Роль России на мировом рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2
1. Мировой рынок услуг…………………………………………….…..4
1.1Состав мирового рынка услуг…………………………………………..….4
1.2Регулирование рынка услуг…………………………………………….…..8
2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13
3.Роль России на мировом рынке услуг. …………………………...…19
3.1Основные показатели экспорта и импорта……………………………….19
Заключение……………………………………………………...………40
Список использованных источников…………………………….……42

Вложенные файлы: 1 файл

мэмэо.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2

  1. Мировой рынок услуг…………………………………………….…..4

1.1Состав мирового рынка  услуг…………………………………………..….4

1.2Регулирование рынка  услуг…………………………………………….…..8

2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13

3.Роль России на мировом  рынке услуг. …………………………...…19

     3.1Основные  показатели экспорта и импорта……………………………….19

Заключение……………………………………………………...………40

Список использованных источников…………………………….……42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономические связи  становятся все более заметной составной  частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом  сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это  поступающие на внешний рынок  услуги, т.е. потребительские стоимости.

Мировой рынок услуг разбивается  на более узкие рынки, так как  услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит  огромная и быстрорастущая часть  мирового хозяйства – сфера услуг. Предоставление услуг – самая  динамичная статья мировой торговли. В настоящее время доля всех видов  услуг в ВВП развитых стран  Запада близка к 70%. В развивающихся  странах этот показатель приблизился  к 55%. Актуальность данной темы исследования объясняется всё возрастающим значением  мирового рынка услуг.

Объект курсовой работы –  мировой рынок услуг. Предмет  исследования – экономические отношения, возникающие по поводу мировой торговли услугами.

Цель работы – проанализировать структуру и тенденции развития мирового рынка услуг. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие  задачи:

- определить состав мирового  рынка услуг;

- рассмотреть механизм  его регулирования;

- выявить виды услуг  и специфику их реализации;

- проанализировать динамику  и структуру мировых рынков  основных видов услуг;

- выделить роль России  на мировом рынке услуг.

 

 

1. Мировой рынок услуг

  1.1Состав мирового  рынка услуг

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей  силы существует и взаимодействует  с ними мировой  рынок услуг. Специфическая  особенность  услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат  определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены  действию закона стоимости, и их обмен  на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством  затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие  на внешний рынок услуги, т.е. потребительские  стоимости.

Причины длительного  игнорирования  услуг в контексте  изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов  труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет  учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических  операций. Крайней неопределенностью  отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе  этим термином обозначают хозяйственную  деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают  по месту и времени с производством  и не могут накапливаться и  храниться. То есть к "услугам" практически  относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие  вещную форму. Любопытно в этой связи  весьма образное определение, данное журналом "Экономист" и протиражированное  во многих изданиях: «Международный рынок  услуг - это купля-продажа услуг  на мировом рынке».

Услуга - целесообразная деятельность, результат которой  выражается в  полезном эффекте, способном  удовлетворить  ту или иную потребность  человека, которая изначально может  быть объектом спроса и предложения  на рынке.

Понятие «услуга» имеет  широкий спектр определений. В общем  виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в  явном виде.

Отличия услуг от товаров  в материальной форме в том, что:

- во-первых, они невидимы;

- во-вторых, не поддаются   хранению;

- в-третьих, производство  и потребление услуг, как правило,  совпадают по времени и месту.

Этим обусловливаются  особенности международной торговли услугами по сравнению с международной  торговлей товарами.

Существует два вида услуг:

- услуги, которые опосредуются  вещно. Они связаны с потребительскими  товарами (материальные);

- услуги, не связанные   с материальными продуктами. Их  действие направлено на человека  или на условия, в которых   он находится, их производство  неотделимо от потребления (нематериальные).

- специфической отраслью  услуг является международный   туризм.

К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся.:

- регулирование внутри  страны соответствующими положениями   законодательства;

- отсутствие или наличие   факта пересечения услугой границы  не выступает критерием ее  экспорта;

- услуги не хранятся, они  производятся и одновременно  потребляются;

- производство и реализация  услуг находятся под большей   государственной защитой (в большинстве   стран находятся в полной или   частичной государственной собственности), чем сфера материального производства;

- международная торговля  услугами оказывает большое воздействие   на торговлю товарами;

- не все виды услуг   в отличие от товаров могут   быть предметом торговли (услуги  для личного потребления).

Основными формами услуг  для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и  объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи  лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др.

Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно  связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности  производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в  промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%.

Выделяют следующие  особенности  услуг как предмета торговли:

- отсутствие овеществленной  формы (некоторые из услуг приобретают   материальную форму в виде  компьютерных программ на магнитных   носителях, кинолент, различной документации  и т. д.);

- наличие всех признаков   товара (обладают общественной Потребительной  стоимостью);

- услуги полезны не  как вещь, а как деятельность  определенного направления;

- неоднородны или изменчивы   по качеству;

- производятся и потребляются  одновременно;

- при экспорте-импорте   не проходят таможенную границу  и не подлежат таможенному  оформлению;

- не все виды пригодны  для вовлечения во внешнеторговые  оборот (коммунальные услуги и   т.п.);

- имеют тесную связь   с рынком рабочей силы;

- ассортимент услуг,  предлагаемых  на мировых рынках, меньше их  ассортимента на внутреннем рынке  и меньше номенклатуры товаров,  вовлеченных в международный  товарооборот;

- имеют специфическую   нормативно-правовую базу своегс  регулирования как на национальном, так и на международном уровне.     Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими,  иметь промышленный характер  или удовлетворять личные потребности,  быть квалифицированными или  неквалифицированными и т.д.

Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный  оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и  здравоохранения).

Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться  государственными и частными производителями. Государственный сектор - суды, биржи  труда, больницы, военные службы, полиция, пожарная охрана, почта, образовательные  учреждения. Частный некоммерческий сектор - музеи, благотворительные организации, церковь, больницы. Коммерческий сектор - авиакомпании, банки, отели, страховые  компании, консалтинговые фирмы, бухгалтерские  фирмы, аудиторские, информационные и  проч.

Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК.

1.2 Регулирование мирового  рынка услуг 

Торговля услугами является новой сферой многостороннего регулирования  в рамках ВТО. Принципы и правила  международной торговли зафиксированы  в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). В частности, статья 1 ГАТС содержит определение понятия  «торговля услугами».

Торговля услугами определяется в ГАТС как предложение услуги посредством следующих четырех  способов: с территории одной стороны  на территорию другой стороны (например, услуги связи, транспортные услуги). Это  так называемое трансграничное оказание услуг. Только сама услуга (например, информация, переданная по факсу, транспортировка  грузов и пассажиров) перемещается через границу: здесь нет ни коммерческого  присутствия, ни перемещения физического  лица - поставщика услуг на территорию страны, где происходит потребление  услуги; на территорию одной стороны  потребителю услуги другой стороны (например, туризм - услуги приезжающим  в страну иностранным туристам).

Это потребление услуг  гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги; посредством коммерческого присутствия  единиц, оказывающих услуги одной  стороны на территории другой стороны (например, деятельность учрежденных  в стране банков с участием иностранного капитала).

Это поставка услуг через  коммерческое присутствие юридического лица, представительство или дочернюю компанию поставляющей страны на территории потребляющей страны; физическими лицами одной стороны на территории другой стороны, например, реализация строительных проектов, включая шефмонтаж, консультационная деятельность, разного рода профессиональные услуги - медицинские, юридические и  т.д. Такой подход к определению  того, что можно считать внешней  торговлей услугами в настоящее  время используется не только в ГАТТ, но и в других международных соглашениях (Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и др.). В настоящее время в международной практике в переговорах о внешней торговле услугами режим доступа на рынок услуг поставщиков услуг из стран, участвующих в таких переговорах, фиксируется также по вышеприведенной схеме.

Для целей ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого  классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов  услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги;

2. Услуги связи; 

3. Строительство и   инжиниринговые услуги;

4. Дистрибьюторские услуги;

5. Общеобразовательные услуги;

6. Услуги по защите  окружающей среды; 

7. Финансовые услуги, включая  страхование; 

8. Услуги по охране  здоровья и социальные услуги;

9. Туризм и путешествия; 

10. Услуги в области  организации досуга, культуры и  спорта;

11. Транспортные услуги;

12. Прочие услуги

 

В настоящее время  статистика по услугам стран-участниц ГАТС базируется на Едином классификаторе продукта ООН  и концепции внешней торговли услугами, изложенной в статье 1 ГАТС. Россия, находясь в стадии присоединения  к ВТО, должна приводить как свое внутреннее законодательство в соответствие с нормами и принципами ГАТС, так  и внутреннюю методологию сбора  и обобщения статистических данных в соответствие с международной.

Иначе, во-первых, невозможно будет описать обязательства  России по режиму доступа на ее рынок  услуг по секторам и подсекторам  в соответствии с классификацией ООН/ГАТС. Во-вторых, Россия не сможет представить  статистической информации в требуемом  от нее Секретариатом ГАТТ и странами - участниками ВТО Меморандуме  о внешнеторговом режиме в сфере  услуг. В-третьих, Россия не сможет выполнить  свои обязательства по транспарентности (статья III ГАТС).

Информация о работе Роль России на мировом рынке услуг