Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы мер регулирования валютно-кредитных отношений международными организациями.

Содержание

Введение 3
1.Мировая финансовая система: понятие и структура. 6
1.1.Государственная финансовая система ведущих зарубежных стран и России. 7
Государственный бюджет 8
Территориальные финансы 9
Государственный кредит 10
Внебюджетные специальные фонды. 11
Государственные предприятия 12
2.Международные финансовые организации: механизм их функционирования 13
Международный банк реконструкции и развития. 14
Международная ассоциация развития. 16
Международная финансовая корпорация. 17
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. 17
Европейский Банк Реконструкции и Развития 18
Банк Международных Расчетов 20
2.1. Международный Валютный Фонд 21
2.2.Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС3.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Европейский Банк Реконструкции и Развития

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — международная организация, созданная  на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран —  все европейские страны (кроме  Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На I января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

    Основные  задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе10. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кре­дитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

    С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед  ним задачи. Наиболее важной из них  стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР. в период изменения политической системы: при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики. приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).

    Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

    ·     использует разнообразные инструменты  для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела:

    ·     гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора:

    ·     сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими  банками:

    ·     сотрудничает с правительствами  в осуществлении долгосрочных планов развития:

    ·     осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями:

    ·     гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы:

    ·     стремится обеспечить сохранение и  улучшение окружающей среды.

    При принятии решений ЕБРР руководствуется  политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона: объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

Банк  Международных Расчетов

    Особое  место среди международных валютно-кредитных  организаций занимает Банк международных  расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании. Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.11

    На  БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных  финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:

    ·     куплю-продажу и хранение золота;

    ·     депозитно-ссудные операции с центральными банками:

    ·     прием правительственных вкладов  по особым соглашениям:

    ·     операции с валютой и ценными  бумагами (кроме акций);

    ·     операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных  банков:

    ·     заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

2.1. Международный Валютный Фонд

    МВФ (International Monetary Fund. IMF) — межправительственная организация, предназначенная для  регулирования валютно-кредитных  отношений между государствами-членами  и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1— 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Articles of Agreement) о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

    МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через  предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

    Официально  утверждены такие цели МВФ:

    • содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
    • содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
    • содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
    • содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
    • временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
    • сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

    МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.12

    

    Если  в начале свей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х годов приоритет начал смещаться в сторону развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась новая ситуация, когда в его состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается рядом жестких условий.13

    МВФ кроме всего прочего можно  расценивать и как форму и  как инструмент усиления международных  интеграционных процессов на мировом  уровне, что вытекает из целей его деятельности.

    За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заёмщиков. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт

2.2.Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений.

    МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

    Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать  безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

    Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки  на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

    В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».14 Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

    В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

    1)   на основании Статьи XIV Устава  их могут сохранять или устанавливать  новые члены МВФ в течение  переходного периода, продолжительность  которого не определена;

Информация о работе Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам