Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних десятилетий экономика ряда стран пережила или переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6
2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованной литературы………………………………………..43
Приложения…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Государство и государственное регулирование экономики…………….6

2. Анализ показателей развития Российской экономики …………………29

Заключение…………………………………………………………………...41

Список использованной литературы………………………………………..43

Приложения…………………………………………………………………..45

 

Введение

 

В течение последних десятилетий  экономика ряда стран пережила или  переживает специфический этап своего развития, характеризующийся переходом  от закрытой, централизованно-плановой к открытой, рыночной форме функционирования. Переход в направлении либерализации экономики не может не вызывать к жизни проблему выбора пути такого перехода, его основных направлений, темпов и инструментария.

Роль государства в этих процессах  весьма велика, поскольку именно государство может определить основные задачи и этапы перехода, а также средства и методы достижения поставленной цели. В частности, одним из важнейших вопросов в этом плане является вопрос о соотношении государственного протекционизма и либерализации на основных этапах перехода.

Целью государственного регулирования  экономики является стабилизация экономики, поддержка отечественного производства, поддержка сельского хозяйства, других важных для страны отраслей, производство в которых по законам  рынка является неэффективным.

Развитие институциональной формы  экономических отношений во многом определяется тем, что в современных  условиях экономическая система  России все еще продолжает претерпевать существенные изменения, которые определяются рядом обстоятельств.

Во-первых, построение в России постиндустриального, информационного общества невозможно без институциональных основ  взаимодействия экономических интересов  хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, усложнение структуры экономической  системы, возникновение новых условий хозяйствования приводят к появлению новых экономических субъектов со своими специфическими интересами, что определяет необходимость формирования и развития новой системы экономических отношений, носящей институциональный характер. Одной из главных проблем в современной экономике становится институциональное обеспечение устойчивого развития системы экономических отношений.

В-третьих, интеграция нашей страны в мировое хозяйство, влияет на реализацию экономических отношений на мегаэкономическом  уровне. Открытость экономики предполагает возникновение новых условий хозяйствования и создание новых форм взаимодействия хозяйствующих субъектов экономической системы России.

Исследование экономических отношений  началось вместе с зарождением экономической мысли. Первоначальные взгляды на сущность и формы экономических отношений нашли отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, И. Бентама, К. Маркса, В. Ленина.

Большой вклад в развитие современной  теории экономических отношений  внесли отечественные экономисты: Абалкин Л.И., Брагинский О.Б., Радаев В.В., Бляхман Л.С., Бунич П.Г., Волгин Н., Железовская Н.М., Шамхалов Ф.И., Жуков А.Л., Каманкин В.П., Обломская И.Я., Федченко А. и другие. В трудах этих ученых заложены теоретические и методологические предпосылки изучения основ взаимодействия субъектов хозяйствования на различных уровнях экономической системы.

Новый аспект изучения системы отношений  появился с выделением институциональной  теории. Эволюция экономических институтов, механизмов их взаимодействия исследована в трудах Т. Веблена, М. Вебера, Дж. Коммонса, У.Митчелла, Г. Мюрдаля, Дж. М. Ходжсона. Предметом изучения институционализма стала широкая гамма интересов, мотивов, стимулов поведения и деятельности субъектов, ограниченных институциональными рамками. Коммонс Д., развивая теорию интересов, основное внимание уделял социально-правовым институтам и предложил так называемую теорию сделок, где в качестве субъектов выступают не индивидуумы, а их объединения, институты.

Исследованием данной проблемы в рамках неоинституционального направления занимались российские исследователи С.С. Алексеева, Н. Дроздова, В. Маевский, М.И. Брагинского, Д. Никологородский, А. Олейник, В. Радаев, В. Тамбовцев, С.А.Хохлова, А. Шаститко и др.

Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. определена сущность экономической политики государства;
  2. выявлены субъекты экономической политики;
  3. охарактеризованы показатели развития российской экономики и государственные меры по преодолению последствий финансово-экономического кризиса.

Объектом исследования в курсовой работе является рыночная экономика, предметом  – роль государства в ее регулировании.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

1 Государство и государственное регулирование экономики

1.1 Сущность экономической политики  государства

 

Экономическая политика представляет собой совокупность государственных мер по воздействию на экономические процессы для достижения определенных целей. Государственное регулирование — динамичное явление. В нем отражается процесс изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления — с другой.

Реализация экономической политики осуществляется несколькими субъектами. Ведущую роль играют субъекты исполнения: государство и его институциональные  органы. Существуют также субъекты влияния: общественные и политические объединения, средства массовой информации, видные личности. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя).

Эффективность воздействия государства  на макроэкономические процессы зависит  от умелого сочетания перспективных  и текущих целей. К перспективным задачам относится, например, формирование социально-рыночного варианта экономики. В то же время, в конкретных программах и планах отражаются текущие задачи (например решение проблемы дефицита бюджета, государственного долга и т.д.).

