Понятие и виды международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

Процесс обсуждения проекта  Кодекса и согласования его позиций  затянулся, вследствие чего старания инициаторов  были сведены на нет из-за изменения  философии отношения к транснациональному бизнесу. И, как результат, Кодекс принят не был.

Все же в этот период был  принят ряд регламентирующих документов, среди которых:

    • свод справедливых принципов и правил для контроля над ограничительной деловой практикой, часто применяемой ТНК;
    • Ломейские конвенции о сотрудничестве между странами Африки, Тихого океана, Карибского бассейна и ЕС;
    • кодекс иностранных инвестиций стран Андского пакта, который имеет обязательную силу для стран-участниц и отражает концепцию подчинения ТНК законам принимающих стран;
    • Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях – принята организацией экономического сотрудничества и развития в 1976 году. В приложении она содержит Руководящие принципы для многонациональных предприятий, соответствующие положениям национального права о картелях и конкуренции. Соблюдение документа носит добровольный характер;
    • международный кодекс по передаче технологий, регулирующий передачу технологий, в том числе по каналам ТНК;
    • конвенция между ЕС и лигой арабских стран о взаимном поощрении и защите инвестиций.

За исполнением данных соглашений следят различные международные  организации, так или иначе связанные  с деятельностью ТНК. Но, во время  принятия вышеперечисленных документов, были созданы международные организации, которые занимались вопросами деятельности ТНК:

    • комиссия ООН по международному торговому праву, занимающаяся урегулированием споров по инвестициям;
    • комиссия ООН по ТНК, которая занимается вопросами деятельности ТНК;
    • комитет по многонациональным предприятиям при Международной организации труда, контролирующий выполнение Трехсторонней декларации о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики.[17]

С начала 80-х годов большое  количество стран изменило политику относительно ТНК в сторону либерализма. Это обосновывается процессами, которые  происходили в мировой экономике: все большее влияние НТР в  мировом хозяйстве, изменения социальной структуры общества.

Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках выступают как часть общей  внешнеэкономической стратегии  стран-рецепиентов. Направленное на благо внутренней экономики использование возможностей ТНК положительно повлияло на эффективность мирового хозяйства в целом. Например, в США произошел скачкообразный рост капиталовложений местных ТНК в свою экономику.

В комплексе с созданием  общего рынка, такая политика в странах  ЕС привела к росту количества поглощений и слияний ТНК, к более  действенной конкуренции против японских и американских ТНК, к обновлению структуры экономики Западной Европы.

Только в японской экономике  остается «двойной стандарт»: внешняя  экспансия национальных монополий  при условии присутствия многих барьеров, которые препятствуют вхождению  иностранных компаний в страну, поощряется. [17]

В 90-е годы сохранилась  либерализация как магистральная  тенденция государственного регулирования  иностранных прямых инвестиций. На данный момент почти во всех странах  приветствуются прямые иностранные  инвестиции и для них стараются  улучшить инвестиционный климат: укрепляют  гарантии от национализации и экспроприации, отменяют ограничения, существовавшие ранее, активно пропускают рыночную конкуренцию.

    1. Интеграция международного бизнеса

Глобализация −  одна из главных тенденций, которая характеризует  международную экономику на современном  этапе. Происходит поэтапное развитие международных союзов сопряженных  стран, которые создаются с целью  увеличения глобальных преимуществ  перед конкурентами на общем рынке, увеличивается борьба за рынки сбыта  и экономические ресурсы между  фирмами и государствами.[7, c. 56]

На данном этапе, в международном  бизнесе разработаны разнообразные  формы международной организации. К ним относятся:

    • контракт-менеджмент – передача одному из партнеров ноу-хау из области менеджмента;
    • совместное предприятие − юридически и экономически самостоятельные предприятия создают новую компанию;
    • лицензионный договор – законное использование товарного знака, авторского права, патента;
    • франчайзинг – выдача лицензии  на определенную деятельность с предоставлением технологической, управленческой, маркетинговой поддержки;
    • сопроизводство – комплексное изделие или его компонент изготавливается одним из зарубежных партнеров;
    • стратегический альянс − союз, который создаются в целях объединения ресурсов для повышения рыночной эффективности, решения задач реорганизации, достижения «эффекта масштаба» или для других целей.

Наиболее же «жесткие» формы  международного сотрудничества сопряжены  с механизмом акционерного, корпоративного участия, приводящего к возникновению  многонациональных компаний.

Многонациональная компания (МНК) является одной из наиболее сложных форм международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами.

Организация, формы и структурные  особенности различных МНК могут  быть достаточно разнообразными. Тем  не менее, можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других вышеперечисленных форм:

  • корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
  • ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
  • наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, байка, либо группы взаимосвязанных компаний;
  • бессрочный характер существования МНК.

На сегодняшний день МНК, превратившись  в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового  и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономик развитых стран, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства.

Все крупнейшие современные МНК  представляют из себя международные  финансово-промышленные объединения. Эти объединения включают в свою структуру головную компанию финансовой либо производственной ориентации и  многочисленные, связанные с ней  системой корпоративного (акционерного) участия, дочерние и ассоциированные  фирмы (подразделения), работающие в  сфере промышленности, логистики, торговли и маркетинга, финансов, НИОКР и  т. д., расположенные как в основной стране базирования МНК, так и  за границей. Такую форму интегрированной  корпоративной структуры называют финансово-промышленной группой (ФПГ).

Структура и характер деятельности интегрированных объединений в  различных странах обнаруживают как схожие черты, так и заметные отличия. Эти отличия обусловлены  конкретными историческими обстоятельствами формирования ФПГ в той или  иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений (в особенности – антимонопольным законодательством), степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в вопросах корпоративной собственности и управления.[5, c. 33]

Большинство многонациональных компаний развитых стран Европы и Северной Америки организованы по иерархическому принципу и имеют холдинговую форму организации. Холдинговая компания является особым типом финансовой либо финансово-промышленной компании, создаваемой для владения контрольными пакетами акций (контрольными паями) других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью. При обсуждении различных аспектов структуры и управления МНК, наряду с термином «холдинговая компания», часто используют сходные понятия «материнская», либо «головная» компания; с точки зрения распределения управленческих функций к холдинговой компании также применим термин «головная организация».

Если степень участия инвестора  в лице холдинговой компании в  акционерном (паевом) капитале другой фирмы достаточна, чтобы осуществлять управление ее текущими операциями, то такая фирма может быть определена как дочерняя компания. Общепринятым считается, что для контроля над предприятием необходимо владеть более чем 50 % его голосующих (обыкновенных) акций.

На практике, однако, непосредственное владение меньшей долей голосующих акций также часто оказывается  достаточным для полного контроля над фирмой со стороны инвестора. Это случается, например, если значительная часть акций широко распылена  между большим числом независимых  мелких акционеров и вероятность  консолидации решающего пакета в  других руках мала. Возможно также, что холдинговая компания осуществляет контроль над фирмой, распоряжаясь ее голосующими акциями на основании  договора траста или доверительного управления.

Наиболее распространены два основных вида холдинговых компаний: финансовые («чистые») и смешанные. Финансовая холдинговая компания создается с целью реализации функций финансового контроля и управления. Напротив, смешанная холдинговая компания занимается определенной предпринимательской деятельностью: промышленной, торговой, транспортно-логистической, кредитно-финансовой и т. д.

Смешанные холдинги типичны в качестве головных компаний («штаб-квартир») большинства  МНК, представляющих собой промышленные концерны либо конгломераты, характеризующиеся  большей степенью диверсификации и  ослаблением функциональных связей между компаниями группы. Однако в  последние десятилетия наблюдается  рост числа финансовых холдинговых  компаний, объединяющих финансовые и  нефинансовые фирмы в многонациональные  групповые структуры.

Будучи финансовыми организациями, такие холдинговые компании имеют  ряд функциональных отличий от других финансовых институтов - банков, инвестиционных фондов. В отличие от банков холдинговые  компании не ограничены законодательством  в осуществлении прямых инвестиций в нефинансовые предприятия, т. е. промышленные, торговые, строительные и прочие фирмы. При наличии соответствующих  лицензий холдинговая компания может  заниматься и определенной финансовой деятельностью, за исключением собственно банковской. Данное различие существенно  в тех государствах, где введены  значительные законодательные ограничения  на участие банков в капиталах  компаний нефинансового сектора (как, например, в США). В некоторых других странах (например, в Германии) подобных ограничений нет, поэтому грань  между банками и холдинговыми компаниями не столь очевидна.

В отличие же от инвестиционных фондов холдинговые компании не ограничиваются международными портфельными инвестициями, т. е. диверсифицированными вложениями в акции компаний различных стран. Целью холдинговой компании является получение контроля над акционерным капиталом, что позволяет эффективно осуществлять управленческие функции.

Таким образом, основным отличием финансовой холдинговой компании от других финансовых институтов является выработка и реализация инвестиционной стратегии, ставящей целью установление делового контроля над уже существующими или вновь созданными фирмами, находящимися в поле ее интересов.

Далеко не все современные МНК  представляют собой интегрированные  структуры, организованные по иерархическому принципу. В наше время многие компании входят в многочисленные альянсы  с другими фирмами, при этом бывает затруднительно определить, какую компанию считать вышестоящей, а какую - подчиненной. Аналогичная ситуация возможна при  создании совместных предприятий. Тогда  возникает неиерархическая структура  МНК, или этархия (взаимное владение акциями).

Возникновение таких структур МНК  характерно для финансово-промышленных групп в Японии. Развитие японских ФПГ, выросших впоследствии в крупнейшие многонациональные компании, было вызвано  демонополизацией промышленности после  Второй мировой войны, проходившей  под контролем оккупационных  сил союзников, государства и  банков. В противоположность США, где универсальные банки не могут  заниматься прямыми инвестициями в  производственную деятельность, в Японии - в силу слабости и незрелости фондового  рынка - процесс концентрации осуществлялся  через банки и правительственные  учреждения.

Тенденция взаимоучастия при реализации крупных либо высокорисковых проектов прослеживается и при создании зарубежных дочерних предприятий японских МНК.

В результате складывается ситуация, когда роль головной компании МНК  выполняет не одна доминирующая фирма, а ядро из нескольких фирм, действующих каждая в своей области и осуществляющих свои функции в группе, при этом основной банк группы играет роль системообразующего центра. В подобной интегрированной структуре прибыль и риск распределяются по всей группе взаимосвязанных промышленных, торговых и финансовых компаний, что предопределяет коллективное поведение. Финансово-промышленная группа должна быть достаточно велика для взаимодействия нескольких фирм, и в то же время ее размер ограничен необходимостью поддержания системы взаимного контроля.

Международная интегрированная структура, выстроенная по неиерархическому принципу, отличается сетевой активностью, что  обусловлено:

Информация о работе Понятие и виды международного бизнеса