Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы мер регулирования валютно-кредитных отношений международными организациями.

Содержание

Введение 3
1.Мировая финансовая система: понятие и структура. 6
1.1.Государственная финансовая система ведущих зарубежных стран и России. 7
Государственный бюджет 8
Территориальные финансы 9
Государственный кредит 10
Внебюджетные специальные фонды. 11
Государственные предприятия 12
2.Международные финансовые организации: механизм их функционирования 13
Международный банк реконструкции и развития. 14
Международная ассоциация развития. 16
Международная финансовая корпорация. 17
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. 17
Европейский Банк Реконструкции и Развития 18
Банк Международных Расчетов 20
2.1. Международный Валютный Фонд 21
2.2.Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС3.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

    Несмотря  на резкое снижение бюджетных дефицитов  и начиная с 1999 г. положительное сальдо бюджета федеральный долг продолжает возрастать. В 1997 г. задолженность федерального правительства составила 5370 млрд. долл., в 1998 г. — 5544 млрд. долл., в 1999 г. она должна возрасти до 5738 млрд. долл. и в 2003 г. достигнет 6336 млрд. долл. Такой рост федерального долга объясняется огромными процентными платежами, включаемыми в общую сумму федерального долга.

    Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти.

    Таким образом, основным вопросом состояния финансов в США продолжает оставаться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.

    За  местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели.5

    Местные бюджеты хронически дефицитны и  получают необходимые им средства путем  субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Внебюджетные  специальные фонды.

    В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупные внебюджетные фонды:

    фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, самозанятых лиц, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета.

    Средства  этих фондов используются: на выплату  пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

    Основные  средства направляются на выплату пенсий по возрасту. Во всех зарубежных странах  размер пенсий устанавливается в  зависимости от величины заработной платы и количества внесенных  страховых взносов.

    Так, в США система пенсионного обеспечения была введена законом 1935 г., который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти.

    Источником  финансирования является фонд национального  страхования, который в США входит в федеральный бюджет.

Государственные предприятия

    Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после Второй мировой войны в  результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически передовыми, в финансовом отношении — это низкорентабельные или убыточные отрасли.6 Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в политике низких цен на их продукцию.

    В 1980-х гг. в соответствии с новой  экономической и финансовой политикой  правящих кругов развитых капиталистических  стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры  государственной собственности.

    Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

        1) государственную бюджетную систему;

        2) государственный кредит;

        3) внебюджетные специальные фонды;

        4) фонды имущественного и личного страхования;

        5) финансы предприятий различных  форм собственности.

2.Международные финансовые организации: механизм их функционирования

    Международные финансовые институты преследуют следующие  цели:

    • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики:
    • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование:
    • совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.7

    Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, СНГ, стран Восточной Европы.

    К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-кредитных  и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию - Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).

      Специализированное учреждение  ООН - Экономический совет - создал 4 региональные комиссии - для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.  Две последние способствовали  организации Азиатского банка  развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

      Организация экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства  Запада. В рамках ОЭСР действуют  30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР - содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.

Международный банк реконструкции и развития.

    Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы  и направление экономического развития большинства стран оказывает  группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.

      Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный  инвестиционный институт, который  был учрежден одновременно с  МВФ в июле 1944 г. Соглашение  о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического курса в послевоенной Западной Европе.

    С середины 50-х годов, когда положение  в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

    Всемирный банк (так часто называют МБРР) как  специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом  способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику  всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.8

    Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками  стран-членов, собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ.

Международная ассоциация развития.

    Международная ассоциация развития (МАР), является членом Группы Всемирного Банка. Ее основными функциями является предоставление долгосрочных беспроцентных ссуд беднейшим из развивающихся стран. Эти займы направлены на снижения уровня бедности и содействие экономическому росту в странах- заемщиках.

    МAP призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.

    Хотя  часть средств направляется в  развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.

Международная финансовая корпорация.

    МФК создана в 1956 г. по инициативе США  с целью стимулирования частных  инвестиций в промышленность молодых  государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует  только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний срок — 7—8 лет.

    МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом  и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность  МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.

    Другим  существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся экономику.

Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций.

    Ни  один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных  инвесторов в условиях возросших  некоммерческих рисков, что в значительной мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МАГИ как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

    Для выполнения поставленной цели МАГИ не только предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МАГИ, обычно составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.9

Информация о работе Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам