Российско-Белорусские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование связей России с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, сравнение направленности внешнеэкономических связей и, как следствие, выведение неких общих положений, опираясь на которые можно рассказывать о связях данных стран. Так же нужно упомянуть и о просветительской задаче данной работы, которая состоит, безусловно, в том, чтобы структурировать все получаемые данные о внешнеэкономических связях как таковых, а, в частности, как уже было сказано, рассмотреть обширно и всесторонне связи таковые между вышеобозначенными странами.

Содержание

Введение
Глава 1. Внешнеэкономические отношения. Теория
1.1. Общие положения
1.2. Экономическое и военное партнерство
1.3. Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация
1.4. Организационные формы экспорта и импорта
Глава 2. Анализ современных отношений России с Белоруссией
2.1. Хронология событий 2005-2010 г.г.
2.2. Российско-белорусские энергетические конфликты
Глава 3. Перспективы развития Российско-Белорусских отношений.
3.1. Россия -- основной источник содержания белорусской экономики
3.2. Отношения Белоруссия -- Россия: перспективы глазами кандидатов в президенты Белоруссии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документррррррррррр.rtf

— 185.31 Кб (Скачать файл)

     В середине 2006 года Россия вышла из межправительственного соглашения 2002 г. В конце августа 2006 МИД России направил Белоруссии ноту о том, что Россия в одностороннем порядке прекращает выполнение пакетных соглашений о поставке в Белоруссию газа по внутрироссийским ценам, поскольку вопрос о передаче «Газпрому» 50 % акций «Белтрансгаза» так и не решён. Срок соглашения истекает в апреле 2007 года. 

     29 сентября Александр Лукашенко провёл пресс-конференцию для представителей российских региональных СМИ. На ней были затронуты темы строительства Союзного государства, цены на газ для Белоруссии и другие вопросы. Ниже приводятся некоторые высказывания Лукашенко: 

     Отвечая на вопрос о перспективах принятия конституционного акта Союзного государства, он, в частности, отметил: 

         Мы предложили вариант Конституционного акта. Даже больше скажу: мы создали совместную белорусско-российскую комиссию, которую возглавляют с вашей стороны Грызлов, с нашей стороны -- председатель Палаты представителей Коноплёв. И они уже договорились, специалисты и депутаты, и выработали проект Конституционного акта. Но совсем недавно, когда этот проект должен был лечь на стол Высшего государственного совета, двух президентов, членов Госсовета для одобрения и рекомендаций на референдум, вдруг из Администрации Президента Российской Федерации пришли в Конституционный акт, который был выработан, исключающие дополнения -- и снова процесс застопорился. То есть мы не можем принять основополагающую вещь -- нашу Конституцию. 

         Сегодня наступает горячая пора в Российской Федерации, ну не сегодня, так завтра, с декабря -- парламентские выборы, потом -- президентские выборы, и я очень боюсь, что этот период, почти три года, может затормозить принятие серьёзных, в определённой степени радикальных решений в отношениях между белорусами и россиянами. Я этого очень боюсь. По крайней мере, в истории всегда так было -- то у нас политические события, то у вас соответствующие политические события, когда резких телодвижений в политике и дипломатии, да и в экономике никто не делает. 

         И вы думаете, этого (неприемлемость вхождения Белоруссии в состав России) не понимают те, кто предлагает такое в России? Понимают. Я считаю, предлагают неприемлемые решения для того, чтобы меня обвинить, что «он» не хочет. Да, я не хочу, чтобы я был первым и последним президентом Беларуси. И пусть второй президент возьмёт на себя смелость и приведёт страну в состав какой-то страны, даже братской России. Не нужно это. И этого никогда не будет. Никогда! Мы сегодня в состоянии найти решение в рамках Союза. А в Союзе главный принцип -- это равноправие. Это не значит всё объединить и поровну поделить. Я часто говорю о том, что если все объединить, все эти богатства поровну поделить, так мы захлебнёмся завтра же. Мы не переварим и половины этого богатства. Нам это не надо. Принцип равноправия в этом не заключается. Принцип равноправия заключается в равных правах наших граждан. Мы недавно приняли такое решение. До сих пор в России не ратифицировали эти соглашения -- о равном медицинском обслуживании, образовании, перемещении. Покупай дом здесь, а мы в Москве -- прежде всего в этом должна быть свобода. Никаких границ быть не должно. Единые правила, единое законодательство. Мы к этому готовы. Но зачем же Беларусь включать в состав России и, как некоторые говорят, делать её округом или губернией новой? Мы никогда на это не соглашались и не пойдём. 

     Что касается повышения «Газпромом» цены на газ, то Александр Лукашенко заявил: 

         Я думаю, что все равно контракт надо заключать. Поэтому к какому-то соглашению мы придём… Мы, конечно, будем на своём настаивать. Потому что увеличение до таких размеров цены на газ -- это однозначно разрыв всех отношений. В экономике -- это точно. Ну о чём тогда можно говорить, если МТЗ будет потреблять газ по 250, к примеру, или 200 долларов, а в Волгограде тракторный завод -- по 30 долларов. Ну какая же тут конкуренция и какие тут равные условия? Вопрос, вы поймите, не в том, чтобы дешевле купить газ. Мы не против. Давайте 500 долларов. Но 500 долларов на всём экономическом пространстве, то есть должны быть равные условия. Вопрос не в стоимости, а вопрос в равных условиях … Из-за 1 миллиарда мы не умрём, но вы потеряете последнюю страну-союзницу, вы просто опозоритесь! 

     Полностью со стенограммой пресс-конференции можно ознакомиться здесь. 

     В начале октября Россия заявила о возможном сокращении на 30 % поставок нефти на НПЗ Белоруссии под предлогом обследования состояния нефтепровода «Дружба». Ранее аналогичная причина была выдвинута для полного прекращения поставок российской нефти на литовский НПЗ «Мажейкю нафта». 17 октября на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Александр Лукашенко обсудил возможности поставки азербайджанской нефти в Белоруссию. 

     В конце ноября произошёл российско-белорусский скандал во время саммита СНГ в Минске. В знак протеста против отказа белорусских властей предоставить аккредитацию нескольким российским журналистам, представлявшим газеты «Московский комсомолец» и «Коммерсант», российские журналисты покинули саммит, проигнорировав итоговую пресс-конференцию. 

     12 декабря российское правительство приняло решение о том, что «в целях защиты экономических интересов России» с 1 января 2007 российские поставки нефти в Белоруссию, как и в остальные страны, должны облагаться таможенными пошлинами (экспорт российской нефти в Белоруссию не облагался пошлиной в соответствии с соглашением о Таможенном союзе от 12 мая 1995 года). По подсчётам экономистов, эта мера приведёт к потере белорусским бюджетом $1,7-2 млрд в год. Соглашение о Таможенном союзе предполагало, что пошлины на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии, получаемые белорусским бюджетом, будут делиться между бюджетами двух стран. Однако за прошедшие годы из бюджета Белоруссии ни разу не перечислялась какая-либо доля пошлины в бюджет России. 

     Через несколько дней в Кремле состоялись переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко, приуроченные к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии. Ни по одному из спорных вопросов (введение пошлин на экспорт нефти, увеличение цены на поставки российского газа и создание российско-белорусского СП на базе «Белтрансгаза») компромисса достичь не удалось. Президент Белоруссии, однако, отказался от традиционных резких комментариев в адрес России. 

     Реализация этих планов грозит Белоруссии экономическим спадом и серьёзными социальными потрясениями. В связи с этим белорусская оппозиция выразила обеспокоенность тем, что Александр Лукашенко в этой ситуации будет вынужден пересмотреть своё негативное отношение к дальнейшей интеграции двух государств. Один из её лидеров -- Александр Милинкевич -- заявил, что Россия готовит «шаги к аншлюсу» Белоруссии: «Продаётся суверенитет Белоруссии в обмен на сохранение режима Александра Лукашенко». 

     19 декабря 2006 посол США в Минске Кэрен Стюарт сделала неожиданное заявление о том, что США не призна́ют результатов референдума о создании единого государства России и Белоруссии. Это заявление было сделано в ответ на слова госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии Павла Бородина, который высказался за проведение референдума по объединению двух стран и добавил, что 2007 год будет «решающим в деле строительства единого государства». 

     По словам американского посла, предлагаемый референдум был бы недемократическим: «С учётом нынешней ситуации в Белоруссии ни один референдум не может быть проведён так, чтобы убедить нас в том, что он является свободным выражением воли белорусского народа». 

