Оценка перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: дать оценку перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке.
Задачи работы:
исследовать основные дефиниции интеграции, экономическая и политическая интеграции;
рассмотреть и проанализировать основные интеграционные группировки в мире;
определить основные интеграционные группировки в Латинской Америке, дать характеристику и выявить особенности группировок;
проанализировать перспективы интеграции в данном регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
. Экономичесая и политическая международная интеграция 6
1.2. Общая характеристка интеграционных группировок в современном мире 14
ГЛАВА ΙΙ. ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
2.1 Особенности и тенденции интеграционных процессов в Латинской Америке 27
2.2 Перспективы Латиноамериканского региона 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

полная курсовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

В целом, западноевропейская экономическая интеграция послужила почвой для возникновения тенденции к межгосударственному регулированию инфляции, например в рамках «Общего рынка»4.

Что касается партнерство России с ЕС, то оно юридически было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

Евросоюз является главным торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота, против 5%—с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во внутрирос-сийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

Вместе с  тем Евросоюз считает, что необходимые  экономические и правовые предпосылки  для вступления России в ЕС еще  не созрели1.  Интеграции в Североамериканском регионе. Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О достижениях экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Нынешняя существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность  североамериканской экономической  группировки заключается в том, что ее участники находятся в  разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось  приблизиться по главным экономическим  макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

В будущем предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

Об этой перспективе  свидетельствует тот факт, что  в апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Касательно Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

По объективным причинам Канада более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо. Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение  всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя  в полноправного и активного  участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации. В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%)1.

Наиболее малоизученным  и перспективным регионом считается  АТР. Азиатско-Тихоокеанский регион - политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

В регионе представлено большое  разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США.

Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием  старых индустриальных центров в  Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Характерной особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась  довольно развитая структура - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран-членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Кроме АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских  государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились  Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент-ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997 г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества. Согласно прогнозам, такой рост будет продолжаться и в первые десятилетия XXI в. Так, один из прогнозов, составленных в США, исходит из того, что в 2020 г. все крупнейшие экономики мира будут находиться в АТР.

В торговле с  другими странами АТР Россия стабильно  имеет положительный торговый баланс. Пока на рынках этих стран она реализует  преимущественно топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию, но этот тип внешнеэкономических связей в дальнейшем должен быть пересмотрен. Много внимания должно быть уделено и развитию инфраструктуры, которая ныне сильно отстает от требований времени. Особую роль при этом играет и будет играть Дальневосточный регион России - огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к «тихоокеанскому кольцу». В 90-х годах уже половина всего товарооборота России со странами АТР приходилась на Дальний Восток1.

Интеграция в Латинской Америке имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера5. Многие из них формально существуют и сейчас. Политическая интеграция Латинской Америки нашла воплощение в деятельности континентального, регионального и субрегионального парламентов, а также парламентов, созданных по этническому или географическому признакам.

 

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки  приняты программы либерализации  внешней торговли; разработаны механизмы  промышленного и финансового  сотрудничества, определены методы регулирования  отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА ΙΙ. ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

2.1. Особенности и тенденции интеграционных процессов в Латинской Америке 

Сама идея политической и экономической интеграции стран Латинской Америки не является новой, она существует примерно столько же, сколько существуют сами эти страны. Текущая ситуация обнадеживает, однако страны Южной Америки по-прежнему встречают значительные трудности на пути к Целям развития,  сформулированным в декларации тысячелетия  (ЦРДТ)6,  и достижению всех преимуществ,  предлагаемых глобализацией. Идея создания единого государства на территории Южной Америки принадлежала еще Симону Боливару и, как известно из истории, окончилась неудачей. Освободившись от испанской колониальной зависимости, будущие страны Латинской Америки не спешили создавать совместное государство, возобладавшие силы дезинтеграции разделили бывшие испанские колонии на ряд независимых государств, отношения между которыми не всегда оставались безоблачными. Учитывая соседство с мощным северным государством, Латинская Америка попадает в сферу интересов США. На протяжении 19-20 веков США стремился вытеснить с латиноамериканского континента своих европейских конкурентов (в первую очередь Великобританию, Испанию) и одновременно создать подконтрольное себе объединение стран Южной и Центральной Америки. Окончательно эта задача была выполнена в промежутке между двумя мировыми войнами. Именно в это время Латинская Америка становиться «задним двором» США, а американские монополии превращаются в полноправных хозяев континента. Однако революционные события 50-60-х готов бросают вызов гегемонии США на континенте, а начавшийся в 80-90-ее годы процесс глобализации заставляет страны региона задуматься об интеграции для того, чтобы как минимум не ухудшить своего положения на мировом рынке. Пример Европейского Союза и процесс интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет, с одной стороны, страны Латинской Америки вновь обратиться к идеям Боливара, а с другой - подталкивает США к тому, чтоб поставить процесс объединения под свой контроль. 

Информация о работе Оценка перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке