Протекционистская и либеральная внешнеэкономическая политика.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:55, реферат

Краткое описание

Осознавая факт возможного существенного воздействия участия страны в мировой торговле на национальную экономику в целом и на отдельные ее сектора, государственные органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации как внутри страны, так и на мировых рынках. В связи с этим условно можно выделить два подхода к регулированию внешнеэкономических связей и прежде всего торговли: протекционизм и либерализм.

Вложенные файлы: 1 файл

t1.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

    Протекционистская и либеральная внешнеэкономическая политика.

 

 

      Осознавая факт возможного существенного воздействия участия страны в мировой торговле на национальную экономику в целом и на отдельные ее сектора, государственные органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации как внутри страны, так и на мировых рынках. В связи с этим условно можно выделить два подхода к регулированию внешнеэкономических связей и прежде всего торговли: протекционизм и либерализм.

     Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

    Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.).

     Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, "добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению "коллективного протекционизма" – образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.

     В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

       К типичным  направлениям протекционистской деятельности относятся:

- повышение рыночных цен на иностранные товары;

- снижение затрат национальных  производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров.

К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения  административного характера, субсидии и валютный контроль.

     Тарифы – это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи.

     Квоты – количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей.

      Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов.

     Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование.                       Валютный контроль ограничивает доступ к иностранной валюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку иностранной валюты на национальную.

Основные виды протекционизма:

- Селективный  протекционизм — защита от  конкретного продукта, или против конкретного государства;

- Отраслевой  протекционизм государства –  защита конкретной отрасли;

- Коллективный  протекционизм — взаимная защита  нескольких объединившихся в  союз стран;

- Скрытый протекционизм  — протекционизм при помощи  нетаможенных методов.

    В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

- необходимость обеспечения  экономической безопасности страны;

- специфика отдельных  регионов и необходимость для  их поддержки протекционистских  мероприятий со стороны государства;

- в условиях спада производства  – сохранение необходимых рабочих  мест;

- в условиях  экономического кризиса протекционистские  таможенные меры не допустят  превращения страны в экономический  придаток развитых стран мира;

     Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) — это политика на устранение барьеров на пути международного обмена.

      В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.

    В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны — участницы мировой торговли выигрывают.

       Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.

     В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

      На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности нашей страны. Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки  по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными. Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ Азербайджана как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации маната. Не существует однозначного ответа на то, как этого достичь, для этого необходим широкий комплекс мер. При этом экономические интересы должны как можно в меньшей степени ущемляться ради политических.


Информация о работе Протекционистская и либеральная внешнеэкономическая политика.