Оценка перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать оценку перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке.
Задачи работы:
исследовать основные дефиниции интеграции, экономическая и политическая интеграции;
рассмотреть и проанализировать основные интеграционные группировки в мире;
определить основные интеграционные группировки в Латинской Америке, дать характеристику и выявить особенности группировок;
проанализировать перспективы интеграции в данном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
. Экономичесая и политическая международная интеграция 6
1.2. Общая характеристка интеграционных группировок в современном мире 14
ГЛАВА ΙΙ. ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
2.1 Особенности и тенденции интеграционных процессов в Латинской Америке 27
2.2 Перспективы Латиноамериканского региона 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

полная курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Первой интеграционной группировкой стала  Латиноамериканская зона свободной торговли  - ЛАСТ, созданная на основе Договора Монтевидео, поставившего цель формирования зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка объединила 85% стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Это – крупные и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические цели по содействию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью реализовать проект. В его рамках была создана система взаимных торговых преференций, основу которых составили прежде всего товары, не являвшиеся предметом взаимного импорта. Страны продолжали протекционистскую торговлю политически положенную в основу концепции импортного замещения. В 1980 г. ЛАСТ была переименована в ЛАИ - Латино-американская ассоциация интеграции. Второй интеграционной группировкой Латинской Америки стал центрально-американский общий рынок - ЦАОР, образованный в 1960 г. В составе 5 стран: Эквадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика. Страны намеревались сформировать таможенный союз, но достигли зоны преференциальной торговли. Третья группировка в регионе объединила страны Карибского бассейна. Карибское сообщество (КАРИКОМ) в составе 14 стран. В настоящее время КАРИКОМ - таможенный союз.

Рассмотрим  основные интеграционные группировки  в Латинской Америке.

МЕРКОСУР отличается быстрыми темпами роста взаимного  товарооборота и капиталовложений, что способствовало росту экономической  взаимозависимости главным образом между двумя странами группировками - Бразилией и Аргентиной и в меньшей степени – между Парагваем и Уругваем. Бразилия - лидер латиноамериканской экономической интеграции: в противовес американскому плану расширения НАФТА за счет отдельных стран региона в 1994 г. Она предложила проект южноамериканской зоны свободной торговли (Sought American free trade agreement - SAFTA), в котором в качестве интеграционного центра выступил МЕРКОСУР (предлагалось создать зоны свободной торговли между МЕРКОСУР И Андским сообществом, между МЕРКОСУР и Центральноамериканским общим рынком, расширение состава МЕРКОСУР и поощрение заключения соглашений о двусторонних зонах свободной торговли). Этот проект наряду с американским планом и рассматривался на Всеамериканском саммите в 1994 г. в Майами. По Асунсьонскому договору стратегическая цель МЕРКОСУР - формирование общего рынка как достижение принципа четырех свобод - свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц. Что касается дальнейшего углубления интеграционных процессов в МЕРКОСУР, то Аргентина предлагала исследовать целесообразность введения общей валюты и создания валютного союза, но эта идея не нашла понимания у партнеров. В целом на рубеже двух веков МЕРКОСУР оказался в трудном положении: интеграционный процесс стагнирует, хотя группировка остается самым важным интеграционным проектом развивающегося мира и Латинской Америки. Причина - экономические трудности в двух ведущих странах группировки - Аргентине и Бразилии, что и вызвало стремление видеть в МЕРКОСУР зону свободной торговли.

Рассмотрим Андское сообщество. Андское сообщество является одной из динамичных группировок в Латинской Америке. В1969 г. шесть стран - Боливия, Венесуэла, Колумбия, перу, Чили и Эквадор - подписали Картахенский договор о созданий Андской группы как таможенного союза в течении десяти лет. Страны стремились расширить национальные разрозненные рынки, содействовать индустриализации в рамках политики импортазамещения на субрегиональной основе. В качестве инструментов достижения целей были определены совместное промышленное планирование, торговая либерализация, гармонизация экономической политики, введение общего таможенного тарифа, предоставление особого режима экономически менее развитым странам - Боливии и Эквадору.

Стратегическая цель - формирование общего рынка - так и не была выполнена, так как страны акцентировались на активизации взаимного экономического сотрудничества в сферах торговли, инвестиции и промышленности. На конец 1980-х гг. успехи во взаимной торговле были минимальными: страны могли лишь снизить ставки пошлин во взаимной торговле, что способствовало некоторому росту ее объема. Основные причины неудач в торговой либерализации связаны с  проблемой внешнего долга. Одна из принципиальных особенностей Андского сообщества - создание институциональной структуры с наднациональными функциями по модели ЕС.

