Проблемы сотрудничества России с ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:00, реферат

Краткое описание

Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках

Содержание

Вступление 3

1. Маастрихтский договор. 4
2. Политика расширения Европейского Союза 5
2.1 Условия 5
2.2 Процесс 6

3.Россия и Европейский союз 9
4.Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности 10
4.1 Североатлантический союз, НАТО 10
4.2 Совет Европы (СЕ) 1 3
4.3 Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 13
5.Сферы сотрудничества России с Европейским союзом 14
6.Проблемы сотрудничества России с ЕС. 16
Заключение 18
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Интеграционные процессы Евроатлантической цивилизации.docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

    Лихтенштейн входит в Европейскую экономическую зону наряду с Исландией и Норвегией и, таким образом, тесно интегрирован с Евросоюзом. Находясь при этом в таможенном и валютном союзе со Швейцарией, страна может соответственно рассмотреть возможность присоединиться к ЕС, если такое решение примет Швейцария. Например, Лихтенштейн подписал Шенгенское соглашение вслед за Швейцарией.

 Норвегия

   Население Норвегии дважды на национальных референдумах (1972 и 1994) отвергало предложение о вступлении в ЕС.

Швейцария

     В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой было остановлено референдумом. Эта страна, тем не менее, присоединилась к Шенгенскому соглашению с 1 января 2007 года. 1 января 2011 года президентом страны снова стала Мишлин Кальми-Ре, поддерживающая идею вступления Швейцарии в Европейский союз, однако во время своего первого визита в должности президента в январе 2011-го сообщила, что членство в ЕС, как и переход к системе автоматического применения права ЕС, неприемлемы для альпийской конфедерации.

Карликовые государства

    В Западной Европе расположено пять карликовых государств: Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино. Лихтенштейн является членом ЕАСТ (см. соответствующий раздел). Ватикан, Монако и Сан-Марино подписали соглашения, позволяющие им не только использовать евро, но и чеканить собственные монеты. Все они также участвуют в Шенгенском соглашении либо имеют почти полностью открытую границу с ЕС и тесные отношения с граничащими государствами. Например, Монако в полной мере является частью таможенной территории ЕС через Францию и использует большую часть права ЕС в отношении НДС и акцизов.

Страны вне Восточного партнёрства и Европейской политики соседства

    Вопрос о рассмотрении России в контексте расширения ЕС поднимался наряду с другими постсоветскими государствами, включая Казахстан, западная часть территории которого расположена в Восточной Европе.

    Во время подготовительной стадии Европейской политики соседства Россия настояла на создании четырёх общих пространств ЕС-России вместо участия в ЕПС, так как видела ЕПС «неравным» соглашением с Евросоюзом в доминирующей роли. В мая 2005 года в рамках общих пространств был принят план действий, близкий по содержанию к плану действий ЕПС. Как ЕПС, так и Общие пространства ЕС-России реализованы через Европейский инструмент соседства и сотрудничества.

Россия и Европейский союз

    Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив», если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС. Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС.

    Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор.

 

 

 

 

 

 

 

Военно-политические блоки и институты обеспечения евразийской безопасности

   Международные региональные организации занимают ведущее место в обеспечении безопасности в Евразии. При этом военно-политические блоки и институты доминируют в военно-политической сфере. Они, по определению, призваны обеспечивать защищенность своих членов от военных угроз и сохранять политическую стабильность в районах своей ответственности.

   Тем не менее в Евразии, несмотря на изобилие различных военно-политических альянсов и организаций, еще сохраняется напряженность, принимающая порой форму открытой конфронтации и даже вооруженного конфликта.

Европейские военно-политические блоки и институты обеспечения европейской безопасности

     Важнейшими военно-политическими блоками и институтами обеспечения европейской безопасности являются: НАТО и примыкающие к ней организации (Парламентская ассамблея НАТО , Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) , ассоциация Атлантического договора и др.), Западноевропейский союз, Евросоюз, Организация договора коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы (СЕ) и Организация безопасности и сотрудничества в Европе, а также различные субрегиональные организации (Союзное государство России и Белоруссии, Европейско-азиатское экономическое сотрудничество (ЕврАзЭС) , Совет государств Балтийского моря , Вишеградская группа , Вильнюсская группа , «Сотрудничество центрально-европейских государств» (СЕНКООП) , Организация за демократию и экономическое развитие (ОДЭР–ГУАМ) , Охридско-Адриатическая группа , «Квадрилатерале»).

Североатлантический союз, НАТО

    Характеризуя усилия Североатлантического союза по обеспечению европейской безопасности, следует заметить, что его военно-политическое руководство основные усилия сосредоточивает на реализации планов трансформации блока в политической сфере, продолжении процесса расширения организации, вовлечении в сферу своей деятельности других государств и международных структур, повышении коалиционного военного потенциала, а также на развитии отношений с Россией в выгодном для Запада направлении.

    С целью приведения доктринальных основ функционирования альянса в соответствие с изменениями военно-политической обстановки в мире руководящие органы блока начали пересмотр положений стратегической концепции НАТО (1999). Промежуточные результаты этой работы отражены во «Всеобъемлющей политической директиве» (2006), в которой на основе оценки новых угроз для безопасности стран Запада уточнены цели и задачи организации, определены ключевые направления развития блока и перспективы строительства Объединенных вооруженных сил на ближайшие 10–15 лет.

   В качестве угроз для безопасности альянса называются: международный терроризм, распространение оружия массового поражения (ОМП) и средств его доставки, политические и экономические кризисы в районах жизненно важных интересов блока, распространение современных технологий в области производства вооружения и военной техники. При этом угрозы рассматриваются в контексте их влияния на возможность беспрепятственного доступа стран — членов НАТО к сырьевым ресурсам, в первую очередь к источникам нефти и газа.

   Для противодействия этим угрозам, наряду с использованием политических, дипломатических и экономических мер, подтверждена возможность упреждающего задействования военного потенциала НАТО, в том числе и ядерного оружия, как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. При этом в тексте директивы содержатся формулировки, позволяющие, в случае необходимости, прибегать к использованию военной силы и без санкции СБ ООН.

     Одним из важнейших направлений деятельности альянса по усилению своего влияния и расширению зоны ответственности является продолжение политики «открытых дверей». В плане реализации этого курса предусматривается вовлечение в Североатлантический союз государств, представляющих стратегический интерес для Запада. При рассмотрении вопроса о приеме в эту организацию новых членов учитываются не столько критерии реальной готовности стран — претендентов на вступление в блок, сколько их лояльность по отношению к политике США, демонстрация приверженности «западным ценностям», степень участия в текущих операциях блока, а также их геостратегическое положение в плане продвижения интересов Запада.

   В соответствии с установками НАТО на сохранение и развитие потенциала существующих программ партнерства его руководство принимает меры по совершенствованию механизмов реализации программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), углублению партнерских отношений со странами Средиземноморского диалога (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива11 , Африканского союза, а также с Евросоюзом и ОБСЕ.

   Большое внимание руководство Североатлантического союза уделяет созданию потенциала в области Противовоздушной и Противоракетной обороны (ПРО). Так, в соответствии с решениями Рижского саммита альянса (ноябрь 2006 г.) в феврале 2008 года в Нидерландах был открыт опытный комплекс, на базе которого проводятся экспериментальные исследования в интересах сопряжения систем ПВО и ПРО для обеспечения защиты войск стран-участниц в районах их применения от ракет малой и средней дальности действия. На Бухарестском саммите альянса главы государств и правительств выразили поддержку планам США развернуть в Восточной Европе элементы американской системы ПРО.

    В соответствии с курсом НАТО на расширение зон ее влияния за пределы евроатлантического пространства активизируется участие блока в урегулировании кризисов в различных регионах мира. Воинские формирования стран альянса сегодня задействованы в проведении пяти различных операций и миссий (Афганистан, Босния и Герцеговина, Ирак, Косово, Средиземное море), в которых участвуют более 50 тысяч военнослужащих. Не менее важное значение руководство Североатлантического союза придает наращиванию присутствия НАТО на Черном море, в Закавказье и Центральной Азии и постепенному вытеснению России из данных регионов. Развернутые в Закавказье и Центральной Азии представительства НАТО основные усилия направляют на поддержку в странах регионов внутренних «демократических» преобразований и военных реформ, на расширение военно-технического сотрудничества с Западом. Приоритетным направлением политики альянса является также вовлечение в сферу его деятельности Грузии, Азербайджана и других стран Закавказья и Средней Азии.

     В современных условиях военно-политический курс Европейского союза (ЕС) определяется стремлением его руководства превратить организацию в мировой центр силы, сопоставимый по своему потенциалу с возможностями США. Исходя из этого, приоритетными направлениями деятельности ЕС являются укрепление политических и экономических основ организации и формирование собственного потенциала предотвращения и урегулирования конфликтов.

    В настоящее время руководство Евросоюза осторожно подходит к оценке перспектив дальнейшего увеличения состава организации. После принятия в 2004–2007 гг. двенадцати новых стран Евросоюз взял курс на снижение темпов своего расширения, что обусловлено как внутренними проблемами, так и достижением географических границ Европы, выдвижение за пределы которых не входит в задачи союза.

   Попытки Европейского союза распространить свое влияние на Азербайджан, Армению и Грузию вызваны стремлением этой организации получить доступ к углеводородным ресурсам Каспийского региона в обход России. В связи с этим руководство ЕС придает особое значение решениям состоявшегося в Вильнюсе (октябрь 2007 г.) «энергетического саммита», результатом которого стало подписание Азербайджаном, Грузией, Литвой, Польшей и Украиной соглашения о создании балтийско-черноморско-каспийского транспортного коридора, рассматриваемого в качестве альтернативы российскому пути поставок нефти и газа в Европу. При этом ЕС поощряет действия грузинского руководства и других антироссийских сил, способствующих ослаблению позиций Российской Федерации в Закавказье.

    Совет Европы (СЕ) , являясь межправительственной консультативной политической организацией, призванной содействовать интеграционным процессам в области прав человека на основе принципов плюралистической демократии и верховенства закона, нередко становится форумом антироссийских и антибелорусских выступлений по поводу ограничений этих прав, что провоцирует дискриминацию в отношении отдельных государств Европы и сохранение разграничительных линий на континенте.

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

  В условиях реформирования системы европейской безопасности страны Запада, во главе с Соединенными Штатами, настойчиво проводят линию на превращение Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в инструмент достижения своих внешнеполитических целей, что приводит к дальнейшему снижению ее роли и авторитета как форума политического диалога и принятия решений по всему спектру вопросов европейской политики.

    В последнее время ОБСЕ стремится активизировать свое участие в разрешении «замороженных» конфликтов на территории СНГ. С целью «интернационализации» форматов урегулирования таких конфликтов, где ведущая роль принадлежит России, ОБСЕ настойчиво навязываются сценарии подключения Евросоюза и НАТО к проведению под эгидой этой организации совместных «мирогарантийных» операций в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье.

Таким образом, НАТО и Евросоюз стремятся  играть ведущую роль в урегулировании кризисных ситуаций, затрагивающих  интересы Запада, в том числе с  использованием военной силы, как  под эгидой международных организаций (ООН, СЕ, ОБСЕ), так и самостоятельно. Руководство Североатлантического альянса активизирует процесс преобразования блока в глобальную военно-политическую структуру за счет расширения состава  альянса и повышения его возможностей для силового урегулирования кризисов в зонах своих жизненных интересов  в Евразии. Подходы руководства альянса к пересмотру Стратегической концепции НАТО свидетельствуют о стремлении продолжать курс, направленный на наращивание возможностей этой организации по реагированию на современные угрозы евразийской безопасности.

   Деятельность НАТО, Евросоюза, Совета Европы и ОБСЕ направлена на воспрепятствование консолидации бывших республик Советского Союза вокруг России в рамках Союза Независимых Государств и дальнейшее его ослабление, а также отстранение России и СНГ от участия в процессе урегулирования кризисов на постсоветском пространстве.

Сферы сотрудничества России с Европейским  союзом

   25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, которое вступило в силу 1 декабря 1997. Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять партнёрство в сфере:

·  экономического сотрудничества,

·  внутренней безопасности и правосудия,

·  внешней безопасности,

·  науки и образования.

    В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем. Идею Объединенного европейского экономического пространства была предложена в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли. ЕС – крупнейший торговый партнер России, на долю Евросоюза приходится 52% товарооборота России. Россия в свою очередь устойчиво занимает 3-е место среди торговых партнеров ЕС (после США и Китая). В структуре поставок из ЕС 36% приходится на машины и продукцию машиностроения, 14% – на химические товары, 11% – на готовые изделия, 10% – на транспортное оборудование, 7% – на живых животных и продукты питания – 7%, в то время как доминирующую роль в российском экспорте продолжают занимать топливно-энергетические товары – 65%; на готовые изделия приходится 9%, сырьевые товары – 6%, химические товары – 3%. Россия – крупнейший поставщик в ЕС изделий из стали, один из крупных поставщиков цветных металлов. Торговля услугами также характеризуется тенденцией роста, главным образом за счет предоставления транспортных и туристических услуг. Более привлекательной становится Россия для инвестиций из ЕС, при этом около 60% из них направлены в энергетический сектор.

Информация о работе Проблемы сотрудничества России с ЕС