями ханафитской религиозно-правовой школы (мазхаба). Однако ритуально-бытовая практика черкесской общины в каких-то аспектах отличалась от традиционно мусульманской, что до середины XX в. особенно проявлялось в проведении религиозных праздников и погребальных обрядов. В день рождения посланника Аллаха (маулид) черкесы в своих селениях устраивали религиозные празднества в мечетях, раздавали детям напитки и сладости. В месяц рамадан дети – после наступления времени ифтара (разговения) – ходили по кварталу и стучали в двери, прося у жильцов дома муку и сладости. На окраине деревни они продавали торговцу то, что собирали и на вырученные деньги покупали праздничную одежду. Что касается праздника окончания поста (‘ид аль-фитр), то в этот день мужчины посещали своих родственников, а юноши деревни приходили в гости к девушкам, которые изготавливали и дарили им кожаные кошельки. В праздник жертвоприношения (‘ид аль-адха) жители деревни вычищали улицы, белили стены своих домов, так что все селение приобретало праздничный вид. Обеспеченные черкесы приносили в жертву упитанного теленка или несколько барашков, а их мясо раздавали бедным жителям селения. В семьях в этот день готовили мясной суп для гостей. Погребение черкесы совершают в основном по суннитскому обряду. Когда умирал человек, родственники покойного отправляли несколько молодых людей из семьи, чтобы они обошли квартал вокруг дома и соседние кварталы и известили о кончине; одновременно в мечети об этом сообщал муэдзин, он произносил имя умершего человека, его пол и время похорон. Покойника несли на кладбище, читали над ним заупокойную молитву52. Черкесы считали, что мечеть является чистым местом, которое служит только для осуществления пятикратных молитв. Этот обычай отличается от обычаев
________________________
52 Энциклопедический словарь. Сост. Брогауз Ф.А., Ефрон И.А., Т.76, СПб, 1903
суннитов, которые иногда молитву над умершим читают на территории мечети.
Отличался у
черкесов и способ захоронения.
Религиозная деятельность выходцев из мухаджиров носит и миссионерский характер, они сыграли значительную роль в исламском возрождении на Северо-Западном Кавказе, занимали должности имамов мечетей, преподавали в медресе, переводили Коран с арабского на местные языки. Так, в 1992 г. в Нальчике открылся Институт шариатских наук (в настоящее время он называется Исламским институтом), который основал репатриант из Иордании. Костяк первого преподавательского состава этого института составили зарубежные адыги, репатрианты из различных стран проживания черкесов. В 1993 г. в журнале «Нарт», органе Черкесской Благотворительной Ассоциации Иордании, была опубликована статья об исламском призыве (да‘ва) в Кабардино-Балкарской республике. Говоря о целях Исламского института, автор статьи предполагал, что со временем основы исламской религии будут преподаваться в государственных школах; откроются Центры для чтения Корана и изучения тафсира; будут издаваться религиозные книги на местных языках; проводиться встречи и круглые столы, в которых примут участие видные мусульманские деятели; ислам начнут проповедовать в разных населенных пунктах53.
______________________________
53 «Нарт», Амман, 1993, Вып. 53
Таким образом, черкесская
Чеченская диаспора
Всего в Королевстве четыре
крупных поселений, где
Компактными местами
История чеченской диаспоры и связь с ИХК определенно менее сильная, чем у черкесов. И среди ее членов есть ряд прежде всего духовных лидеров, связанных с королевством. Определенная направленность иорданских чеченцев в сторону религии объясняется тем, что по сравнению с черкесами, традиционно предпочитающими профессии врачей, преподавателей и инженеров, чеченцы в своем большинстве обучаются на шариатских факультетах ряда ближневосточных учебных заведений.
______________________________
54 Чачхалиа Д. В Кавказской Иордании и Сирии (у адыгов, абаза и чеченцев). Сухум, 1998, с.51
С конца 50 гг. усилиями иорданских чеченцев в г.Зарка было создано Чеченское благотворительное общество (ЧБО), председателем которого по настоящее время является бывший министр по делам парламента, а позднее сенатор верхней палаты иорданского парламента шейх А.Б.Джаммо. Изначально организация выполняла сугубо благотворительные и религиозные функции, однако вследствие своего развития на сегодняшний день она также является культурным центром умеренного крыла иорданских чеченцев, стремящихся сохранить родной язык, обычаи, нравы и культурные традиции. На базе ЧБО действуют ряд других организаций Благотворительное общество исламского развития (председатель А.Б.Джаммо), Чеченское благотворительное общество женщин (председатель Самиха Булат). Кроме этого, представительства ЧБО открыты в других местах компактного проживания иорданских чеченцев – г. Сухна, Сувейлих, Аль-Азрак.
В конце 80 гг. благотворительная и общественно-религиозная деятельность ЧБО, ориентированная преимущественно на внутриполитическую жизнь страны, начала постепенно вступать в противоречия со стремлением ряда влиятельных представителей чеченской диаспоры по укреплению связей со своей исторической родиной – Чечено-Ингушетией. Результатом этого процесса явилось открытие в 1990г. на основе отделения ЧБО в г. Сувейлих новой чеченской организации – «Общество друзей Чечено-Ингушетии» (здесь и далее: ОДЧИ, председатель – Самих Бино). С началом боевых действий на территории Чеченской Республики в 1994г. деятельность этого общества носила ярко выраженную антироссийскую направленность55.
_____________________________
55 «Нарт», Амман, 1998, Вып. 64-65
После относительной стабилизации обстановки в Чечне, а также в связи с масштабной международной компанией по борьбе с терроризмом антироссийская риторика этой организации под давлением иорданских спецслужб значительно снизилась и не имеет тенденции к открытым проявлениям враждебности. В состав ОДЧИ входят организационный комитет (председатель Саид Бино), комитет по связям (председатель Сами Абдель Хади), по культуре и информации (председатель – Мурад Бино), а также комитет по социальным вопросам (председатель Тага Султан Мурад)56. Под патронажем этой структуры в г.Зарка действует Чеченский спортивный клуб «Кавказ» (руководитель Аднан Раис) в котором помимо культурно-спортивной работы активно проводилась военно-спортивная, религиозно-идеологическая подготовка чеченской молодежи, сбор средств сепаратистам.
В связи с финансовыми
________________________
56,57 Алиев Б.Р. Северокавказская диаспора в странах Ближнего и Среднего Востока: история и современные процессы. Дис. канд.ист.наук. Махачкала, 2001, с.112
Вплоть до недавнего времени представители чеченской общины занимали высокие посты в органах государственного управления страной – королевской канцелярии, армии, службах безопасности, госаппарате. С приходом к власти король Абдалла II проводит политику снижения влияния северокавказской общины и постепенного удаления ее представителей из властных структур монархии путем замены на выходцев из влиятельных арабских племен и кланов. В командовании вооруженных сил ИХК практически не осталось выходцев с Кавказа. В иорданском парламенте пока сохраняется квота на трех представителей кавказских народностей, два из которых уже традиционно чеченцы и один – черкес.
Добиться большей
Иорданская часть армянской диаспоры, в основном выходцев из Турции, насчитывает 17 тыс. чел. Подавляющее число армян, находящихся на территории ИХК являются христианами, что в целом терпимо воспринимается мусульманским большинством и местными властями. Компактными местами их проживания являются города Мадаба, Наур, Керак, а также столичные районы Умм Узейна, Джабаль Хуссейн и другие. Какого-либо объединяющего иорданских армян общественно-культурного органа пока не создано, сохранение самобытности и традиций осуществляется ими децентрализовано, посредством межличностного общения, посещения христианских церквей и в процессе поддержания связей со своей исторической родиной. Часть этой народности ассимилировалась с национальным и религиозным большинством населения путем заключения смешанных браков и смены религиозных убеждений. Толерантное отношение к иорданским армянам со стороны властей и других народностей страны позволяет им активно развивать собственный бизнес (недвижимость, строительство, финансы, торговля, сельское хозяйство), а также без каких-либо ограничений осуществлять духовно-религиозную деятельность.