Пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма. 2. Проанализировать особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития. 3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.
4. Определить способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг.
Объектом исследования выступает туристический рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.
1.1. Понятие, сущность и виды туризма………………………………………………………5
1.2. Особенности рынка международного туризма: роль в мировой экономике, динамика и факторы развития………………………………………………………………………………...8
ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.
2.1. Современное состояние рынка туристических услуг в России…………………….…14
2.2. Способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг……………………………………………………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 124.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.

1.1.   Понятие, сущность  и виды туризма………………………………………………………5

1.2.  Особенности рынка  международного туризма: роль  в мировой экономике, динамика  и факторы развития………………………………………………………………………………...8

ГЛАВА II. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ ТУРИСТИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ.

2.1.   Современное состояние  рынка туристических услуг в  России…………………….…14

2.2. Способы развития и совершенствования российской сферы туризма на мировом рынке услуг……………………………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           ВВЕДЕНИЕ.

            По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов, поездок граждан, вызванных экономической необходимостью. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора в экономике способствует росту международных поездок с целью отдыха.

           Международный туризм является одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства большинства стран и отдельных регионов мира. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений развития экономики Российской Федерации.

            Экономика некоторых стран мира серьезно зависит от развития международного туризма, так как он является практически единственным источником валютных поступлений в страну. Причем объем этих поступлений позволяет стране поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан. Помимо этого, туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристических услуг является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения.

           В России туризм  – развивающаяся отрасль и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Тем не менее, с каждым годом российская туристическая индустрия всё более активно включается в мировой рынок.  Развитие туризма как никакая другая отрасль экономики не стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяя ресурсы между странами. Стоит отметить, что в России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд.  Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ.

            Поэтому исследование процессов и закономерностей развития международного туризма, а также положения и конкурентоспособности нашей страны на мировом туристском рынке является весьма актуальным.

            Цель работы:  определить пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами.

            Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие, сущность и виды туризма.

2. Проанализировать  особенности рынка международного туризма: его роль в мировой экономике, динамику и факторы развития.

3. Охарактеризовать современное состояние рынка туристических услуг в России.

4. Определить способы  развития и совершенствования  российской сферы туризма на  мировом рынке услуг.

           Объектом исследования выступает туристический рынок.

           При написании данной работы нами были использованы учебники и учебные пособия отечественных авторов, периодическая литература, а также статьи на официальных сайтах. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ГЛАВА I. АНАЛИЗ МИРОВОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ.

      1. Понятие, сущность и виды туризма.

            Туризм1, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако) представляет собой общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях2.                 Туризм - это прежде всего деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.

            Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках3:

- туризм есть результат  передвижения людей;

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие являет собой  временное движение туриста по  туристскому маршруту.

            Основными критериями туризма являются следующие:

1. Изменение места, находящегося  за пределами обычного местопребывания.  Туризм является разновидностью  путешествий и охватывает лиц,  пребывающих в местах, находящихся  за пределами их постоянного  места жительства.

2. Перемещение людей в  достаточно короткие промежутки  времени. По статистике наибольшую  долю занимает туризм выходного  дня (2–3 дня), далее следуют  небольшие туристские поездки  (6–7 дней), меньшую долю занимают 8–12-дневные поездки.

3. Пребывание в другом  месте, при этом место пребывания  не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Оно  не должно быть связано с  трудовой деятельностью (оплатой  труда). Этот нюанс следует учитывать,  так как поведение человека, занятого  трудовой деятельностью, отличается  от поведения туриста и не  может классифицироваться как  занятие туризмом. Еще одним условием  является и то, что путешественники  не должны находиться в посещаемом  ими месте 12 и более месяцев  подряд. Лицо, находящееся или планирующее  находиться более одного года  в определенном месте, с точки  зрения туризма считается постоянным  жителем и поэтому не может  называться туристом.

4. Выезд людей с места  своего постоянного проживания  в иную местность, страну в  целях туризма. Перемещения в  пределах местности постоянного  проживания (например, ежедневные поездки  на работу) не могут быть отнесены  к туризму.

5. Оплата труда из источника  в посещаемом месте. Суть данного  критерия состоит в том, что  главной целью поездки не должно  быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в  посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну  для работы, оплачиваемой из источника  в этой стране, считается мигрантом,  а не туристом. Это относится  не только к международному  туризму, но и к туризму в  пределах одной страны. Каждый  человек, путешествующий в другое  место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления  деятельности, оплачиваемой из источника  в этом месте (или стране), не  считается туристом этого места.

            Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма:

  • деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места;
  • туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

            Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Кроме того, туризм – это  туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и  посредников (например, транспортных компаний).

            По поручению ВТО в 1994 году ГАТТ вместе с Конференцией ООН по торговле и развитию составил отчет "Туристские услуги и GATS", в котором туристские услуги определены как продукт или продукция деятельности прибыльных и не прибыльных экономических единиц, предназначенные для конечных или промежуточных потребителей. В отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей4.

            Классификация туристической деятельности5 представлена на рис. 1.

 



  













 

                                                                                                                                    Рис.1

 

 

            Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом:

- Гостиницы и рестораны  (включая обеспечение питанием);

- Услуги бюро путешествий  и туристических агентств;

- Услуги экскурсионных  бюро и прочие.

            В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов:

1) Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств  размещения; услуги вторых домов  за собственный счет или бесплатно.

2) Услуги предприятий  общественного питания.

3)Услуги пассажирского  транспорта: междугородные перевозки  железнодорожным транспортом; перевозки  дорожным транспортом; перевозки  водным транспортом; перевозки  воздушным транспортом; вспомогательные  услуги, относящиеся к пассажирскому  транспорту; сдача в аренду пассажирского  транспортного оборудования; техническое  обслуживание и текущий ремонт  пассажирского транспортного оборудования.

4) Услуги туристических  агентств, туроператоров и экскурсоводов:  услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное  обеспечение туристов и услуги  экскурсоводов.

5) Услуги в области  культуры: исполнительское искусство;  деятельность музеев и прочие  услуги в области культуры.

6) Рекреационные услуги  и прочие услуги в области  развлечений: спортивная деятельность  и услуги в области любительского  спорта; прочие услуги в области  развлечений и отдыха.

7) Различные туристские  услуги: финансовые услуги и страхование;  прочие услуги по сдаче в  аренду товаров; прочие туристские  услуги.

                 

 

1.2.  Особенности  рынка международного туризма:  роль в мировой экономике, динамика  и факторы развития.

            Туризм и его международная составляющая являются существенным элементом мировой экономики6. Международный туризм представляет собой сложное, многоцелевое и в ряде случаев разнонаправленное экономическое явление, достаточно полно воплощающее в себе основные присущие глобальной экономике механизмы и последствия. Международный туризм присутствует в экспортно-импортных операциях мировой и региональной торговли товарами и услугами, международных экономических отношениях, является одновременно производной и предпосылкой интеграционных процессов в глобальной экономике.

            Сегодня туризм — крупнейшая отрасль сферы международных услуг. За высокие темпы роста он признан экономическим феноменом ХХ столетия. За 1950-2011 годы численность международных туристов увеличилась более чем в 37 раз, а поступления от этого вида услуг возросли почти в 428 раз. В 2011 г. число международных туристических прибытий в мире достигло 924 млн. человек, а валютные поступления от международного туризма составили в 2011 г. 856 млрд. US$. За 2000-2011 годы численность международных туристических прибытий выросла на 36%, а доходы – на 81% 7.

Информация о работе Пути повышения места и роли России в международной торговле туристическими услугами