Российско-иорданские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:10, дипломная работа

Краткое описание

К власти пришли круги, которые стали подталкивать Россию к проведению внешней политики, отличной от политики Советского Союза, что, соответственно, отразилось на положительных отношениях между Россией и арабскими странами. Таким образом, арабский мир полностью выпал из поля зрения России в последующие годы, в то время, как западные страны и, не считавшиеся союзниками СССР, выдвинулись на первый план в российской внешней политике. Они внимательно следили за тем, что происходит в России, и даже сами порой становились инициаторами тех изменений, свидетелями которых стала Россия.

Содержание

Введение………………………………………………….…3
Глава 1: Советско-Иорданские отношения…………........5
Глава 2: Отношения Иорданского Хашимитского Королевства и Российской Федерации после 1991 г. ….14
Выводы по Главе…………………………………………..32
Глава 3: Экономическое сотрудничество России и
Иордании…………………………………………………..34
Выводы по Главе…………………………………………..46
Глава 4: Военно-техническое сотрудничество России и Иордании…………………………………………………..49
Выводы по Главе…………………………………………..62
Глава 5: Российско-иорданские культурные связи
§1. Северокавказские диаспоры………………………….63
Черкесская диаспора…………………………...66
Чеченская диаспора…………………………….75
Выводы……………………………………………………..86
§2. Русский язык в Иордании…………………………….88
Заключение………………………………………………...91

Вложенные файлы: 1 файл

РОССИЙСКО-ИОРДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 570.00 Кб (Скачать файл)

 

     В августе 2008 г. король Абдалла II побывал в Российской Федерации и провел переговоры с президентом Д.А.Медведевым. С политической точки зрения встреча подтвердила постепенно реализуемый сторонами курс на сближение и позитивный настрой иорданской стороны (что само по себе подтверждается фактами постоянных контактов Аммана с Москвой). Помимо того, что иорданский монарх высоко оценил двусторонние отношения (достаточно стандартная дипломатическая практика) и подтвердил курс на развитие отношений с Россией, усилению ее присутствия на Ближнем Востоке, важным нюансом стало его согласие выделить гуманитарную помощь Южной Осетии. В свете сложившейся ситуации это заявление прозвучало как косвенная поддержка России, что стало важным сигналом Кремлю и до определенной степени материальным подтверждением слов иорданского монарха о желании развивать диалог. Очевидно, что Россия прилагает усилия по развитию данного диалога с Иорданией, которая является страной с относительно нейтральной геополитической ориентацией.  В данном случае стоит говорить не так о специальной внешнеполитической «акции», как о простом продолжении кропотливой политико-экономической работы, начатой в предшествующие годы.

          В целом, внешняя политика иорданского правительства становится все более и более утилитарной. Её основными положениями являются сохранение дружественных отношений со странами-соседями, а также сохранение и расширение связей с мировым сообществом. Иордания последовательно следовала за прозападной внешней политикой и традиционно имела близкие отношения с Соединенными Штатами и Великобританией. Эти отношения были осложнены поддержкой Иорданией Ирака в течение войны в Персидском Заливе. Иордания рассматривает Соединенные Штаты в качестве главного гаранта обеспечения внешней безопасности королевства в условиях сохраняющейся напряженности на Ближнем Востоке, а также гаранта стабильности монархического режима внутри страны. Вашингтонская администрация, в свою очередь, успешно использует различные рычаги воздействия на Иорданию в целях закрепления ее в качестве политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в регионе. Американцы гарантировали Амману оказание безвозмездной финансовой помощи на нужды обороны и безопасности, льготные поставки оружия и военной техники, помощь в реорганизации армии и подготовке военных кадров. Для рассмотрения данных вопросов создана и действует совместная иордано-американская военная комиссия. Налажен обмен разведывательной информацией. В иорданской армии работают американские советники и инструкторы. В Иордании имеется постоянное военное представительство США, регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей двух государств и переговоры по военным вопросам. В частности, 1996 г. Иордания получила статус «союзника США вне НАТО», в 2004 г. подписано соглашение о партнерстве между ВВС Иордании и ВВС США, в 2006 г. Иордания получила американскую военную помощь в размере 231 млн. долл20.

               В январе с.г. в ходе своего ближневосточного турне президент Д.А. Медведев посетил Иорданию. Как рассказал Дмитрий Медведев, с королем Абдаллой они сошлись во мнении, что если в ближайшее время палестино-израильский конфликт не урегулировать, он может стать катализатором более глобальной нестабильности во всем регионе. А чтобы прямые переговоры между Израилем и палестинской национальной администрацией возобновились, по словам российского лидера, необходимо, чтобы израильские власти прекратили поселенческую активность.

            Говоря про Иорданию, Медведев назвал ее дружественной для России

страной. Медведев назвал «малореалистичным» введение санкций  против Израиля в связи с поселенческой  активностью на Западном берегу реки Иордан. Тем не менее он призвал искать компромиссы и выйти на решение этой проблемы, «потому что поселенческая проблема блокирует все», подчеркнув, что в нынешней ситуации позиции ООН, Евросоюза, США и России по ситуации на Ближнем Востоке «очень во многом совпадают». Как передает «Интерфакс», отвечая на вопрос, с какой позицией выступит Россия, если палестинцы с трибуны ООН объявят в одностороннем порядке о своей независимости, Медведев заявил: «Мы в целом готовы идти так далеко, как будет готово идти в целом мировое сообщество в поддержке усилий палестинцев на уровне ООН».  
«В зависимости от того как будут проходить консультации, мы будем определяться в отношении того, каким образом поддерживать наших палестинских коллег», – пояснил президент21. В свою очередь король

_______________________

20 Материалы МИД России

21last24.info/read/2011/01/19/2/5231

 

Иордании отметил, что  в Аммане высоко ценят достигнутый  уровень партнерства с Россией. Обе стороны едины в том, что решение лежит в создании палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Иорданская сторона заявила, что будет и дальше поддерживать усилия России, которые жизненно важны для стабильности на Ближнем Востоке, чтобы палестинцы и израильтяне жили в мире. 
Король сообщил о намерении расширить сотрудничество с Россией в энергетической сфере, напомнив, что в марте состоится российско-иорданский бизнес-форум, посвященный, в частности, и этой проблематике. 
В целом, переговоры были нацелены на поиск путей укрепления и расширения двусторонних связей, в первую очередь в сфере торгово-

экономического сотрудничества, энергетики, в том числе атомной. 
Обсуждалась  тематика борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, налаживания широкого межцивилизационного диалога, преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. 
Совпадение или близость позиций предопределяет углубленный обмен мнениями о мировой политике, прежде всего по ближневосточному урегулированию, а также обстановке в Ираке и Ливане. 
          В рамках своего визита Президент также посетил историко-религиозный заповедник «Место крещения Христа», расположенный в 35 километрах от Аммана. Дмитрий Медведев осмотрел строящийся там российской стороной Странноприимный дом. Он возводится на выделенном иорданским королём в бессрочное и безвозмездное пользование участке размером в один гектар на восточном берегу реки Иордан. Решение о возведении дома было принято в феврале 2007 года, когда в этой стране побывал Владимир Путин.  27 марта 2008 года заложили первый камень в фундамент Русского дома паломника.

Управление делами Президента РФ поставило задачу закончить

 

 строительство и обустройство комплекса в марте 2011 года22.

          Реализация этого уникального проекта имеет большое значение, поскольку впервые российское государство получило участок на этой территории и возводит на нём собственный комплекс сооружений, который будет принимать паломников из России.

         Что касается общих международных  проблем, то здесь подходы наших стран во многом идентичны. В вопросах борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, стратегической стабильности, разоружения

(как на глобальном, так и региональном уровнях), нераспространения  ОМУ, Афганистана, прав человека, гуманитарной и информационной безопасности Россия и Иордания выступают с близких позиций, что не раз было подтверждено в ходе дискуссий в ООН.

 

Выводы по Главе

          На современном этапе российско-иорданские  отношения сохраняют положительную  динамику и выстраиваются в  контексте формирования  системы сдержек и противовесов на Ближнем Востоке в том виде, как это представляет себе каждая из сторон. Соответственно, Иордания предпримет усилия для укрепления военной, инвестиционной и туристической компоненты, в то время как Россия будет стремиться к упрочнению своих позиций в качестве «естественного» элемента региональной системы международных отношений. Важнейшим аспектом реализации данной стратегии призвана стать системная интеграция России в политическое пространство Ближнего Востока на основе налаживания конструктивных отношений со всеми региональными силами, в том числе и оппозиционными США – Сирией, Ираном и т.д. В целом, российская позиция тяготеет к универсализму в отличие от партикуляристского подхода США,

_____________________

22 http://www.udprf.ru/press-center/soobsch-smi/2011-01-20

 

ориентированного  на сохранение традиционных сфер влияния. Иордания же выдерживает умеренную  с элементами инертности позицию (что не означает равно дружественных контактов со всеми), не демонстрируя тенденции к сохранению выработанного формата. Но это во многом будет зависеть от того, насколько будет в безопасности ее региональный статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

РОССИИ  И ИОРДАНИИ

 

           Внешнеэкономические отношения арабских стран Западной Азии с Россией в значимых масштабах стали развиваться с середины 50-х годов. В мессианский период существования СССР объемы торговли и инвестиций представляли собой довольно внушительные для обеих сторон величины. В 8-е годы ежегодный объем товарооборота превышал 1,0-1,3 млрд.долл. Однако, в силу известных событий в начале 90-х годов объем торговли резко упал, сотрудничество стало давать сбои, а в ряде областей было свернуто, и на сегодняшний день внешнеэкономические связи Иордании и России переживают период адаптации к новым условиям. Торгово-экономические отношения между Россией и Иорданией регулируются Соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве от 21 января 1969 г.23  Контакты между обеими странами, осуществляемые на самом высоком уровне, способствуют расширению их торгово-экономических связей. Характерными особенностями состояния внешней торговли двух стран является довольно резкая несбалансированность взаимной торговли: коэффициент покрытия импорта экспортом для России имеет очень большие числовые параметры: так, в 2003-2004 гг. для пары Россия-Иордания он составил 16,0-21,7. К тому же, доля Иордании в общем товарообороте России незначительна, впрочем, верно и обратное: например, удельный вес российских поставок в импорте Иордании в 2002 г. составлял около 1%, а

______________________

23 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу между 1 января 1969 года и 31 декабря 1970 года. Вып. 26. М.: Международные отношения, 1973

 

удельный вес  иорданского экспорта в Россию – 0,1%. Такие показатели свидетельствуют  о том, что Иордания интересует Россию в первую очередь, в качестве потребителя российской продукции, но никак не в качестве поставщика. При анализе товарной структуры было выявлено, что из Иордании в Россию поставляются овощи, фрукты, косметические товары и медикаменты. Набор достаточно однотипен, не отличается высокой технологичностью, направлен на конечное потребление, а не на инвестиционное взаимодействие. Наблюдаемая структура российского экспорта определяется, помимо прочего, постепенным ростом числа российских компаний, принимающих участие в проводимых в Иордании международных торгах на строительство объектов и выполнение работ, а также международных ярмарках и выставках, тематических семинарах, в проведении «круглых столов» и форумов с арабскими предпринимателями и представителями финансово-экономических структур (АРАБИЯ ЭКСПО). Завязывающиеся во время таких встреч контакты создают условия для продвижения российской продукции на рынки Иордании по широкой номенклатуре товаров.

          В начале 90-х годов вследствие иракско-кувейтского конфликта экономическая ситуация в Иордании усугубилась, так как через королевство  шли транзитные поставки в Ирак. Экономическое эмбарго, введенное против Ирака, в соответствии с резолюциями ООН, также ударило по Иордании, утратившей динамизм в развитии и оказавшейся на грани кризиса неплатежей. Однако, несмотря на это, российский экспорт в королевство пережил значительный и неожиданный подъем в 1992 году, когда он достиг 32,7 млн. долл. Импорт из Иордании также увеличился и составил 7,4 млн. долл.24

___________________________________

24 Омаров А.К. Сб. Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. Вып. 2, М. 1995, с. 13

         В последующие годы условия для развития торгово-экономических отношений России с Иорданией заметно улучшились в связи с подписанием в октябре 1992 года соглашения об урегулировании иорданской задолженности. Королевство погасило часть задолженности в размере 85 млн. долл. и согласилось на поставки иорданских товаров по скоординированному списку для оплаты оставшейся части долга в размере 52 млн. долл.25         

               Как следствие достигнутых соглашений по погашению долгов, импорт России из Иордании в 1993 году увеличился до 33,5 млн. долл. В связи с тем, что экспорт в том же году составил лишь 19,8 млн.долл., торговый баланс впервые был сведен с отрицательным сальдо для России. В дальнейшем, однако, импорт резко снизился, а экспорт, хотя и оставался на весьма умеренном уровне,  существенно превышал ввоз. В результате за 1995-1999 годы их соотношение составило 4,6, а суммарное сальдо в пользу России превысило 81 млн. долл.26

              Определенную правовую базу для расширения российско-иорданских деловых связей создал визит российской правительственной делегации в Иорданию в конце ноября 1993 года, в ходе которого были подписаны протоколы о сотрудничестве в банковской, арбитражной, научно-технической и других сферах, а также о сотрудничестве в военной области.           Основные статьи российского экспорта в Иорданию - лесоматериалы, древесная целлюлоза, газетная и писчая бумага, пиломатериалы, бумага,

_______________________

25 Между Россией и Иорданией было подписано двустороннее соглашение независимо от переговоров с Парижским клубом. По условиям соглашения 82,5 % этого долга были аннулированы, 17,5 % были оплачены наличными и товарами. В рамках этого соглашения России были проданы иорданские холодильники, оплата которых была произведена за счет долга

26 Россия и арабские страны: проблемы и перспективы сотрудничества. М., 1994, с.71

 

картон, черные металлы, металлопрокат, оборудование, в т.ч. насосно-компрессорное и  металлообрабатывающее, машины для  уборки и обмолота сельхозкультур, легковой автотранспорт, двигатели  внутреннего сгорания,  различные  виды машин и оборудования, автомобили, и др.

Из импортных  товаров можно отметить цветы, томаты, краски и лаки, косметические средства, зубную пасту, инсектициды, ручной инструмент.

              В период 1995-1999 годов общий уровень торгово-экономических отношений был достаточно невысоким.

 

Общие итоги  торговли России с Иорданией (млн. долл.)

 

1995

1996

1997

1998

1999

1995-1999

Экспорт

17,5

17,6

16.2

18,4

34,2

103,9

Импорт

13,2

3,9

4,5

0,7

0,3

22.6

Сальдо

4,3

13,7

11.7

17,7

33,9

81,3

Оборот

30.7

21.5

20.7

19,1

34,5

126,5

Информация о работе Российско-иорданские отношения