Применение торговых ограничений в мировой практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать применение торговых ограничений в мировой практике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить виды торговых ограничений;
2) рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли;
3)проанализировать применение тарифных и нетарифных ограничение в мировой практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Торговые ограничения: сущность и виды……………………………5
1.1 Сущность и виды тарифных ограничений……………………….5
1.2 Применение тарифных ограничений в мировой практике……..15
2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли………..…21
2.1 Сущность и виды нетарифных ограничений ………………......21
2.2 Применение нетарифных ограничений в мировой практике …28
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

торговые ограничения.docx

— 103.13 Кб (Скачать файл)

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

  • аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар.
  • закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии;
  • распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.[9]

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет введения импортного тарифа или импортных квот, но и в результате  так называемого «добровольного» ограничения экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Эффект дохода в данном случае улавливается не местными импортерами, как это было в случае импортной квоты, а иностранными экспортерами, которые получают возможность повышать цену своего экспорта. Это является побуждающим мотивом для экспортеров вводить «добровольные» ограничения экспорта, когда возникает реальная угроза введения импортных квот импортером.

Экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт. «Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

 

    1. Применение нетарифных ограничений в мировой практике

 

Мировая практика в области международной торговли свидетельствует, что основными инструментами регулирования экспортно-импортных операций с начала 30-х годов XX века становятся нетарифные методы, количественные ограничения экспорта и импорта. В первые послевоенные годы, как и раньше, центральное место в регулировании ВЭД занимают количественные, а также валютные ограничения. Они доминировали в сфере экономических отношений стран несоциалистического мира. Однако интересы развития экономики, консолидации совместных усилий стран капиталистического мира в условиях холодной войны требовали либерализации их экспортно-импортных отношений. С 1948 г. начинает работать международная организация, призванная обеспечить уменьшение барьеров пути международной торговли - ГАТТ. Благодаря ее функционированию, постепенно, начиная с 50-х годов, промышленно развитые страны стали сокращать сферу применение ограничений во внешней торговле. В рамках ГАТТ происходили постоянные переговоры с целью установления общих принципов применения ограничений на экспортно-импортные операции.[8]

В конце 50-х годов значительно сузилась сфера применения количественных ограничений импорта. К тому же в процессе постепенного ослабления таможенно-тарифного давления было полностью отменены валютные ограничения в сфере ВЭД. Доминанта регулирования промышленно развитых стран постепенно стала перемещаться в сферу тарифных методов.

ГАТТ требует дальнейшего снижения уровня таможенных тарифов и отказа от применения нетарифных инструментов. Безусловно, хотя и не очень быстро, но ГАТТ за время своего существования достиг значительных успехов. Таможенные тарифы стран - членов ГАТТ в среднем 40 лет уменьшились в 10 раз, достигнув в начале 90-х годов среднего уровня в 4% вместо 40% в начале 50-х годов. Постепенно, но неуклонно тенденция свертывания количественных методов и снижения уровня таможенных тарифов стимулировала поиск новых, запрещенных международными соглашениями, инструментов ограничения импорта. Все шире привлекаются такие средства, как внутренняя налоговая система, субсидирование отдельных отраслей (производств) в промышленности и сельском хозяйстве, различные административные нормы и формальности и др.. В результате достаточно жесткой позиции ГАТТ о необходимости безостановочного снижения уровня таможенных тарифов странами - членами ГАТТ с середины 60-х годов наметилась тенденция активизации использования защитных инструментов нетарифного характера. И уже на начале 70-х годов нетарифные инструменты вновь заняли ведущее место в арсенале торгово-политических средств капиталистических стран.

Финансовые инструменты в современных условиях регулирования внешнеторговых отношений в экономически развитых странах уже не играют такой значительной роли, как раньше. Все больше стран отказываются от практики обязательной продажи иностранной валюты государству. К началу 90-х годов подобное наблюдалось только в некоторых странах ЕС: Франции, Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Дании, Бельгии, Люксембурге.[11]

Достаточно широко применяется в мировой практике автоматическое лицензирование и мониторинг.

 

Практика квотирования стала распространенным методом нетарифного регулирования ВЭД почти во всех странах мира, в том числе и странах-членах ГАТТ. Даже после создании Всемирной торговой организации (ВТО) перечень товаров, импорт которых квотируется на постоянной основе, остается значительным. Особенно широко используются квоты в сельскохозяйственных продуктов.

Практика неавтоматического лицензирования применяется разными странами не только в отношении товаров, квотируются. Как средство защиты национального рынка распространены специальные разрешения на импорт данного товара. Даже такая экономическая супердержава, как США, а также Канада лицензируют импорт природного газа. Основ ним объектом их лицензирования остается продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Как метод внешнеэкономического нетарифного регулирования применяется и установление государственной монополии на импорт отдельных товаров. Япония, например, внедрила государственной моно поле на импорт соли, риса, пшеницы, ячменя, масла, молочного порошка, простокваши, молочных концентратов, этилового спирта, имеет концентрацию более 90%, шелка-сырца. Франция применяет государственную монополию на импорт спичек, которые поступают из-за пределов ЕС. Греция делает то же самое относительно импорта спичек из государств, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Различными странами применяются и технические барьеры по импорту. ГАТТ / COT и другие международные соглашения требуют упрощения технических требований и их унификации с целью минимизации негативного влияния на международную торговлю.[6]

Нетарифные ограничения оказывают существенное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Чем бы ни объяснялось введение скрытых видов торговых ограничений, все они дискриминируют иностранные товары в пользу отечественных, а издержки по введению такого рода ограничений перекладываются, в конечном счете, на плечи потребителя.

При этом не все из действующих видов ограничений являются протекционистскими мерами защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Введение некоторых из них продиктовано заботой о жизни и здоровье населения, стремлением полнее проинформировать потребителя о возможных последствиях, связанных с  приобретением и использованием иностранных товаров и услуг. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе на фактическом материале были рассмотрены следующие задачи:

1) изучить виды торговых  ограничений;

2) рассмотреть тарифные  и нетарифные методы регулирования  внешней торговли;

3)проанализировать применение  тарифных и нетарифных ограничение в мировой практике.

В результате можно сделать следующие выводы.

Торговые ограничения бывают следующих видов – тарифные и нетарифные.

Таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. Таможенные тарифы необходимы для защиты новых "молодых" отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм, монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка.

Если правительство не использует таможенные тарифы, то иностранные фирмы, использующие более дешевую рабочую силу, могут увеличить приток дешевого импорта на внутренний рынок. В результате снижения внутренних цен снизится и заработная плата, что может послужить основой для снижения уровня жизни в стране.

Как метод внешнеэкономического нетарифного регулирования государствами применяется установление государственной монополии на импорт отдельных товаров, а также технические барьеры по импорту. ГАТТ / COT и другие международные соглашения требуют упрощения технических требований и их унификации с целью минимизации негативного влияния на международную торговлю.

Нетарифные ограничения оказывают существенное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Чем бы ни объяснялось введение скрытых видов торговых ограничений, все они дискриминируют иностранные товары в пользу отечественных, а издержки по введению такого рода ограничений перекладываются, в конечном счете, на плечи потребителя.

При этом не все из действующих видов ограничений являются протекционистскими мерами защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Введение некоторых из них продиктовано заботой о жизни и здоровье населения, стремлением полнее проинформировать потребителя о возможных последствиях, связанных с  приобретением и использованием иностранных товаров и услуг.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Соглашение от 25.01.2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании»;
  2. ФЗ № 164 – ФЗ от 21.11.2003 года (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  3. Соглашения о применении статьи VII ГАТТ – 1994
  4. Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  5. Борзунова О.А. Всемирная торговая организация и таможенное регулирование. М., 2008
  6. Международные экономические отношения/ под ред. Рыбалкина В.Е. М.: ЮНИТИ, 2008.
  7. Основы внешнеэкономических знаний: Учебник/Под ред. И.П. Фламинского. М.: Международные отношения, 2006.
  8. Петрунин О. Подводные камни либерлизации внешней торговли // Мировая экономика и международные отношения. - 2007
  9. http://natecon.com/ Экономические науки – основы экономических знаний
  10. http://top.rbc.ru РБК: главные новости дня в России и мире
  11. www.rosbalt.ru Росбалт: новости России и мира

 

 

 


Информация о работе Применение торговых ограничений в мировой практике