Организация и эффективность международных расчетов на примере ОАО «Белвнешэкономбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - определить степень развития международных отношений, тенденции в развитии различных форм международных расчетов в Республике Беларусь, выявить проблемы и перспективы развития. Для этого следует рассмотреть степень применения в стране международных правовых актов, регулирующих порядок проведения этих расчетов. Необходимо рассмотреть также особенности белорусского законодательства в данной области, проанализировать причины преобладания той или иной формы расчетов, сделать выводы о влиянии таких предпочтений субъектов хозяйствования на состояние их финансового положения. Интерес представляет также мировой опыт применения данных форм расчетов, возможность использования достижений экономической мысли и компьютерных технологий в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Теоретические основы организации международных расчетов……………..8
1.1 Сущность, значение и особенности организации международных банковских расчетов…………………………………………………………....8
1.2 Формы международных расчетов…………………………………………16
1.3 Правовое обеспечение международных расчетов………………………..33
2. Анализ применения и эффективности международных расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк»……………………………………………………………..40
2.1 Аккредитив………………………………………………………………….40
2.2 Инкассо……………………………………………………………………...51
2.3 Банковский перевод………………………………………………………...57
3. Проблемы и перспективы развития международных форм расчетов в ОАО «Белвнешэкономбанк» и тенденции развития банковских услуг……………….71
Заключение………………………………………………………………………….76
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Департамент международных и межбанковских расчетов, получив пакет документов с сопроводительным письмом филиала банка, возвращает филиалу банка второй экземпляр письма с оттиском штампа отдела документарных операций и отметкой работника о приеме документов.

Документы, полученные от учреждения банка, обрабатываются департаментом международных и межбанковских расчетов и помещаются в дело согласно номенклатуре и хранятся в закрываемых несгораемых шкафах (сейфах) под ответственностью руководителя отдела документарных операций.

Некоторые документы для открытия аккредитива представлены в приложениях 2-6.

Необходимо   отметить,  что   аккредитивная  форма  расчетов  наиболее сложная и дорогостоящая. Так если отправление обычного международного перевода на сумму 10000 долларов США обойдется клиенту в 38 долларов США, подобного перевода посредством инкассо - 48 долларов США, то для отправления такой же суммы посредством аккредитива потребуется уже не менее 138 долларов США. Если же возникнет необходимость внести изменения в условия открытого аккредитива, либо оплатить документы с расхождением по аккредитиву сумма еще увеличится. (Для расчета использовались тарифы ОАО «Белвнешэкономбанк») [13].

В 2004 году в ОАО «Белвнешэкономбанк»  возросли количество и объем открытых импортных аккредитивов. Так, было открыто 340 аккредитивовна сумму 82,9 млн. долларов США в эквиваленте, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2003 годом. Была проведена значительная работа с клиентами по активизации использования в расчетах непокрытых аккредитивов, а также по организации краткосрочного финансирования аккредитивов иностранными банками. В результате за 2004 год открыто 263 непокрытых аккредитива на общую сумму 61,9 млн. долларов США (74,3% от общей суммы открытых аккредитивов).

Организовано краткосрочное финансирование 39 аккредитивов в сумме 13,1 млн. долларов США, что почти в 1,5 раза превысило уровень 2003 года. Возросло количество иностранных банков, организующих финансирование аккредитивов. Использование в расчетах непокрытых аккредитивов и схем финансирования дало возможность банку не отвлекать ресурсы для кредитования субъектов хозяйствования, нуждающихся в дополнительных средствах, позволило привлечь новых клиентов, заинтересованных в предложенных схемах расчетов по импорту.


Рис. 4       [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С использованием аккредитивных форм расчетов, предусматривающих отсрочку платежа, банком приобреталось оборудование для последующей передачи в лизинг клиентам, что давало возможность не отвлекать ресурсы банка для проведения подобного рода операций.

В 2004 году было открыто 77 аккредитивов с предоставлением покрытия на общую сумму 21 млн. долларов США, что на 67,7% больше в сравнении с 2003 годом.

Значительная положительная динамика в отчетном году наблюдалась в области экспортных аккредитивов. Всего было открыто 190 экспортных аккредитивов, или на треть больше, чем в 2003 году, на общую сумму 173,4 млн. долларов США (рост 45%к уровню 2003 года) [14].

Для банка такого рода операции имеют довольно большие преимущества. По сути за не очень сложную документарную операцию банк взимает свою комиссию и не участвует своими деньгами.

Таким образом, для экспортера аккредитив имеет следующие преимущества по сравнению с инкассовой формой расчетов: надежность расчетов и гарантия своевременной оплаты товаров, так как ее осуществляет банк; быстрота получения платежа, если банк производит выплату немедленно после отгрузки товара против представления отгрузочных документов (в противном случае экспортер может получить кредит в своем банке в национальной валюте до получения платежа по аккредитиву); получение разрешения импортером на перевод валюты в страну экспортера при выставлении аккредитива в иностранной валюте. После авансовых платежей расчеты в форме аккредитива являются наиболее выгодными, так как это единственная форма расчетов (кроме гарантийных операций банков), содержащая обязательство банка произвести платеж. Есть, конечно, и недостатки – так для открытия аккредитива импортер обычно прибегает к банковскому кредиту, платя за него процент, что удорожает эту форму расчетов. Для импортера аккредитивная форма расчетов ведет к иммобилизации и распылению его капиталов, поскольку он должен открыть аккредитив до получения и реализации товаров, но одновременно дает ему возможность контролировать (через банки) выполнение условий сделки экспортером. 

 

2.2. ИНКАССОВАЯ ФОРМА РАСЧЕТОВ

 

 

Расчеты в форме инкассо в ОАО «Белвнешэкономбанк» осуществляются Отделом инкассовых операций Департамента Международных и Межбанковских расчетов. Экспортер после отправки товара поручает своему банку получить от импортера определенную сумму валюты на условиях, указанных в инкассовом поручении, содержащем полные и точные инструкции. Имеются две основные разновидности инкассового поручения: а) документы выдаются плательщику против платежа; б) документы выдаются плательщику против акцепта. Иногда практикуется выдача документов импортеру без оплаты против его письменного обязательства произвести платеж в установленный период времени. Используя такие условия, импортер имеет возможность продать купленный товар, получить выручку и затем оплатить инкассо экспортеру. В целях ускорения получения валютной выручки экспортером банк может учесть тратты или предоставить кредит под коммерческие документы. Таким образом, инкассовая  форма  расчетов  связана  с  кредитными  отношениями.  Инкассо является основной формой расчетов по контрактам на условиях коммерческого кредита. При этом экспортер выставляет тратту на инкассо для акцепта плательщиком, как правило, против вручения ему коммерческих документов (документарное инкассо), при наступлении срока платежа акцептованные векселя отсылаются для оплаты на инкассо (чистое инкассо).

Расчеты в форме инкассо дают определенные преимущества импортеру, основное обязательство которого состоит в осуществлении платежа против  товарных документов, дающим ему право на товар, при этом нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Однако экспортер продолжает сохранять юридическое право распоряжения товаром до оплаты импортером, если не практикуется пересылка непосредственно покупателю одного из оригиналов коносамента для ускорения получения товара.

Вместе с тем инкассовая форма расчетов имеет существенные недостатки для экспортера. Во-первых, экспортер несет риск, связанный с возможным отказом импортера от платежа, что может быть связано с ухудшением конъюнктуры рынка или финансового положения плательщика. Поэтому условием инкассовой формы расчетов является доверие экспортера к платежеспособности импортера и его добросовестности. Во-вторых, существует значительный разрыв во времени между поступлением валютной выручки по инкассо и отгрузкой товара, особенно при длительной транспортировке груза. Для устранения этих недостатков инкассо на практике применяются дополнительные условия:

  • импортер производит оплату против телеграммы банка экспортера о 
    приеме и отсылке на инкассо товарных документов (телеграфное инкассо). Этот вид инкассо не имеет широкого распространения;
  • по поручению импортера банк выдает в пользу экспортера платежную 
    гарантию, принимая на себя обязательство перед экспортером оплатить сумму 
    инкассо  при  неплатеже  со  стороны  импортера.   Дополнительная  гарантия 
    платежа обычно применяется при расчетах по коммерческому кредиту, так как 
    при отсрочке оплаты возрастает риск неоплаты импортером документов в связи 
    с возможным изменением в финансовом положении плательщика. Иногда банк 
    импортера   авалирует   вексель.   Аваль   (гарантия   платежа)   —   вексельное поручительство. Банк-авалист принимает ответственность за платеж, ставя подпись обычно на лицевой стороне векселя с оговоркой, за кого конкретно выдана гарантия платежа; иначе считается, что аваль выдан за векселедателя переводного векселя (экспортера);
  • экспортер    прибегает    к    банковскому    кредиту    для    покрытия иммобилизованных ресурсов.

Расчеты по экспортному инкассо осуществляются в ОАО «Белвнешэкономбанк» на основании полученных от клиентов документы на экспортное инкассо, сопровождаемые инкассовым поручением. Инкассовое поручение составляется клиентом в четырех экземплярах. Все экземпляры визируются ответственными исполнителями учреждения банка [11].

Первый и второй экземпляры инкассового поручения направляются в департамент международных и межбанковских расчетов вместе с сопроводительным письмом учреждений банка и документами, представленными клиентом.

Третий экземпляр инкассового поручения, заверенный подписями и оттиском печати принципала (доверителя) согласно заявленным образцам подписей и оттиска печати, остается в учреждении банка.

Четвертый экземпляр с оттиском штампа учреждения банка и отметкой исполнителя учреждения банка о приеме документов возвращается клиенту.

Экземпляр инкассового поручения, который остается в учреждении банка, копии документов, отосланных на инкассо, переписка с клиентами по вопросам, связанным с выполнением инкассового поручения, копии мемориальных документов по операциям, связанным с осуществлением расчетов в форме инкассо, помещаются в досье по инкассовому поручению согласно номенклатуре. Досье хранится в закрываемых несгораемых шкафах (сейфах) под ответственностью руководителя отдела документарных операций.

 Исполнитель учреждения банка  проверяет правильность оформления  представляемых принципалами (доверителями) инкассовых поручений, в случае обнаружения ошибок, возвращает их клиентам для переоформления. Надлежащим   образом   оформленные   инкассовые   поручения   и   документы принимаются учреждением банка, регистрируются учреждением банка в журнале регистрации инкассовых поручений и отправляются учреждением банка в департамент международных и межбанковских расчетов.

К пакету документов прилагается сопроводительное письмо учреждения  банка, заверенное подписями должностных лиц.

Доставка документов клиентов филиала банка осуществляется нарочным с обязательной регистрацией в канцелярии центрального аппарата ОАО «Белвнешэкономбанк».

Пакет документов клиента, обслуживающегося в ОПЕРУ, в тот же день передается в департамент международных и межбанковских расчетов с отметками ответственного исполнителя ОПЕРУ о соответствии подписей и оттисков печатей заявленным образцам.

Департамент международных и межбанковских расчетов, получив пакет документов, выставляемых на инкассо с сопроводительным письмом учреждения банка, возвращает учреждению банка один экземпляр с оттиском штампа отдела документарных операции и отметкой о приеме документов департаментом международных и межбанковских расчетов.

Документы, полученные от учреждений банка центрального аппарата банка, обрабатываются департаментом международных и межбанковских расчетов в соответствии с требованиями пунктов 51.3-51.15 Инструкции №67.

При незначительном объеме документов допускается оформление одного дела на несколько инкассовых поручений.

После проверки наличия всех документов, указанных в инкассовом поручении, но не позднее следующего банковского дня, исполнитель департамента международных и межбанковских расчетов направляет плательщику письменное извещение об инкассо с приложенными к нему копиями документов. В случае выставления переводного векселя (тратты) плательщику вместе с копиями документов направляется вексель (один из экземпляров векселя) для акцепта.

Оригиналы документов с сопроводительным письмом департамента международных и межбанковских расчетов и копией письма, отправленного клиенту, передаются в учреждение банка для представления клиенту. Учреждение банка, получив инкассовое поручение от департамента международных и межбанковских расчетов, регистрирует его в соответствующем журнале.

Дальнейшие действия учреждения банка по работе с импортным инкассо определяются пунктами 52.1-52.18. Инструкции №67[3]. Учреждение банка обязано сообщить по системе «Клиент-банк» в департамент международных и межбанковских расчетов о дате акцепта векселя (либо причинах неакцепта), о дате оплаты документов и прочее. Для наглядности представляю сравнительные характеристики аккредитива и инкассо в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные преимущества аккредитива и инкассо.

 

Документарный аккредитив

Документарное инкассо

1. Применимость в качестве инструмента  обеспечения при операциях практически во всех странах мира;

2. Заблаговременное распоряжение  причитающейся суммой для продавца;

3. Гибкость в отношении  условий платежа при не меньшей  надежности;

4. Пригодность в качестве  средства краткосрочного финансирования;

5. Быстрое и беспрепятственное осуществление платежа, которое позволяет продавцу при определенных обстоятельствах обеспечить привлекательные скидки;

6. Высокая международная  правовая надежность

1. Значительно более высокая надежность  по сравнению с открытым счетом;

2. Как правило, более быстрая  оплата (благодаря предоставлению  документов через банк), чем при  открытом счете;

3. Большая гибкость для  покупателя и продавца благодаря  небольшой формальной строгости

4. Незначительные расходы

Информация о работе Организация и эффективность международных расчетов на примере ОАО «Белвнешэкономбанк»