Определения понятия межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем возникающих при межкультурной коммуникации, и найти пути их решения. Задачи исследования: 1. определения понятия межкультурной коммуникации
2. изучение методов культурных систем и межкультурных ситуаций
3. выявление уровней межкультурной коммуникации
4. анализ типов восприятия межкультурных различий и форм межкультурной коммуникации
5. исследования сущности этноцентризма и определение его роль в межкультурной коммуникации
6. описание лингвокультурологических аспектов межкультурной коммуникации и невербальных средств передачи информации.

Содержание

Введение 3
1. Определения понятия межкультурной коммуникации 6
2. Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций
общения 8
3. Уровни межкультурной коммуникации 14
4. Типы восприятия межкультурных различий 17
5. Формы межкультурной коммуникации 21
6. Сущность этноцентризма и его роль в межкультурной коммуникации 27
7.Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации 29
8. Невербальные средства передачи информации в межкультурной
коммуникации 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по коммуникациям.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

негативных последствий есть и плюс, в ходе процесса человек не просто приобретает знания о новой культуре и новых нормах поведения, но и культурно становится более развитым, хотя и испытывает при этом стресс.

Третий этап – в этот период происходит выработка разных стратегий поведения. В тот момент, когда формируется реалистическая оценка ситуации – это «адаптация». В другом случае, полное отвержения новой культуры, бегство и в переносном смысле и в прямом, физическом смысле – это «бегство». 

Резюме: смена этих этапов зависит от продолжительности культурного контакта. Фаза «медовый месяц» ярко отражается на краткосрочных командировках или туристических поездках. Достаточно близко познакомится с культурой другого народа, и войти в фазу адаптации возможно во время пребывания за рубежом от полугода и дольше. Однако, человек может обнаружить и неспособность адаптироваться к меняющейся среде за это время. С точки зрения преодоления культурного шока пребывание за рубежом от одного месяца до трех наиболее труден.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Формы межкультурной  коммуникации

 

Аккультурация - форма межкультурной коммуникации. Культурные контакты, которые являются основой в общения между народами. Термин «аккультурация»  используется в  культурологии для обозначения взаимодействия и взаимовлияния культур. Аккультурация - полная или частичная передача культуры от одной группы к другой [1,5]. В чем-то, понятие аккультурации схоже с понятием межкультурная коммуникация, его содержание отражает различные формы коммуникации культур. В процессе аккультурации взаимодействующие культуры одновременно выступают в качестве культуры-донора и культуры-реципиента. Степень  влияния культур друг на друга редко бывает одинаковой, а так же, представители одной культуры могут принимать полностью ценности другой, подходить к ним селективно или избирательно или отвергать.

На рубеже XIX—XX вв. было положено начало исследованию процессов аккультураци американским этнографом У. Хоумз. Он впервые употребил термин «аккультурация» чтобы обозначить процесс передачи элементов одной культуры другой. Термин закрепился в научном обороте в 1920—1930-х гг. Сначала  аккультурацию рассматривали как контакт разных культурных групп. В процессе общения икультурные группы смешиваются и достигают состояния культурной и этнической однородности.  При этом процессе более развитая культура влияет на менее развитую. Например, народы, проживающие в США в результате смешивания культур, образовали новую однородную американскую культуру [12,89].

Рассматривая процесс аккультурации на индивидуальном уровне, учитывая изменение ценностных ориентаций, социальных установок, ролевого поведения индивида, человек решает проблему сохранения культурной неповторимости, а так же проблему вживания в другую культуру. На основе решения этих проблем выдвигается четыре основные

 

 

стратегии аккультуризации: ассимиляция, сепарация, маргинализация,  и интеграция [12,77] .

Ассимиляция – человек отказывается от своих норм и ценностей и полностью принимает ценности и нормы другой культуры. Например, в силу каких-либо внешних причин. Исследования показывают, что эмигранты, пребывающие в другую страну на постоянное место жительство ориентируются на ассимиляцию. А люди, которые покидают родину в силу каких- либо причин процесс ассимиляции у них идет дольше.

Сепарация – изоляция не доминантной культуры от доминантной. Существует так же понятие – сегрегация – представители  доминантной культурной группы настаивают на изоляции.

Маргинализация – отсутствие идентичности с культурой большинства и потеря собственной идентичности. Возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность и отсутствие стремления получить новую идентичность.

Интеграция – интеграция, как со старой, так и с новой культурой [7,36].

На основе выше изложенного можно сделать вывод, что разные культуры при взаимодействии не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения и обнаруживают при этом свою самобытность и специфику. Взаимодействие культур может быть как позитивным, так и негативным. Одним из примеров позитивного взаимодействия является период обогащения культуры Европы в эпоху Великих географических открытий, когда заморские страны ввозили культурные растения и навыки их использования [4,590].

Помимо стратегий аккультуризации существуют факторы, влияющие на характер аккультуризации – это степень дифференциации, длительность контакта и политико-экономические условия взаимодействия [7,49].

Степень дифференциации принимающей культуры – общество адаптирует функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру, оно так же располагает развитыми системами морали, права, художественной культуры, этики, философии.

 

 

Длительность контакта – воздействие, растянутое во времени вызывает привыкание и постепенное принятие.

Политико-экономические взаимодействия – ситуация политического или экономического господства или зависимости во многом определяет содержание культурного общения [4,591].

     Зависимость приводит  как росту культурного протеста, так и культурной интеграции  угнетенных народов. Это происходит  когда мобилизуются духовные силы общества для утверждения его единства.

Все эти факторы придают аккультуризации форму культурной экспансии или культурной диффузии или культурного конфликта.

Культурная экспансия выступает формой межкультурной коммуникации. Культурная экспансия – доминирующая культура расширяет сферу влияния за первоначальные пределы, такими пределами могут быть государственные границы. Это процесс однонаправленной межкультурной коммуникации. Политико-экономическая экспансия выражается в доминировании нации и ее культуры над другими. Отчетливо данный фактор проявился в период колониального раздели Азии  и Африки. Политика накладывала ограничения на автохтонные культуры, что привело к замедлению их развития, а в последствии из-за недостаточной развитости  многие культуры после освобождения не смогли обеспечить совместного общения [13,106]. Язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения и заменен автохтонным языком в тех странах, где местные культуры оказывали сопротивление культурной экспансии.

Человечество стало свидетелем беспрецедентной культурной экспансии США во второй половине XX века. После Второй мировой войны она коснулась стран Западной Европы, в 1960-е годы – Японии, в 1970-е – стран Латинской Америки, в 1990-е – России [4,593]. Интенсивное проникновение западноевропейского, а так же американского образа жизни во многие страны с сопутствующими им ценностями, обычаями, символами и культурными артефактами яркий пример распространения культурной

 

экспансии с Запада на Восток. Сегодня культурная экспансия  осуществляется через средства массовой информации. Очевидно, но факт

продукция США вытесняет отечественную культурную продукцию в сфере массового культурного предпочтения. Национальное киноискусство, подвергшихся вестернизации стран не выдерживает конкуренции с заграничными фильмами, а, прежде всего, с американскими. На защиту национальной культуры  во многих странах вводятся ограничения на показ зарубежной, в первую очередь американской, кинопродукции в кинопрокате и телеэфире. 

Культурная диффузия выступает формой межкультурной коммуникации. Культурная диффузия – заимствование культурных черт и комплексов при контакте из одного общества в другое. Данная форма межкультурной коммуникации имеет двунаправленный или многонаправленный процесс, и он зависит от количества взаимодействующих культур, которые распространяют ценности на другие культуры. Культурная диффузия ярко выражается во время туризма, торговли, войн, научных конференций, обмена студентами и специалистами и т.д. В процессе культурной диффузии народы заимствуют друг у друга, то что является близким их собственной культуре и то что принесет им скрытую выгоду, а так же то что отвечает их внутренним потребностям. Одним из ярких примеров служит мода, как престижное заимствование, выглядеть престижно необходимо для реализации самого себя. Но, такое заимствование носит цепной характер. Например, почти в каждой стране можно встретить «Макдоналдсы» и «Бургеркинги»; одинаково оформленные и обслуживаемые супермаркеты и бутики; одни и те же лица на глянцевых обложках журналов, одни и те же (по существу) передачи по телевидению [17,63]. 

Культурное заимствование не всегда носит целенаправленный и сознательно регулируемый характер, она может носить стихийный и неуправляемый характер. Культурная диффузия может происходить и между различными группами, т.е. носителями субкультур. И между группами

 

 

выделяют два направления культурной диффузии: горизонтальное и вертикальное.

 Горизонтальное – между равными  по статусу группами происходит  распространение культурных новшеств. Данное направление называют межгрупповым. Например, проникновение в сельскую культуру элементов городской. « Сегодня в Подмосковье работают более 1000 мелких, средних, крупных предприятий. Появилось много предприятий, которые выпускают богатейший ассортимент кондитерских изделий » [19,34].

Вертикальное – между неравными по статусу субъектами происходит распространение элементов культуры. Данное направление называют стратификационным. Например, «элементы простонародного говора московскими чиновниками»  [2,47].

Объединение различных частей взаимодействующих культур в обеспечивающую их взаимосвязь – целостность, является результатом культурной диффузии, т.е. интеграция.

Культурный конфликт выступает формой межкультурной коммуникации. Культурным конфликтом является столкновение субъектов разных культурных норм и ценностей. Культурные различия между народами или внутри общества могут стать причиной культурных различий. В культурном плане современное общество представляет собой неоднородное образование, поэтому в нем постоянно будут возникать напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют шесть видов культурных конфликтов:

Конфликты между разными лингвокультурными группами и их отдельными представителями. Они возникают вследствие языковых барьеров и ошибок в интерпретации.

Конфликты между традициями и новациям в культуре. Данный вид конфликтов характерен быстро развивающимся обществам. Например, к развивающемуся быстро обществу можно отнести Россию. Переход к рыночным отношениям требует новых ценностных ориентиров, общество

 

 

живет под лозунгом «выживает сильнейший». Но, зрелая часть населения выступает носителем социалистических ценностей, которые противоположны нормам капиталистической морали [16,87].

Конфликты между различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры. Данные конфликты существуют в рамках одного общества, но все по-разному относятся к различным проблемам. Например, к проблемам допущения или не допущения разводов, добрачных сексуальных связей или абортов, к проблемам однополых браков.

Конфликты между религиозными группами, а так же представителями различных религий или между течениями внутри отдельных религий. Например, «Бунт мусульманских иммигрантов во Франции и Бельгии. Приход к власти радикалов в Палестине. Всемирный скандал из-за публикации карикатур на пророка Мухаммеда» [23,12].

Конфликты между различными этническими группами и их культурами. Например, конфликт между Эстонией и Россией. «В Эстонии открыли музей советской оккупации, наших ветеранов призывают целоваться с бывшими эсэсовцами, а за русский язык штрафуют » [11,16].

Конфликты между разными носителями субкультур, между поколениями. Проблемы отцов и детей.

Поскольку непосредственным носителем культуры является сам человек, поэтому культурные конфликты возникают не только на групповом уровне, но и на индивидуальном. Общение между людьми связанно не только со знанием языка партнера по коммуникации, но и с учетом и пониманием социокультурных факторов для преодоления конфликтов и повышения эффективности межкультурной коммуникации. Следует, тщательно изучать не только язык, но и жизненный мир партнера, его образ жизни, менталитет, национальный характер.

Резюмей: в межкультурном общении причиной конфликта могут быть не только культурные различия или незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Вопросы власти, статуса, социального расслоения, конфликта поколений часто стоят за культурными различиями.

 

 

6.Сущность этноцентризма  и его роль в межкультурной  коммуникации

 

Этноцентризм – это взгляд на общество, при котором определённая группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней; тенденция оценивать другие культуры на основе собственной, вера в биологическое и культурное превосходство членов собственной группы над другими группами [1,73]. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры.

  Этноцентрическое видение мира  имеет глубокие корни в человеческой истории. Еще  в античности греки жестко делили все народы на эллинов и варваров. Уже в сочинениях Геродота варвар описывался как чужеродный, отталкивающий, необразованный, неуклюжий, тупой, нелюдимый [16,25].

Уничижительное отношение к другим народам и культурам основывается на убеждении, что они являются «нечеловеческими», «чужими». Это встречается у самых разных народов мира. Например, уничижительное отношение к другим народам встречается у эскимосов на Севере, у южноафриканской народности банту, у народа сан в Юго-Восточной Азии [6,30]. Превосходство собственной культуры выглядит естественным и имеет положительную оценку, «чужое» же представляется в странном, неестественном виде. Носители такого типа мировоззрения не осознают, что другие народы развивают свою культуру, для того чтобы сделать осмысленной свою собственную жизнь и установить порядок в своих собственных обществах. По этому поводу К. Ситарам и    Г. Когделл  отмечают, иерархическую систему Востока и кастовую систему Южной Азии. Они сложились в соответствующих культурах более двух тысячелетий назад для упорядочивания общественной жизни, и она успешно выполнила свою историческую роль. На сегодняшний день жителям Европы обе

Информация о работе Определения понятия межкультурной коммуникации