Согласно другой классификации, цели принято подразделять на иные две  группы. К первой относятся те задачи, которые не поддаются операционному  решению (общественное благосостояние, свобода, правовой порядок, безопасность). Во второй группе принято называть цели, поддающиеся операционному решению (поддержание постоянного и соразмерного экономического роста, обеспечение стабильности цен и денег, достижение высокой степени занятости, обеспечение внешнеэкономического равновесия).

В условиях российской экономики старт реформе в 1992 г. был дан за счет активного использования кредитно-денежных методов. В настоящее время в экономике РФ (как и во всех развитых странах) активно используются оба инструмента регулирования.

Ориентация экономической политики на достижение множества целей дает возможность выделять несколько ее направлений. Наиболее типичная их классификация включает конъюнктурное, структурное, региональное и социальное направления.

В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике понятия «экономическая политика». Приведем вариант определения, данный известным ученым ФРГ X. Гиршем. Согласно ему, экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание. Говоря о содержании экономической политики, надо учитывать несколько принципиальных положений[12].

1. Экономическая политика испытывает  на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации, с одной стороны, и перемены экономического мышления, с другой. Оба момента взаимосвязаны, но в то же время они обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление неизбежно меняется, поскольку другими становятся представления о ценностях. В связи с этим, даже традиционные задачи нередко принято решать с новых позиций.

2. Сложившаяся практика показывает: эффект экономической политики  выше в том случае, когда решения  принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в данной стране реалии – политический расклад сил и уровень развития страны (производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления).

3. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

В системе государственных мер  регулирования можно обозначить различные стороны, например практическую и научную. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. В рамках же экономической теории постепенно сложился самостоятельный раздел, посвященный роли государства и его взаимодействию с другими субъектами экономики.

Основными направлениями экономической  политики государства являются:

  • структурное (устранение диспропорций в отраслях экономики);
  • инвестиционная политика;
  • финансовая, ценовая политика;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • внешнеэкономическая политика;
  • экологическая политика;
  • региональная политика;
  • антиинфляционная политика;
  • антимонопольная политика;
  • политика занятости.

1.2 Государственное регулирование структуры общественного производства.

 

Сложившаяся структура экономики характеризуется  рядом негативных моментов. К числу  наиболее важных из них относится опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях, определяющих качественный уровень используемых технологий (например, сокращение выпуска продукции приборостроения и электротехники). Увеличивается в валовой продукции доля промежуточной продукции и заказов. Продолжается падение производства массовых продовольственных товаров, обеспечивающих качество рациона питания.

В этой связи  структурная перестройка на данном этапе должна быть направлена на стабилизацию производства и создание условий для его роста. Свое выражение это получает в использовании новых принципов финансовой стабилизации хозяйства страны на основе ликвидации диспропорций между натурально-вещественными и финансово-стоимостными аспектами воспроизводства.

Важнейшими  условиями стабилизации являются также создание экономической среды, стимулирующей внутреннее производство, конкретная государственная поддержка задельных и массовых инвестиций в отрасли, продукция которых имеет решающее значение для жизнеобеспечения страны.

Для таких  отраслей необходимы инвестиционные программы, кредитно-финансовая поддержка, перепрофилирование предприятий. При этом поддержка целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции должна сочетаться с экономической свободой предприятий и предпринимателей.

Государственная структурная политика имеет селективный  характер. Она обеспечивает повышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост. Критерии и объекты финансовой поддержки при селективной политике в первую очередь определяются положением дел в хозяйстве страны, изменением экономических приоритетов.

К основным направлениям селективной структурной  политики на ближайшее время относятся:

• топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;

• обеспечение  населения отечественным продовольствием и социальная поддержка слабозащищенных слоев населения;

• финансирование конверсии военного производства;

• поддержка образования, науки  и научно-технического потенциала;

• развитие экспорта наукоемкой продукции.

По каждому направлению должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру производства или меняющие ее в благоприятную сторону.

1.3 Инвестиционная политика государства  как направление экономической  политики

 

Инвестиционная деятельность может  осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных финансовых средств инвесторов, а также бюджетных и внебюджетных ассигнований. К собственным финансовым ресурсам относится прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и др. Заемные финансовые средства инвесторов включают облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты, а привлеченные — средства, получаемые от продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц.

Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности предусматривается прежде всего для реализации государственных инвестиционных программ, регулирования отраслевой и территориальной структуры инвестиций.

По мере развития экономики бюджетное  финансирование инвестиций заменяется системой их субсидирования, предполагающей предоставление бюджетных средств в форме инвестиционных займов. Преимущество такого субсидирования заключается в возможности отбора на конкурсной основе наиболее эффективных вариантов инвестирования на принципах платности и возвратности.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике