Развитие ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

С обретением независимости в начале 90-х годов двадцатого века, Казахстану предстояло занять свое место в мировом хозяйстве, использовав сравнительные преимущества национальной экономики. Завоевание собственных или разделение с другими странами конкурентных позиций на мировых товарных рынках, приоритетное развитие в этой связи отдельных видов продукции явилось одной из стратегических целей развития республики, определенных в самом начале существования независимого Казахстана.

Содержание

Введение 2
1 ТЕОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВТО И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РК 4
1.1 История возникновения и становления ВТО 4
1.2 Структура ВТО 7
1.3 Условия присоединения к ВТО 9
2 Анализ вступления в ВТО 11
2.1 Анализ соответствия законодательства РК международным нормам и стандартам, установленным ВТО 11
2.2 Анализ отрицательных и положительных следствий вступления в ВТО 15
2.3 Анализ экономического развития Казахстана 20
3 Зарубежный опыт вступления в ВТО 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя 1.docx

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Для производителей потенциальные выгоды будут связаны  с получением облегченного доступа  к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических  интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков - за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат - вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности казахстанских компаний.

Вместе  с тем следует отметить, что  главные положительные эффекты  будут связаны с введением  дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Создание цивилизованных условий конкуренции  и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение  структурных реформ и даст толчок для повышения конкурентоспособности  и открытости. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы  услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в  соответствие с нормами и правилами  ВТО. Повышение прозрачности государственной  политики, устранение значительного  количества персональных преференций  будет способствовать освобождению торговли от административного давления и вместе с тем устранит потребность  чрезмерного лоббирования корпоративных  интересов в правительстве и  парламенте. Все эти положительные  изменения являются важной предпосылкой для более эффективной борьбы с коррупцией.

Присоединение Казахстана к ВТО гарантирует  получение режима наибольшего благоприятствования  в торговом пространстве всех стран-членов ВТО. Те же права, что имеют другие торговые партнеры, позволяют более  эффективно использовать имеющиеся  возможности в торговле или, другими  словами, обеспечить доступ на мировые  рынки для экспорта казахстанской  продукции и услуг и предсказуемость  торгового режима.

Казахстан будет также иметь пути транзита для своих товаров. Все это, в  конечном счете, будет содействовать  развитию и расширению внешней торговли Казахстана. В кратко- и среднесрочной  перспективе вступление Казахстана в ВТО принесет выгоды не столько  в сфере торговли, поскольку предложить на внешние рынки, кроме сырья, пока нечего, сколько в сфере инвестиций. Казахстан может рассчитывать на привлечение инвестиций в переработку сырья и развития более высоких стадий перерабатывающих производств.

Большое значение для Казахстана может представлять режим ВТО в отношении торговых споров, особенно при антидемпинговых  разбирательствах, применяемых в  отношении экспортных товаров Казахстана. Членство в ВТО позволит решать торгово-политические споры в рамках предусмотренных  строгих процедур на более справедливой основе.

Кроме этого, чтобы оптимально использовать потенциальные  преимущества от членства в ВТО, нужно  четко осознавать, какие именно существуют ограничения в использовании  преимуществ членства в международной  торговой системе.

Возможность наращивания объемов продажи  казахстанских товаров и услуг  на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Казахстана со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2009 года, в структуре казахстанского экспорта преобладали минеральные продукты (67,1%), неблагородные металлы и изделия из них (20,1%), продовольственные товары (4,3%), продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 1,6%. Вместе с тем, на мировом товарном рынке, доля минеральных продуктов составляет 13,2%, цветных и черных металлов - 2,5%, сельскохозяйственных продуктов - 9,2%, доля машин и транспортного оборудования - 39,7%, доля офисного и телекоммуникационного оборудования возросла до 12,8% (Приложение Б).

Таким образом, без структурной адаптации к  приоритетам мировой торговли, эффективного осуществления с этой целью индустриально-инновационной  и инвестиционной стратегии Казахстану трудно будет использовать преимущества международной торговой системы.

Кроме этого, успешное использование существующих в ВТО механизмов многостороннего  урегулирования споров может сдерживаться отсутствием в различных сферах экономики надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Казахстану будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения.

Приведя национальное законодательство в соответствие с правилами и нормами ВТО, Казахстан, несомненно, получит возможность  выхода в унифицированное международное  правовое пространство, обеспечивающее всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. В целом, все это сыграет на повышение имиджа Казахстана как  равноправного участника международной  торговли, укрепление доверия к республике.

Вступая в ВТО, Казахстан может реально  рассчитывать на получение права  участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными  интересами. Кроме того, появится возможность  доступа к оперативной информации по внешнеэкономической политике и  намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более  эффективную торговую политику.

 

2.3 Анализ экономического развития Казахстана

 

Стабильное  и динамичное развитие социально-экономического положения в области оказало  позитивное влияние и на предпринимательство.

По данным управления статистики на 2006 год в  Северо-Казахстанской области зарегистрировано 27,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, что 

В структуре  всех зарегистрированных хозяйствующих  субъектов Казахстана на 2009 год доля субъектов малого бизнеса составляла 90,8%, в том числе предприятия  малого бизнеса – 21,0%, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства – 69,8% (Приложение В).

Из данных табл. 3 следует, что доля действующих предприятий (т.е. предприятий, готовых к осуществлению хозяйственной деятельности) снизилась за пятилетний период с 79,2% до 77,0%.

В структуре  всех действующих хозяйствующих  субъектов на 1 января 2008 года на долю субъектов малого бизнеса приходилось 90,1%, на долю предприятий малого бизнеса  – 19,3%, на долю индивидуальных предпринимателей, включая крестьянские хозяйства  – 70,8%.

По состоянию  на 2009 год численность занятых  во всей сфере малого бизнеса достигла 1385,3 тысяч человек, что составляет 19,5% от общей численности занятых  в республике, в том числе на предприятиях малого бизнеса – 7,4%, индивидуальных предпринимателей (включая  крестьянские хозяйства) – 12,1%.

Стабилизация  социально-экономического положения  в стране оказала положительное  влияние на развитие малого бизнеса.

Численность граждан, занятых в предпринимательстве (юридические лица), достигла на 2007 год 524,6 тыс. человек, к 2003 году на соответствующую  дату рост составил 8,7%.

В области  на 1 марта 2009 года по оперативным данным управления статистики СКО зарегистрировано 27,9 тыс. субъектов   малого бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост количества зарегистрированных субъектов   малого бизнеса на 1,3 тыс. субъектов (4,6 %) (Приложение Г).

Действуют 23,3 тыс. субъектов   бизнеса, из них  юридических лиц - 3 тыс., крестьянских хозяйств - 4 тыс., индивидуальных предпринимателей - 16,3 тыс.

Численность занятых в   бизнесе, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9 тыс. человек (на 11,1 %), составила 59,2 тыс. человек, распределившись  следующим образом (Таблица 1).

Выпуск  товаров (работ, услуг) предприятиями   малого бизнеса за 2007 год составил 4601,6 млн. тенге. при этом в среднем  одним предприятием выпущено товаров (работ, услуг) на 1,5 млн. тенге.

В 1 квартале 2008 года от субъектов   малого бизнеса  в государственный бюджет поступило  налогов, сборов и других платежей на сумму 1319,2 млн. тенге, из них в местный  бюджет - 566,9 млн. тенге. следовательно  одним СМП перечислено в бюджет 56,6 тыс. тенге.

Дальнейшее  развитие и поддержка   малого бизнеса нашли отражение в  Программе Правительства Республики Казахстан на 2002-2010 годы.

По итогам 2007 года, доля   малого бизнеса  в структуре валового внутреннего  продукта страны возросла по сравнению  с 2002 годом на 8,3 процентных пункта и  составила 24,9%.

В новой  Государственной программе по развитию и поддержке   малого бизнеса  предусматривается доведение количества субъектов   малого бизнеса в  текущем году до 510 тысяч с численностью занятых 1,4 млн. человек и довести  эти показатели к концу 2006 года до 550 тысяч и 1,6 млн. человек соответственно. Для этого планируется выделять ежегодно по 159,12 млн. тенге.

Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого бизнеса привела  к тому, что при входе на рынок  предприниматель несет большие  издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений  со всеми контрагентами во внешней  и внутренней среде. Во внешней - это  взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.  

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными  проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для бизнеса в области инженерно-технических  и рабочих специальностей.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод  о необходимости углубления экономических, правовых и институционально-структурных  реформ путем систематизации работы по поддержке малого бизнеса на основе опыта предыдущих лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Зарубежный опыт вступления  в  ВТО

 

Экономика Китая в последние  годы постоянно приковывает к  себе внимание зарубежных экономистов  и предпринимателей. Динамичный экономический  рост, увеличивающиеся объем экспорта, импорта и инвестиций — все  это привлекает пристальные взгляды  всего мира.

В настоящее  время Китай вышел на новый  этап экономического развития, вызванный  его присоединением к ВТО в  декабре 2001 года. Вступление КНР в  ВТО привело к глубоким изменениям не только в экономической, но и в  социальной жизни Китая [11, с. 45].

Вступление  Китая в ВТО крайне остро поставило  проблему конкурентоспособности китайских  товаров, особенно — продукции сельского  хозяйства. Низкое качество и высокая  себестоимость продукции агросферы  — серьезная преграда на пути расширения экспорта. По этой же причине вот  уже более семи лет наблюдается  переизбыток этой продукции на внутреннем рынке. Кроме того, Китай испытывает дефицит многих специализированных сортов и видов сельскохозяйственной продукции, которые не производятся в стране. Так, существует острая нехватка спецсортов пшеницы (твердые пшеницы), отсутствуют сорта кукурузы, отличающиеся высокими пищевыми качествами. Нынешняя структура в условиях рынка и  изменившегося характера спроса уже не в состоянии удовлетворить  возросшие потребности потребителей. Соответственно, со вступлением Китая  в ВТО в страну хлынул широкий  поток дешевой импортной сельхозпродукции [14, с. 52].

По прогнозам, импорт сельхозпродукции увеличится более, чем вдвое: с 5 % в 2010-м до 12 % к 2010 году. Импортная продукция все более свободно конкурирует с национальными товарами на внутреннем рынке Китая. Увеличивается влияние мирового рынка на ассортимент производимой продукции. В связи с этим, с 2003 года в действие введена экстренная стратегическая программа создания 12 отраслевых зон по производству наиболее перспективных видов продукции, обладающих конкурентными преимуществами на мировом рынке. В основе формирования этих отраслевых зон должны лежать научное районирование, специализация и разделение труда.

Спустя  два года после вступления в ВТО  китайские специалисты, в соответствии с динамикой развития мирового рынка, отобрали ряд видов сельхозпродукции, которым отдается предпочтение, а  именно: специализированные виды пшеницы, специализированные виды кукурузы, соевые бобы с высоким процентом выхода масла, хлопок, рапс, сахарный тростник, коровье молоко и др. Поставлена также задача всемерно расширять  экспорт сельскохозяйственных продуктов. Сюда отнесены яблоки, апельсины, говядина и баранина, продукция рыбного  промысла и др.

Осуществление программы будет способствовать ускорению темпов развития агросферы  основных сельскохозяйственных регионов и увеличению доходов крестьян. Со вступлением в ВТО под ударом оказались некоторые районы КНР. Внедрение данной программы хотя еще не дало масштабных результатов  в силу ряда причин, но оно позволяет  отработать концепцию реструктуризации отрасли, придать нужную направленность реформе, обеспечивая научное и  рациональное размещение производительных сил в сельском хозяйстве. Эта  программа решает также проблему оптимизации структуры производства и ассортимента зерновых, что позволит преодолеть затоваривание, поднять  внутренний спрос, стимулировать рост рыночных цен на качественную продукцию. Это в свою очередь, должно привести к увеличению производства зерна [13, с. 52].

Информация о работе Развитие ВТО