Применение торговых ограничений в мировой практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать применение торговых ограничений в мировой практике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить виды торговых ограничений;
2) рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли;
3)проанализировать применение тарифных и нетарифных ограничение в мировой практике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Торговые ограничения: сущность и виды……………………………5
1.1 Сущность и виды тарифных ограничений……………………….5
1.2 Применение тарифных ограничений в мировой практике……..15
2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли………..…21
2.1 Сущность и виды нетарифных ограничений ………………......21
2.2 Применение нетарифных ограничений в мировой практике …28
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

торговые ограничения.docx

— 103.13 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО»

КАФЕДРА «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ»

 

 

Выполнил: ст. гр. ТД-412

Шпац Лучия

Проверил: к. соц. наук,

доцент Плотников В. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Торговые ограничения: сущность и виды……………………………5
    1. Сущность и виды тарифных ограничений……………………….5
    2. Применение тарифных ограничений в мировой практике……..15
  2. Нетарифные методы регулирования внешней торговли………..…21

2.1 Сущность и виды нетарифных ограничений ………………......21

2.2 Применение нетарифных ограничений в мировой практике …28

Заключение………………………………………………………………..32

Список использованных источников……………………………………34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Актуальность этой темы заключается в том, что в условиях глобализации и интеграции в мировое сообщество каждое государство стремится, как можно выгоднее для себя, регулировать внешнеторговую деятельность. 

Объектом исследования являются торговые ограничения. 

Предметом исследования является применение торговых ограничений в мировой практике .

Методы исследования основывается на формализации и анализе официальных данных.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что оно может быть использовано в дальнейший научных исследованиях.

Цель курсовой работы – исследовать применение торговых ограничений в мировой практике.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить виды торговых ограничений;

2) рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли;

  1. 3)проанализировать применение тарифных и нетарифных ограничение в мировой практике. 
    ТОРГОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

 

    1. Сущность и виды тарифных ограничений

 

Развитие международной торговли обычно выгодно стране в целом, но одновременно усиливает конкуренцию на некоторых внутренних рынках, ставя отечественных производителей в более сложные условия. Именно поэтому коммерсанты многих стран не жалеют сил, чтобы не допустить зарубежных конкурентов на свои национальные рынки. Такая экономическая политика издавна получила название “протекционизм” (от латинского слова “протектио” – защита, покровительство), поскольку ее сутью является создание отечественным купцам и предпринимателям особо льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны иностранных фирм.

В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием системы международного регулирования мировой торговли с унифицированными правовыми, административными и организационными правилами, по отношению к которой страновые торговые режимы выступают как торговые подсистемы.

Большая роль в формировании такой системы принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), осуществляющей исследования по различным аспектам мировой торговли во взаимосвязи с проблемами экономического развития и разработку принципов в области торговой политики.

Ведущую роль в многостороннем регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО) — межправительственная международная организация в сфере международной торговли, разрабатывающая ее основополагающие нормы и принципы, фиксирующая их в международных договорах и устанавливающая согласованные правила их реализации и применения важнейших инструментов торговой политики. В основу деятельности положен принцип раундов, для каждого из которых определяются цели и круг задач. Раунды длятся годами. Достигнутые в них соглашения содержат ключевые договорные обязательства, являющиеся универсальными для всех членов организации. (к настоящему времени насчитывается 20 соглашений и около 40 общих договоренностей).

Вступление в ВТО предполагает увеличение открытости экономики, главным образом, либерализацию импорта в обмен на более широкий доступ на зарубежные рынки отечественных товаров. Долгосрочное позитивное влияние на экономику будет сочетаться с краткосрочными негативными последствиями. Для предприятий неконкурентоспособных отраслей это обернется спадом, необходимостью реструктуризации и реконструкции. Однако присоединение к ВТО даст стимул к дальнейшему, более последовательному реформированию экономики в целях оживления инвестиционной активности, структурной реорганизации, создания конкурентной среды и более качественного взаимодействия с мировой экономикой. Условия вступления в ВТО должны предусматривать переходные периоды для постепенной адаптации к новым правилам хозяйствования и взаимодействия с другими экономиками.[4]

Определяющим аргументом вступления в ВТО является растущее признание того, что экономическое возрождение невозможно в изоляции, а эффективная включенность в мировую экономику невозможна без активного вовлечения в работу международных экономических организаций.

Тарифные методы  являются исторически более старыми методами регулирования международной торговли.

Таможенный тариф – наиболее старый и важный вид торговых ограничений. Он представляет собой сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государства по заранее установленным ставкам.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.[1]

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В прошлом таможенный тариф был абсолютно доминирующей формой государственного регулирования международной торговли и важной статьей доходов бюджета. Он взимался не только с импортируемых товаров, но и с экспортируемых, а также следующих транзитом через территорию той или иной страны.

Страны, подписавшие  сразу после окончания второй мировой войны Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), отказались от экспортного тарифа. Он используется в настоящее время в торговой практике некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. С помощью экспортного тарифа развивающиеся страны стремятся повысить цены на вывозимую продукцию и увеличить свой доход. Крайне редко встречается сейчас транзитный тариф, к которому прибегают порой как к средству ведения торговой войны. В целом значение таможенного тарифа в настоящее время снижается, поскольку правительства большинства стран предпочитают прибегать к нетарифным ограничениям международной торговли.[4]

Существуют различные способы установления таможенных пошлин.

Классификации таможенных пошлин:

- по способу взимания:

  1. адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  2. специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
  3. комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл.за \т).

- по объекту обложения:

  1. импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для  свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  2. экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  3. транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

- по характеру:

  1. сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
  2. антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  3. компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.  

- по происхождению:

  1. автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
  2. конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
  3. преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

-      по типам ставок:

  1. постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
  2. переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

-  по способу вычисления:

  1.     номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.
  2. эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.[2]

Информация о работе Применение торговых ограничений в мировой практике