Роль России на мировом рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2
1. Мировой рынок услуг…………………………………………….…..4
1.1Состав мирового рынка услуг…………………………………………..….4
1.2Регулирование рынка услуг…………………………………………….…..8
2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13
3.Роль России на мировом рынке услуг. …………………………...…19
3.1Основные показатели экспорта и импорта……………………………….19
Заключение……………………………………………………...………40
Список использованных источников…………………………….……42

Вложенные файлы: 1 файл

мэмэо.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)

Инструменты государственного регулирования международной торговли услугами являются неотъемлемой частью регулирования международной торговли услугами и могут быть классифицированы по признаку форм международной торговли услугами.

При предоставлении услуги иностранному потребителю через  границу обычно используются количественные ограничения: лимитируется количество или стоимость специфических  продуктов, воплощающих услуги; доля иностранных поставщиков услуги; сумма иностранной валюты, предоставляемой  для импорта услуг. Такие ограничения  применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг (соглашения в области воздушного транспорта, ограничения каботажного характера  и т.п.) и секторов, связанных с  информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения  и т.п.).

 

В случае предоставления услуги за границу путем перемещения  потребителя в страну производителя  услуг (например, туризм) меры по регулированию  чаще вводятся в экспортирующей стране и включают в себя процедуры оформления паспортов, виз, медицинских сертификатов, ограничения вывозимой суммы  иностранной валюты, выездные сборы  и т.п. Меры в стране назначения могут  включать в себя въездные визы, вид  на жительство, подтверждение наличия  финансовых средств, необходимых для  проживания и выезда, повышенные ставки в гостиницах и т.п.

При предоставлении услуг  путем перемещения в страну-импортера  поставщика услуг, как правило, в  качестве мер регулирования используются разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий  определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Для регулирования коммерческого  присутствия поставщика услуг на территории другой страны обычно применяются  меры, оказывающие косвенное влияние  на такое присутствие: национальные правила учреждения и деятельности иностранных компаний, требования о  найме местной рабочей силы и  др.

Таким образом, можно сделать  вывод, что инструменты торговой политики, используемые в настоящее  время  для ограничения торговли услугами, в большинстве своем  те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает  под ограничения, накладываемые  на торговлю товарами. Различия проистекают  из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением  товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование  торговли товарами.

 

Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается  более предпочтительным методом  ограничения импорта услуг, чем  импортный тариф. А импортный  тариф как средство ограничения  импорта услуг по своему воздействию  на национальную экономику лучше  или равен импортной квоте  в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются  на аукционе.

Меры регулирования  доступа  на рынок (market-access measures) - инструменты  торговой политики, ограничивающие или  запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном  рынке.

Меры регулирования доступа  на рынок приобретают в большинстве  случаев форму количественных ограничений  и включают: ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное  требование о том, что все импортные  грузы должны страховаться.

В связи с развитием  международных  отношений такая  сфера как  международная торговля услугами требует  организации. Поэтому  с целью  организации совершения сделок международной  торговли услугами создано «Генеральное соглашение о  торговле услугами» (ГАТС), которое  регулирует различные организационные  и правовые вопросы международной  торговли услугами. Деятельность ГАТС является мощным стимулом развития и  оптимизации международных отношений  в сфере торговли услугами

 

 

 

 

 

2.Структура и динамика  мирового рынка услуг

В рамках Всемирной торговой организации основным документом, регулирующим торговлю услугами, является ГАТС - Генеральное  соглашение о торговле услугами. Соглашение создает правовую основу для устранения препятствий в данной торговле, предусматривая конкретные обязательства стран - участниц ВТО по снижению таможенных и других барьеров и развитию переговоров  с целью открытия национальных рынков услуг.

На мировом рынке реализуется  большое количество услуг. Для наглядности  проиллюстрируем данные виды услуг  на рис. 2.1.1.

Рис. 2.1.1. Виды услуг, реализуемые  на мировом рынке

 

 

 

 

Согласно классификатору Секретариата ВТО, существует более 160 видов услуг, разделенных на 12 основных частей. (см. рисунок 2.1.2)


 

 

 

 

 

Рис. 2.1.2 Классификация услуг

Приведем расшифровку  указанных выше позиций, которые  объединяют наибольшее число видов  услуг.

К деловым услугам относятся: профессиональные (правовые, бухгалтерские, архитектурные и др., всего 11 видов); компьютерные (консультации) применение программ, ведение банка данных и др., всего 4 вида);научно-исследовательские (всего 3 вида); услуги, связанные с арендой недвижимости (без обслуживающего персонала связанные с судами, самолетами и др.  - 4 вида); другие деловые услуги (реклама, исследования рынков, консалтинговые и др., всего - 19 видов).

Коммуникационные  услуги объединяют почтовые услуги, курьерскую службу, телекоммуникационные (всего 15 видов); аудиовизуальные услуги (производство видеокассет и кинофильмов, радио и телевидение и др., всего 10 видов).

Финансовые услуги объединяют  - 4 вида страхования и 13 видов банковских услуг.

Транспортные  услуги включают в себя морские транспортные услуги (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт судов и т.д., всего - 6 видов); услуги внутреннего водного транспорта - 5 видов, воздушного транспорта - 5 видов; услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников, с эксплуатацией железнодорожного транспорта - 5 видов, автомобильного транспорта – 5 видов, трубопроводного транспорта - 3 вида; другие транспортные услуги - 3 вида. Как видим, 12 секторов объединяют обширный, почти весь сектор услуг. Однако отметим, что статистика, особенно международная, учитывает не все виды услуг.

В статистике, публикуемой  в изданиях ООН, Евростата, ВТО, крупных  банков и др., используется термин «коммерческие  услуги». Они, как правило, подразделяются на три крупные группы: транспортные, связанные с путешествиями, и  так называемые другие услуги.

Проиллюстрируем структуру  мировой торговли услугами на рис. 2.1.3.

Рис. 2.1.3. Структура мировой  торговли услугами

 

Как видно из рис.2.1.3 в  мировой торговле услугами преобладают  прочие услуги, они составляют 42% , туристические услуги составляют 33% и транспортніе услуги 25%.

В статистике более или  менее точно отслеживаются транспортные услуги и услуги, связанные с путешествиями, их доли в мировой торговле услугами являются наиболее высокими. Под транспортными  услугами понимаются услуги, оказываемые  наземным, водным и воздушным транспортом. Трубопроводный транспорт не учитывается, поскольку практически во всех странах  трубопроводный транспорт проходит по отчетности энергетических (нефтяных, газовых) компаний.

Под путешествиями понимаются туристические поездки. Здесь также  имеются свои особенности. Воздушный  транспорт ведет свою отчетность по пассажироперевозкам независимо от того, кто пользуется транспортом  туристы, обычные пассажиры, бизнесмены, экипажи морских судов и т.д. Туристические компании, поставляющие свою информацию в статистические органы, сообщают о туристических поездках, гостиничных услугах и др. для  анализа транспортных пассажирских потоков интерес представляют данные о путешествиях.

К «другим услугам» относятся услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные, информационные, роялти, лицензионные платежи, операционный лизинг и некоторые другие.

В наиболее общем виде оценить  участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение  у ведущих промышленно  развитых стран.

В связи со спецификой международной  торговли услугами, а именно в силу неосязаемости и невидимости  большинства  услуг, такую торговлю  иногда называют  невидимым  экспортом  или импортом.  На рис. 2.1.4. представим динамику темпов роста международной торговлей услугами. [1, c.102]

Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

 Расширение позиций  и структурное усложнение сферы  услуг происходит как в результате  возникновения новых производств  (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных  сетей, видеобизнес и др.), так  и путем «экстернализации» услуг  – выделения в самостоятельные  звенья хозяйственной структуры  операций, которые ранее были  составной частью производства  или домашнего хозяйства. «Экстернализация»  услуг – явление качественного  порядка, и оно не сводится  к механическому перемещению  операций из одной сферы в  другую.

 Углубление специализации  расширяет набор услуг, позволяет  полнее и качественнее удовлетворить  запросы потребителей, а экономия  на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Быстрый рост сферы услуг  во второй половине XX в. Происходит прежде всего потому, что во многих странах  мира достигнуты высокая степень  зрелости экономики и высокий  уровень жизни населения. И как  показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения  рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий  к образованию новых видов  деятельности, и прежде всего в  сфере услуг [9, с.227].

Выделение из материального  производства все новых видов  услуг и рост производства традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций [5, с.108].

Сейчас и в перспективе  доминирующее положение в мировой  торговле услугами занимали и будут  занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства [10, с.18].

Для роста мирового рынка  услуг необходимо [4, с.318]:

расширять связи между  отдельными государствами и группами стран;

увеличивать число деловых  контрактов;

улучшать культурный обмен  странами и народами, желающими лучше  понять друг друга; повышать жизненный уровень народов отдельных стран; совершенствовать транспортную сеть и туристические системы.

3.Роль России на мировом  рынке услуг

  3.1Основные показатели  экспорта и импорта

РФ обладая мощным экономическим  и ресурсным потенциалом, развивает  международные и внешнеэкономические  связи как с государствами  дальнего, так и ближнего зарубежья. Для РФ внешнеэкономический комплекс – фактор стабильности и развития.

Основные итоги

По данным таможенной статистики, с учетом торговли с республикой  Беларусь и Республикой Казахстан, внешнеторговый оборот России в январе-марте 2013 г. составил 194,8 млрд. долларов и сократился по сравнению с январем-мартом 2012 г. в стоимостном выражении на 2,6% (в январе-марте 2012 г. против января-марта 2011 г. – прирост на 15,5%), в том  числе со странами дальнего зарубежья  – спад на 0,2% до 170,0 млрд. долларов, странами СНГ – спад на 16,1% до 24,8 млрд. долларов.

Сокращение стоимостных  объемов внешней торговли России в январе-марте 2013 г. обусловлено  существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижения физических объемов  вывоза.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Внешняя торговля России в  январе-марте 2013 г. (млрд. долларов)

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Всего

194,8

124,4

70,1

54,0

темпы прироста в %

-2,6

-5,2

2,5

Дальнее зарубежье

170,0

180,2

61,9

46,3

темпы прироста в %

-0,2

-3,5

6,1

Страны СНГ

24,8

16,3

8,6

7,7

темпы прироста в %

-16,1

-15,4

-17,4

Информация о работе Роль России на мировом рынке услуг