     Тем временем 26 декабря заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев объявил, что «Газпром» постепенно снизил запрашиваемую цену и готов поставлять Белоруссии газ лишь по $105, из которых «живыми деньгами» Минск мог бы платить $75, а остальное -- акциями «Белтрансгаза», исходя из оценки компании $5 млрд (в итоге «Газпром» хотел получить 50 % его акций). Но Белоруссия продолжала настаивать на поставках газа по ценам Смоленской области (в 2007 г. -- $54,2 за 1000 куб. м). 

     27 декабря Алексей Миллер пригрозил прекратить поставки газа с 1 января 2007, если Белоруссия не согласится покупать газ по более высокой цене. Белорусская же сторона была уверена, что «Газпром» не сможет прекратить поставки газа в Белоруссию, поскольку это поставило бы под угрозу его транзит в Европу, соглашение о котором белорусы также отказывались подписывать. 

     «То, что происходит, уже напоминает полномасштабную экономическую войну по всем направлениям, -- заявлял по этому поводу Николай Чергинец, председатель комитета по внешним связям, безопасности и обороне Совета Республики Белоруссии. -- Но мы не намерены поддаваться на шантаж». 

     Соглашение между Россией и Белоруссией о цене на газ на 2007--2011 годы удалось заключить лишь за 2 минуты до наступления нового, 2007 года. Цена газа установлена в $100 за 1 тыс. кубометров, тариф на транзит -- $1,45 за 1 тыс. кубометров на 100 км. Условия оплаты «Газпромом» 50 % акций «Белтрансгаза» -- $2,5 млрд в течение четырёх лет.

     [править] 2007

     [править] Январь 

     Новый год, однако, начался с нового скандала в белорусско-российских отношениях. 

     1 января Россия вводит пошлины на экспорт нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), сделав тем самым невыгодными поставки нефти на белорусские НПЗ в Мозыре и Новополоцке. Белорусский госконцерн «Белнефтехим» приостанавливает контракты с российскими нефтяными компаниями. 

     3 января Александр Лукашенко обещает России, в случае сохранения пошлин на нефть, ввести плату за «все услуги, которые она получила в Белоруссии бесплатно, начиная от военных объектов и заканчивая транзитом». Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский сообщает о введении с 1 января 2007 года платы за транзит нефти по территории страны в размере $45 за тонну. 

     6 января руководитель компании «Транснефть» Семён Вайншток вызван в суд по обвинению в неуплате его компанией белорусских пошлин. Белоруссия приступает к отбору российской нефти из нефтепровода «Дружба» в счёт уплаты пошлин -- всего выкачано 79 тыс. т. Послу Белоруссии в Москве вручена нота с предложением немедленно отменить пошлину на транзит нефти. 

     7--8 января «Транснефть» самостоятельно прекращает поставлять сырьё в нефтепровод «Дружба». 

     8 января остановлены поставки нефти в Словакию и Венгрию по южному ответвлению нефтепровода «Дружба». Перестали также получать нефть Германия, Польша и Чехия. 

     Руководство Еврокомиссии делает специальное заявление о том, что прекращение поставок российской нефти в Европу через Белоруссию «не представляет непосредственной угрозы» для энергетики стран ЕС. И всё же остановка поставок приводит ЕС к необходимости рассмотреть на экстренном заседании Координационной группы по поставкам энергоносителей «вопросы энергетической безопасности ЕС и определить возможности получения дополнительных объёмов нефти по альтернативным каналам», в первую очередь -- из Норвегии. 

     Представитель Госдепартамента США Шон Маккормак, комментируя ситуацию с введением Белоруссией пошлин на нефть, заявил, что «это ещё одно доказательство гнилой сущности политического режима Беларуси (англ. rotten core of this (Belarussian) regime[1]), который пытается использовать эти ресурсы для сохранения на плаву режима Александра Лукашенко и личного обогащения».[2] В то же время нефтегазовый конфликт между Россией и Белоруссией -- очередное свидетельство того, что российские власти пытаются использовать энергоресурсы как средство политического воздействия, особенно в отношении соседних государств, -- заявил он. 

     9 января Владимир Путин поручает российскому правительству выработать комплекс ответных мер в отношении Белоруссии. Полагают, что эти меры будут включать введение пошлин для белорусских товаров, ввозимых в Россию по нулевой ставке пошлины, -- сахара (пошлина уже введена), мяса и субпродуктов, молока и молокопродуктов, телевизоров, мебели. Следует отметить, что Россия является основным импортёром этой экспортной белорусской продукции. Введение этих мер облегчается вступившим в силу российским законом «О специальных экономических мерах». 

Информация о работе Российско-Белорусские отношения