Проблемы сотрудничества России с ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках

Содержание

Вступление 3

1. Маастрихтский договор. 4
2. Политика расширения Европейского Союза 5
2.1 Условия 5
2.2 Процесс 6

3.Россия и Европейский союз 9
4.Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности 10
4.1 Североатлантический союз, НАТО 10
4.2 Совет Европы (СЕ) 1 3
4.3 Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 13
5.Сферы сотрудничества России с Европейским союзом 14
6.Проблемы сотрудничества России с ЕС. 16
Заключение 18
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграционные процессы Евроатлантической цивилизации.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

   Последние годы торговля России с ЕС имела отчетливую тенденцию к росту – так, за 2006-2009 гг. объем товарооборота между нашими странами практически удвоился, составив в 2009 г. около 350 млрд. евро. С учетом структуры товарооборота в ближайшие годы можно рассчитывать на дальнейшее повышение объема торговли. В последний год прогнозного периода определенное значение может иметь ввод в строй газопровода в Германию по дну Балтийского моря, что может увеличить объем российского экспорта и величину активного сальдо торговли России. Усилия ЕС по диверсификации внешних источников энергоресурсов вряд ли могут в рассматриваемый период повлиять на спрос на российский газ, нефть и т.п.

    При построении прогноза следует учесть также развертывающуюся в ЕС реформу регулирования энергетического рынка, состоящую в разукрупнении национальных энергетических и газовых монополий и разделении энергопроизводящих, транспортных и распределительных структур. В результате возможны определенное снижение внутренних цен на энергоресурсы и либерализация доступа к конечному потребителю, что может создать условия для дополнительного объема поставок газа и, возможно, электроэнергии, а также роста российских инвестиций в энергохозяйство ЕС. Пока, однако, крупные страны-члены ЕС во главе с Германией и Францией противятся воплощению этих планов в жизнь.

     ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. На его долю стабильно приходится около 80% накопленных ПИИ. В свою очередь и для ЕС инвестиции в России становятся важной составляющей экономической активности – Россия делит с Турцией и Китаем четвертое место по объему поступающих из ЕС ПИИ, пропустив вперед США, Канаду и Швейцарию.

Причины инвестиционного бума очевидны: иностранных  инвесторов привлекают политическая стабильность, высокие темпы экономического роста  и увеличение покупательной способности  населения. Усиление государственного влияния в экономике и высокий  уровень коррупции, безусловно, играют сдерживающую роль, но крупный бизнес уже адаптировался к правилам ведения дел в России. Важнейшим  фактором, определяющим активность иностранных  инвесторов, является то, что инвестиции в российскую экономику – одни из наиболее доходных.

 

Проблемы сотрудничества России с  ЕС.

  Перед лицом глобализационных процессов Россия оказалась в сложном положении. При нынешнем состоянии экономики она не может претендовать на ведущие позиции в формировании мировой экономической политики, влиять на деятельность международных экономических организаций. Но с другой стороны, Россия довольно глубоко втянута в мировое хозяйство. Доля ее экспорта в ВВП составляет около 27%. Но односторонняя ориентация российского экспорта на сырьевые ресурсы делает эту зависимость уязвимой из-за значительных, колебаний цен на мировых рынках. В связи с этим включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться и об участии и сотрудничестве с интеграционными группировками.

    Сотрудничество России с ЕС наталкивается на определенные проблемы. Во-первых, расширение ЕС, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.

   С массовым присоединением к ЕС 10 новых стран в 2003 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС стало усиливаться.

Претензии России к ЕС касаются: 

  1. Предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  2. Неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  3. Ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
  4. Попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;

Претензии ЕС к России касаются:

  1. Нарушений прав человека и гражданских свобод;
  2. Ссохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
  3. Заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
  4. Взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

    Политика России сталкиваются на европейском направлении с достаточно сложным вызовом. Суть его — в необходимости найти баланс между реальными запросами модернизации российской экономики и, во многом, общества и, с другой стороны, неспособностью Евросоюза предложить России даже ограниченные формы и механизмы совместной выработки решений в рамках интеграционного процесса.

   Именно поэтому на настоящем этапе для России, возможно, было бы целесообразным восстановление баланса между политической и экономико-правовой составляющими на уровне равноправного сотрудничества самостоятельных субъектов международных отношений. В будущем Россия могла бы рассматривать вопрос о формальном присоединении к тому интеграционному объединению, которое, после преодоления фазы стагнации, придет на смену Европейскому союзу.

    В своей политике Евросоюз вынужден был учитывать и позицию тех стран, отношения которых с Россией были проблемными. Также Евросоюз сознательно уклонялся от обсуждения ряда принципиально важных вопросов обеспечения безопасности в Европе, в частности, проблемы третьего позиционного района американской ПРО. За формальными словами о том, что это является предметом двусторонних американо-чешских/польских отношений, крылась неспособность ЕС выработать единую позицию и нежелание создать дополнительный фактор раздражения в отношениях с США. Существовал ряд разногласий по вопросам экономического сотрудничества, шли довольно острые дискуссии о принципах регулирования в энергетической сфере. Общественное мнение и в ЕС, и в России становилось всё более критическим.

   Сегодня, когда партнерские отношения между Россией и ЕС целесообразно рассматривать как перспективную цель, задачей внешней политики России является сохранение интенсивности контактов, возможностей вести открытый диалог по широкому кругу вопросов, прежде всего тех, по которым имеются разногласия, наращивание практических связей на рабочем уровне, улучшение возможностей для делового сотрудничества. Неизбежный в нынешней ситуации «худой мир» позволит пережить период неопределенности. России удастся выйти из глобального экономического кризиса страной с более конкурентоспособной экономикой и более эффективной государственно-политической системой. Такая Россия станет для ЕС и СНГ гораздо более привлекательным партнером.  

 

Заключение

Перспективы сотрудничества России со странами ЕС нужно оценивать по-разному.

   Надо признать, что диалог Россия-ЕС остаётся в основном декларативным. Отношения с Россией так и не стали для ЕС одной из важнейших тем внутренней политики. В ЕС очень опасаются обременения внутренней повестки дня российским фактором. В результате ЕС занят выдавливанием мелких односторонних уступок со стороны России, а не становлением «стратегического партнёрства». Со своей стороны, Россия стала делать гораздо меньше бессмысленных односторонних уступок. Отношения становятся всё более прагматичными и, одновременно, откровенными. Если в отношениях России с США практически отсутствует фактор тесной экономической взаимозависимости, то для отношений России с ЕС он принципиально значим.

   Продолжается политика ограничения российского влияния на Западе продолжается, она не прекращена – и это большая неудача России. Само то, что на этапе предвыборной гонки в Европе политики предпочитают использовать жёсткую антироссийскую риторику, говорит о негативном фоне взаимоотношений, который России так и не удалось преодолеть. Развитие политического сотрудничества между Россией и ЕС в значительной степени будет зависеть от взаимодействия на постсоветском пространстве. Сегодня оно превратилось в пространство конкуренции. Россия, справедливо считая этот регион зоной своих особых интересов, зачастую стремится к исключительному доминированию на этом пространстве и недопущению сюда других игроков. ЕС, однако, понимает под этим собственную односторонне сформулированную политику и удивляется, когда Россия отказывается присоединяться к ней. И в этой связи ни Россия, ни ЕС не в состоянии самостоятельно реализовать свои стратегии, но успешно блокируют политику друг друга. Поэтому в целом сотрудничество России со странами ЕС отличается от аналогичного сотрудничества со странами СНГ тем, что это сотрудничество не носит такого взаимовыгодного характера для стран-участников ЕС от партнерства с Россией.

 

 

 

 

 

Литература

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.

2. Надежды и разочарования // Центр ЕС-Россия. 2010. Режим доступа: http://eu-russiacentre.ru/our-publications/tv-review/nadezhdy-i-razocharovaniya.html

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г.

4. Промский Н.И. О некоторых проблемах интеграции стран СНГ в эпоху глобализации // Вестник РГГУ, 2007, № 11, с. 221 – 228.

5. Россия и Европейский союз // Википедия – свободная энциклопедия, 2010. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F

6. Сутела П., Россия и Европа. Некоторые аспекты экономических взаимоотношений, Моск. Центр Карнеги. - M.: Гендальф, 2004

 

 


Информация о работе Проблемы сотрудничества России с ЕС