Институциональная структура группировки, получившая название Андской системы интеграции, включает три основных органа: Президентский  Совет, Совет министров иностранных дел и комиссию, деятельность которой носит наднациональный характер. Вспомогательные органы включают: Общий секретариат, Андский суд, Андскую корпорацию развития, Андский парламент.

Рассмотрим  подробнее состав.  Андский Президентский  совет служит важным инструментом в достижении интеграционных целей. Его функции - определение интеграционной политики группировки с учетом интересов субрегиона, оценка достигнутых результатов деятельности группировки.

Совет министров  иностранных дел осуществляет внешнеполитическую деятельность Сообщества на основе регулярных встреч министров иностранных дел стран-членов. Он призван координировать участие группировки в международных организациях, переговорах заключать соглашения со странами-нечленами и с другими группировками. Принимаемые решения имеют форму деклараций собственно решений. Общий секретариат Андского сообщества - исполнительный орган во главе с Генеральным секретарем, который избирается Советом министров иностранных дел Андского сообщества. Общий секретариат готовит проекты решений для Андского совета министров иностранных дел.

Уникальным  для латиноамериканской практики является Андский суд -  1985 г. призванный интерпретировать решения, принимаемые Президентским советом, Комиссией и Общим секретариатом, и отменять при несоответствии правовым основам андского сообщества. В его составе пять судей.

Андский парламент - 1980 г. включает депутатов национальных парламентов каждой страны парламентов  каждой страны-члена. Участвует в  правовом процессе на основе предложений проектов решений, представляющих общий интерес; содействует общей гармонизации законодательств стран-членов и координации деятельности парламентов Андских стран с парламентами других государств.

Андская корпорация развития служит финансовым институтом Андского сообщества. В настоящее время в ее состав входят не только страны члены сообщества, но 8 других стран Латинской Америки. Цели ее деятельности: финансовое сопровождение интеграционного процесса на основе стимулирования привлечения зарубежных инвестиций, повышение уровня развития инфраструктуры, интеграция финансовых рынков и рынков долгосрочных капиталов 1.

В настоящее  время Андское сообщество функционирует  как таможенный союз. Страны Андского сообщества достигли максимальных преимуществ  в свободном перемещений товаров. Между тем по трем другим направлениям (свободное перемещение капиталов, лиц и свободная торговля услугами) услуги минимальны.

Основные успехи, достигнутые на данный момент: разработка Андского паспорта, позволяющий свободный  переезд туристов по территорий стран участниц, без получений виз.

Еще одной из принципиальных особенностей Андского сообщества является внешнеполитическое сотрудничество как важный инструмент консолидации интеграционного процесса и укреплений совместных действий стран, в частности, в сфере торговой либерализации.

Андское сообщество прошло нелегкий путь интеграционного  сближения от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку и является одной  из наиболее динамичных интеграционных группировок мира.

КАРИКОМ. Карибское  сообщество - КАРИКОМ было создано по Договору Чагуарамас в 1973 г. в составе 11 стран и территорий Карибского бассейна - Антигуа и Барбуда, Багамских островов, Барбадоса, Белиза, Доминики, Гайаны, Сент Китс и Невиса, Ямайки, Сент Люсии и Гренадин, Тринидад и Тобаго, Монтсеррат (британская колония).

 КАРИКОМ  является интеграционным объединением, имеющим самый низкий экономический  потенциал в западном полушарии  с совокупным ВВП в 20 млрд. долл. И населением в 6 млн. человек.

Основные цели КАРИКОМ: формирование общего рынка на основе свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц; укрепление авторитета стран-членов в регионе за счет координации внешней политики; объединение ресурсов в сферах образования, здравоохранения, экологии и тд.

Одним из плюсов КАРИКОМ считается благоприятная  географическая близость к США, стратегическое положение главных торговых путях  в западном полушарии, между Европой  и  Америкой. На долю этих семи стран  приходится лишь 1/10 ВВП КАРИКОМ. Вместе с тем это более богатые страны, где среднедушевой ВВП составляет в среднем 3200 долл., тогда как в среднем в КАРИКОМ - 2400 долл. 1.

Институциональная структура КАРИКОМ. Высшим органом  является Конференция глав государств и правительств, определяющая общую  политику группировки. Другой орган - совет министров - отвечает за разработку стратегии планирования и координации в рамках экономической интеграции, функционального сотрудничества и внешних связей. Техническими делами занимается Секретариат, служащий административным органом со штаб-квартирой в Гайане.

ФТАА США  занимает лидирующее положение в  экономике и политике стран Латинской  Америки и Карибского бассейна. В 80-х гг. администрация президента Дж. Буша (ст.) разработала план «Американская  инициатива» по расширению НАФТА на страны Латинской Америки и созданию Всеамериканской зоны свободной торговли - ФТАА.

Для США данный регион имеет исключительный интерес  с точки зрения реализации внешэкономической  стратегии, нацеленной на снижение торговых и инвестиционных барьеров в мире, содействовать росту производства, товарооборота. Объем импорта США увеличивается в три раза с 62,5 млрд. долл. До 209,9 млрд. долл. За 1999  - 2002 гг, а темпы роста - на 40% выше, чем увеличение импорта из других стран2.

Для Латинской Америки основное преимущество формирования Всеамериканской зоны свободной торговли связано с преференциальным доступом на американский рынок их экспортных товаров. В целом в Латинской Америке, как и в АТР и в Северной Америке, многие страны видят в росте субрегиональных и региональных инициатив инструмент укрепления своих позиций на переговорах с крупными государствами или для подготовки почвы по реализации проектов в отношении ФТАА. Подобные планы, а так же односторонняя либерализация содействуют свободной торговли1.

Одним из дезинтегрирующих факторов служит узость внутренних рынков, что ограничивает экспортную базу и  ведет к интенсификации внеэкономических форм сотрудничества - в сферах внешней политики и функционального сотрудничества, в которых достигнут большой успех по сравнению с торговой сферой. Именно это отличает КАРИКОМ от других латиноамериканских группировок. Так же следует выделить другие дезинтегрирующие факторы: узость экспортной базы. Большинство стран зависят от динамики экспорта ограниченного числа природных ресурсов или от динамики туризма; узость внутренних ресурсов, что ведет к большой зависимости от импорта для поддержки внутреннего производства и удовлетворения потребительских запросов. 

Процесс интеграции латиноамериканского континента, инициированный изменениями в глобальной экономике и первоначально бывший объектом интереса исключительно деловой и политической элиты, теперь обсуждается всеми жителями региона. Три варианта объединения предложены латиноамериканцам. Каковы шансы у этих проектов? 
На первый взгляд кажется, что план объединения Латинской Америки в рамках ФТАА, предложенный США, потерпел фиаско. Однако рано хлопать в ладоши и кричать «ура». Не добившись подписания единого соглашения, США добились определенных сдвигов в подписании двухсторонних договоров о свободной торговле с рядом стран Центральной и Южной Америки. Так что выставленная за дверь идея Панамериканской зоны свободной торговли, вполне может пролезть через окошко двухсторонних договоренностей.

 Не стоит  переоценивать и силу МЕРКОСУРА. Часть активных членов этой организации заключила договоры о свободной торговле с США в рамках двухсторонних договоренностей. А возглавляющие эти страны левоцентристские политики не способны на жесткое противодействие США и готовы к компромиссу с могущественным соседом. Не все гладко и с начинаниями Чавеса. Боливарийская альтернатива объединяет пока наименее развитые страны региона, сильно зависящие от Венесуэльской нефти. В случае, если революционный процесс не выйдет за пределы Венесуэлы, Боливарийская альтернатива может легко выродиться во второе издание «советской системы», а страны-участники превратятся из равноправных партнеров в нефтезависимых сателлитов7. Впрочем, история знает примеры, когда тяга простых людей к свободе и равенству творила чудеса. Никто не может сказать, как именно будет развиваться процесс интеграции Латинской Америки, ясно лишь одно: такой как прежде она больше не будет1.

Эксперты видят  будущее КАРИКОМ в расширении членского состава группировки  и укреплении связей с другими интеграционными группировками в регионе.

Подводя итоги, следует сказать, что, несмотря на поставленную стратегическую цель создания единого  рынка, сохраняются многочисленные препятствия в отношении свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц, негативно сказываются на различия в уровне развития инфраструктуры и услуг, что мешает интенсификации взаимных потоков.

 

2.2. Перспективы Латиноамериканского региона

80-е годы стали  тяжелым временем для экономик  почти всех стран Латинской  Америки. Промышленное производство не росло, зато росла инфляция, ухудшался жизненный уровень населения. Политика импортозамещающей индустриализации начала давать сбои. Именно в этот момент Вашингтон начал активную пропаганду идеи либерализации экономики стран Центральной и Южной Америки. Заручившись поддержкой некоторой части населения, правительства латиноамериканских стран одно за другим стали проводить неолиберальную программу, получившую название «Вашингтонского консенсуса». Меры, предложенные ее разработчиком Дж. Вильямсоном из Института международной экономики, были просты: либерализация внешней торговли, снятие барьеров для иностранных капиталов, приватизация государственных предприятий, дерегулирование, сокращение государственных расходов на социальные нужды и т.д. В краткосрочной перспективе неолиберальные рецепты оздоровления экономики дали положительный результат. Инфляция была остановлена, укрепились местные валюты, наметился рост в экономике в целом. Однако головокружение от успехов прошло очень быстро.

Информация о работе Оценка перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке