Пути совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотрение экономической сущности и факторов воздействия на рынок услуг;
2) Проанализировать динамику и отраслевую структуру рынка услуг;
3) Выявить и изучить современные тенденции развития рынка услуг;
4) Проанализировать воздействие на сферу услуг НТП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА
УСЛУГ……………………………………………………………………………..5

Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг…………5
Динамика и отраслевая структура рынка услуг……………………………11
1.3 Современная тенденция развития рынка услуг……………………………13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ………………………..18

2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг…………………18
2.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП………………………………….19
2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг………………..20
2.4 Анализ глобализации услуг…………………………………………………24

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
РЫНКА УСЛУГ………………………………………………………………….30

3.1 Step и swot анализ международного рынка услуг…………………………30
3.2 Направленное совершенствование развития международного рынка
услуг………………………………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МЭ и ВЭД.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что численность Интернет пользователей за последние 5 лет возросла в 2 раза и эти показатели как раз таки говорят о все большей Интернет зависимости. Но для рынка услуг это скорей всего необходимость, чем зависимость.

Большую роль играет индекс информатизации, т. е. показатель уровня распространения персональных компьютеров (табл. 4).

 

Таблица 4 - Уровень информатизации в некоторых странах и регионах к уровню всего мира, %

Страна (регион)

Индекс информатизации

Относительное отклонение

2006

2007

2008

2009

2010

Весь мир

100

100

100

100

100

 

Северная Америка

 

10

 

11,2

 

11,6

 

11,7

 

12

 

+2

США

6

7

8

9

10

+4

Латинская Америка

9,7

 

9,5

 

9,5

 

9,5

9,5

-0,2

Западная Европа

8,6

8,5

8,4

5

8,5

-0,1

Австрия

8

8

8

8

8

0

Франция

7

7,1

7,3

7,3

7,5

+0,5

Германия

7

7,2

7,3

7,4

7,5

+0,5

Италия

6,7

6,8

6,9

7

7

+0,3

Нидерланды

7,1

6,5

6,5

6,5

6,5

-0,6

Испания

5

4,5

4,9

5,4

6

+1

Великобритания

5

5

5

5

5

0

Россия

2

2,6

3,2

3,7

4

+2

Африка

2,7

2,5

2,3

2,6

3

+0,3

Азия

2,2

2,3

2,4

2,3

2,5

+0,3

Китай

3

2,6

2,4

2,2

2

-1

Индия

0,5

0,7

0,8

0,9

1

+0,5

Япония

9

5

5

6

12

+3

Сингапур

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0


 

Из таблицы можно сделать вывод, что лидерами в использовании новых коммуникаций являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия). Также видно, что уровень информатизации населения увеличивается с каждым годом. За счет глобализационных процессов происходит необратимый процесс интеграции населения планеты.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

     Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д.

     Итак, анализ показывает, что рост Интернет-аудитории в мире в последние годы происходит в первую очередь за счет Азии (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай.

     Самыми активными интернетчиками в мире оказались жители островных государств Мальты, Новой Зеландии и Исландии. Также очень распространен Интернет в Гонконге, что естественно, так как этот регион является одним из наиболее технологически развитых в сфере IT . В Европе наибольшую Интернет-активность проявляют скандинавы. Так, три скандинава из четырех выходят в Сеть. На первом месте - Швеция (82% населения), далее идут Дания и Финляндия (по 70%). Из стран Евросоюза Интернет наименее распространен в Литве, Польше, Португалии (по 29%), Венгрии (28%) и Греции (25%).

     И, наконец, немалый процент Интернет пользователей, конечно, среди американцев. Три четверти взрослого населения США, являются постоянными пользователями Сети. Большинство американских пользователей имеют широкополосное соединение (57%) и выходят в Сеть из дома (66%).

     Круг Интернет пользователей в России только набирает свои обороты и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире.

 

2.4 Анализ глобализации услуг

   

    Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный, но на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

     Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

     С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

     В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2009 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании - 27-31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг - физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы.

     Как компонент общего процесса, глобализация услуг вызывает широкую научную и общественную дискуссию относительно ее хода и последствий. Доводы ее сторонников обычно те же, что и защитников глобализации товарных рынков: оптимизация аллокации ресурсов в масштабах планеты, повышение эффективности их использования; расширение под воздействием конкуренции набора услуг и возможностей потребительского выбора, снижение цен и улучшение качественных характеристик. Кроме того в результате обмена нематериальными ценностями растут масштабы и ускоряется динамика международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, эффективных организационно-управленческих моделей. Присутствие довольно широкой прослойки мелкого и среднего бизнеса сдерживает давление монополий в мировом хозяйственном пространстве, усиливает конкурентные начала к выгоде потребителей. Не применимы к услугам и такие негативные проявления глобализации товарных рынков, как перенос за рубеж "грязных" производств, их разрушительное воздействие на природную среду и т.п.

     Немалый вклад вносит международный обмен услугами в гуманитарный прогресс: с улучшением условий доступа потребителей к высококачественным услугам сфер образования, здравоохранения, культуры и проведения досуга повышается качество жизни, идет взаимообогащение культур народов. Но хорошо известны и минусы глобализации услуг. Это прежде всего бесконтрольное движение вторичных финансовых потоков, спекулятивное раздувание операций на мировых рынках финансовых услуг, приводящие к кризисным потрясениям с крупным ущербом для населения, а также быстрый перенос кризисных явлений и других хозяйственных аномалий из одних стран в другие и т. д12.

     В ряду нежелательных последствий глобализации услуг – угроза вестер-низации, американизации образа жизни, навязывания населению чуждых жизненных стандартов и стереотипов поведения, а также загрязнение Интернета асоциальным содержанием при очевидном запаздывании в разработке и применении принципов, законов и норм его регулирования. Углубляется, как уже отмечалось, разрыв между "золотым миллиардом" и остальным населением планеты в потреблении нематериальной продукции, грозящий глобальным же и разрушительным противостоянием сил, выигрывающих от нее и остающихся в проигрыше. Но несмотря на активизацию антиглобалистов, в мировом сообществе растет восприятие глобализации, как объективного процесса непрерывного поступательного движения производительных сил, перерастающих национальные рамки, остановить который невозможно. Соответственно на первый план в мировой политике и экономике выдвигается непростая задача максимизации в масштабах планеты выгод глобализации и сведения к минимуму негативных проявлений и воздействий.

     Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетни можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных результатах деятельности, отвлекающих якобы ресурсы от материального производства. Впереди, по-видимому, изменения не меньшей глубины значимости, конкретные формы которых при возрастающем динамизме изменений предугадать очень не просто. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. В наступившем веке, по всей вероятности, усилится тенденция к интегрвции вещных компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг.

     Географическая направленность торговли услугами отличается большей асимметричностью в пользу развитых государств, чем международная торговля товарами. Доля промышленно развитых стран в мировом экспорте услуг составляет около 90% и превышает их долю в экспорте товаров, промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг13.

     Возросла доля развивающихся стран в международной торговле услугами за счет южноазиатских экспортеров услуг: Южной Кореи, специализирующейся на инженерно-консультационных и строительных услугах, Сянгана и Сингапура, ориентированных на финансовые услуги, и др. Вместе с тем эти страны продолжают оставаться преимущественно импортерами услуг. В десятку крупнейших экспортеров не входит ни одна развивающаяся страна.

     Промышленно развитые страны специализируются на предоставлении деловых услуг, развивающиеся страны - на Предоставлении туристических услуг (примерно 17% всех валютных поступлений).

     Доля стран с переходной экономикой по – прежнему невысока -3,5-2,9% в мировом экспорте и импорте услуг соответственно.

     В результате разворачивающихся глобализационных процессов сфера услуг дополнилась стремительно растущим сектором услуг, оказываемых не локально, вне связи с конкретным местом проживания или работы потребителя услуги. Благодаря телекоммуникационным средствам связи все услуги, носящие характер предоставления или перемещения информации, «мгновенно» - в течение нескольких лет развития телекоммуникационных технологий - приобрели глобальный характер.

     Таким образом, влияние глобализации на сферу услуг выразилось, прежде всего, в разделении сферы услуг на два крупных непересекающихся сектора, которые отражены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Влияние телекоммуникационных технологий и глобализации на сферу услуг

Сфера услуг

Традиционные  услуги

Информационные  услуги

Локальный характер

Глобальный  характер без территориальной привязки

Непосредственный  контакт с потребителем

Контакт «он-лайн», опосредованный телекоммуникационными  средствами

коммунально-бытовые, частично медицинские (касающиеся врачебного вмешательства) и частично транспортные (сухопутных средств транспорта) услуги;

банковские, телекоммуникационные, образовательные, консультационные услуги, услуги связи, а также частично медицинские (консультации) и транспортные (морской  и воздушный виды) услуги.




 

     Следует отметить, что развитие телекоммуникационных технологий и глобализационных процессов привело к возникновению самой возможности предложения ряда новых видов услуг, а также спроса на новые виды услуг, в ответ на который возникло соответствующее предложение со стороны как компаний телекоммуникационной отрасли, так и предприятий традиционной сферы услуг.

Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг