Проблемы и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран.
Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы:
Проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США;
Проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг
1.2 Структура информационного рынка
1.3 Программная часть информационного рынка
Глава 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ
2.1 Современное состояние информационного рынка в России. Сравнительный анализ информационного рынка России и стран Европы
2.2 Правовое регулирование информационного рынка в России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка
3.1 Основные проблемы информационного рынка
3.2 Перспективы развития информационного рынка
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Гафагова.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Постепенно в обществе начинает формироваться следующий факт: если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается сама основа рынка. Рынок программного обеспечения, а РФ мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально – экономических отношений подобная практика должна уйти в прошлое[2].

Компьютерное «пиратство» - это глобальное явление. Нет ни одной страны мира, где не использовались бы незаконно скопированные программы. По абсолютной стоимости используемого «пиратского» программного обеспечения лидируют США. По оценкам независимых экспертов, в странах Европы до 40% используемого программного обеспечения является незаконными копиями. В РФ эта цифра значительно больше: по объемам использования «пиратского» программного обеспечения РФ находится на 11 месте в мире.

Информационные ресурсы являются предметом торговли на информационном рынке.

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.

Информационный ресурс на информационном рынке рассматривается в двух акспектах:

Как материальный продукт, который можно продавать и покупать;

Как интеллектуальный продукт с авторским правом.

Информационный рынок является частным случаем рынка товаров и услуг. На информационном рынке действуют абсолютно все экономические законы, которые присутствуют на всех рынках товаров и услуг.

 

1.2 Структура информационного  рынка

 

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:

Техническая – включает в себя аппаратные средства;

Программная – включает в себя программные средства;

Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных.

Коммуникативная часть информационного рынка.

Неотъемлемой частью данного раздела информационного рынка является сектор деловой информации, который включает в себя:

1. Сектор деловой информации.

Можно выделить несколько видов деловой информации:

Биржевая и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;

Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;

Коммерческая информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;

Информация коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;

Новости из области экономики и бизнеса.

2. Сектор юридической  информации.

Он включает в себя системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений и других документов, которые выпускаются органами государственной и местной власти.

3. Сектор информации для  специалистов.

В данном секторе можно выделить несколько частей:

Научно – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;

Профессиональная информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;

Доступ к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

Сектор массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:

Информация служб новостей и агентств прессы;

Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.

Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.

Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.

Базы данных являются основой для практически любых видов услуг, оказываемых на современном информационном рынке.

Для того, чтобы достигнуть максимальной эффективности распределения затрат на подготовку баз данных, производитель электронной информации должен:

Ориентироваться на предоставление уникальной информации;

Ориентироваться на большое число пользователей, то есть предусматривать различные способы доступа к базам данных;

Сотрудничать с разработчиками программного обеспечения. Они упрощают использование каналов распространения информации;

Основывать ценообразование на количестве предоставляемой информации и ее ценности;

Применять новые технологии, которые обеспечивают снижение затрат на подготовку и распространение баз данных.

Встречаются примеры неудачных вложений в базы данных. Основными причинами этого явления являются:

Несоответствие выпускаемых баз данных требованиям рынка;

Узкий тематический и видовой охват баз данных;

Ошибки и неполнота данных;

Наличие устаревшей информации в базах данных и редкое обновление данных.

При предоставлении услуг диалогового доступа к базам данных в качестве схемы оплаты широкое распространение получила подписка. Она предусматривает взнос за начальную регистрацию, а также оплату времен подключения к серверу баз данных с авансированием этих затрат. Регистрационный взнос обычно небольшой. Он предназначен для стимулирования своевременного авансирования затрат, так как при перерасходе аванса регистрация аннулируется.

Иной формой доступа к базам данных являются разовые запросы в режиме OFF – LINE (например, через электронную почту). Такая форма доступа предусматривает либо предварительную оплату ставки по результату запроса. Это связано с задержками по времени в получении информации. [8].

 

1.3 Программная  часть информационного рынка

 

Программную часть информационного рынка можно разделить на 3 класса:

Прикладное программное обеспечение;

Системное программное обеспечение;

Инструментарий программирования.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач конкретной предметной области. Это самый многочисленный класс программного обеспечения.

Классификация прикладного программного обеспечения.

Проблемно ориентированное программное обеспечение;

Методоориентированное программное обеспечение;

Программное обеспечение общего назначения;

Офисное программное обеспечение;

Программное обеспечение автоматизированного проектирования;

Мультимедиа, игры.

Проблемно ориентированное программное обеспечение является самым представительным классом прикладного программного обеспечения.

Основные тенденции развития проблемно ориентированного программного обеспечения:

Создание автоматизированных рабочих мест управленца;

Организация больших распределенных баз данных;

Создание интегрированных программных систем;

Настройка программ силами пользователя, без участия программистов;

Защита программ и данных от несанкционированного доступа;

Дружественный интерфейс для конечного пользователя.

Класс методоориентированного программного обеспечения содержит программы, которые обеспечивают математические, статистические и другие методы решения задач независимо от предметной области.

Программное обеспечение общего назначения предназначено для широкого круга пользователей, которые используют в своей работе информационные технологии. Представителями данного класса программ являются:

Настольные системы управления базами данных – обеспечивают хранение баз данных на локальных компьютерах или централизованное хранение на сервере. Примерами являются программы Access, Oracle, Fox Pro и другие. Данные программы выполняют функции работы с базами данных через экранную форму, организации запросов на поиск данных, генерирования отчетов, обработки данных с использованием языка высокого уровня.

Серверы баз данных. Предназначены для использования больших распределенных баз данных, работающих по архитектуре клиент – сервер. Примерами являются программы SQL Server, Oracle, My SQL.

Генераторы отчетов – формируют экранные и печатные отчеты по базам данных в условиях сети архитектурой клиент – сервер. Примерами являются программы Crystal Reports, Fast Report.

Текстовые процессоры – предназначены для подготовки текстовых документов, их автоматического форматирования, составления оглавлений и указателей, проверки правописания, подготовки шаблонов и другого. Примерами являются программы Word, Tex, Writely. Развитием данного направления являются издательские системы.

Табличные процессоры – предназначены для подготовки электронных таблиц, деловой графики. Примерами являются Excel, Lotys, Numsum.

Средства презентационной графики – предназначены для создания и показа изображений с помощью слайдов, мультфильмов, видеофильмов. Примером является Power Point.

Графические процессоры – предназначены для подготовки растровых и векторных графических изображений. Примерами являются Corel Draw, Adobe Photoshop.

Интегрированные пакеты – это набор нескольких программ, функционально дополняющих друг друга и поддерживающих единые информационные технологии. Примерами являются MS Office, Open Office. В состав интегрированного пакета входят система управления базами данных, текстовый процессор, табличный процессор, органайзер, электронная почта, графический процессор.

Офисное программное обеспечение представляет собой класс программ, обеспечивающих деятельность офиса:

Планировщики – предназначены для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, ведения записной и телефонной книжки.

Переводчики – предназначены для проверки правописания, визуального распознавания текста. Примерами являются Lingvo, Fine Reader.

Коммуникационные программы – предназначены для организации взаимодействия пользователей с удаленными абонентами или ресурсами сети: видеоконференции, факс и телефон, браузеры, электронная почта.

Программное обеспечение автоматизированного проектирования предназначено для поддержки работы конструкторов и технологов, для разработки чертежей и схем, для графического моделирования и конструирования, для расчетов физических параметров конструкции.

Системное программное обеспечение – это совокупность программ для обеспечения работоспособности компьютера и компьютерной сети, для создания сферы решения функциональных задач.

Системное программное обеспечение состоит из базового и сервисного системного программного обеспечения. Базовое программное обеспечение поставляется вместе с компьютером, без него не будет работать аппаратура компьютера. Сервисное программное обеспечение приобретается дополнительно, без него работа на компьютере вызывает трудности и неудобства. [7].

информационный ресурс программный рынок

 

 

Глава 2 Становление и текущее состояние информационного рынка в России

 

2.1 Современное  состояние информационного рынка  в России. Сравнительный анализ  информационного рынка России  и стран Европы

 

Перейдем к анализу наиболее значимых информационных ресурсов России.

Библиотечные ресурсы РФ

Библиотечная сеть РФ насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает в себя:

Публичные (общедоступные) библиотеки;

Систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

Информационно-библиотечную систему Российской академии наук;

Библиотечную сеть высших учебных заведений РФ;

Сеть медицинских, сельскохозяйственных, профсоюзных, школьных, армейских и других библиотек.

Роль библиотечной сети в современной России огромна: важнейшей ее социальной и общественной функцией является поддержка информационного и культурного единства страны.

В настоящее время библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование библиотечно-информационных технологий.

В центральных библиотеках регионов РФ созданы локальные сети, активно создаются электронные каталоги, другие библиографические и реферативные базы данных.

В крупнейших российских научно - технических библиотеках созданы огромные базы данных: база данных института научной информации содержит более двух миллионов записей, в российской научной библиотеке их около миллиона.

В центральных региональных библиотеках сформированы собственные электронные информационные ресурсы, содержащие сотни тысяч записей. Выпускаются компакт-диски, на которых содержится библиографическая информация о книгах, вышедших в стране с 1980 года. Данные ресурсы публикуются и через Интернет.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития информационного рынка