Новые тенденции в торговой политике развитых и развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
выделение особенностей различных национальных торговых политик;
рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и виды торговой политики государства
1.2 Классификация торговых барьеров
1.3 Экономические институты, регулирующие международную торговую политику
2. ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ РАЗВИТЫМИ И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии
2.2 Торговая политика Республики Узбекистан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

США активно разрабатывают новые  торгово-политические инструменты  для защиты достижений науки и  культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США.

Отрасли по производству и сбыту  информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за "беспошлинное киберпространство", чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.

Защита национального сельского  хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. На субсидирование производства сельхозпродукции только в 2006 г. было затрачено 29.9 млрд. долл. C мая 2002 г. действует Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства, на эти цели будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства.

Специальная комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки "made in the USA", также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.

Что же касается Японии, то в настоящее время она является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPEC и EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 542.3 млрд. долл., импорта – 499.7 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема экспорта и импорта, кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.

 

Таблица 2.1 Внешнеторговый оборот Японии (млрд. долл.)

 

1995

2000

2004

2008

2009

Торговый баланс

123.45

125.63

137

38.2

42.6

Экспорт

402.6

495.26

538.8

746.5

542.3

Импорт

279.15

369.62

401.8

708.3

499.7


 

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую  сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей.

До середины 60 –х годов торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26.3%. в результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта – немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет.

В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих  тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта, есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.

Есть список товаров (141 позиция), к  которым применяются тарифные квоты  – пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и  повышенный сверх этого объема. В  этот список входят редкие растения и животные, а также вещества, разрушающие озоновый слой.

Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить  курс на практически полную либерализацию  внешней торговли. Это, тем не менее, не означает того, что правительство полностью утрачивает контроль в этой области. Скорее, следует вести речь о смене приоритетов и основных механизмов такого контроля, поскольку формирование импорта на максимально выгодных для японских компаний условиях остается главной заботой государственной импортной политики и по сей день.

В 1998 г. количественные квоты импорта были отменены для всех сельскохозяйственных товаров, кроме риса. По принятому тогда же Основному закону о продовольствии, сельском хозяйстве и сельских районах (ст.18), правительство имеет право вводить тарифные и иные ограничения импорта, если он наносит или может нанести серьезный ущерб отечественному производству конкурирующей с ним продукции.

Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. Он носит либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики.

Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой - разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение, что далеко не всем удается.

В стране действует развитая система  экспортного контроля, которому подлежат не все, но многие еще товары. В основном контроль осуществляется в интересах поддержания высокой репутации экспортной продукции. Контроль за её качеством осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37). В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар. Кроме того инспектируется и сам процесс производства экспортной продукции.

Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных. Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.

Япония – развитая страна, основными торговыми партнерами которой являются страны развивающиеся. Поэтому Япония пошла на предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран, что является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к их сырьевым ресурсам. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной).

 

2.2 Торговая политика Республики Узбекистан

 

В течение нескольких последних  лет в Республике Узбекистан прослеживается  прямая взаимосвязь динамики экономического роста и роста объемов экспорта страны.  В частности, высокие темпы роста экспорта в период с 2005 по 2011 годы (125,3% в среднем) способствовали достижению наблюдаемых в течение указанного периода высоких темпов экономического роста в стране (7-9% в год в 2005—2011 гг.)), а  наблюдаемое в первые три квартала 2010 года сокращение объема экспорта на 5.4%  сопровождалось снижением темпов экономического роста с 9% в 2009 до 8% в 2010 году.

Начиная с 2000 года, Правительство приступило к постепенной либерализации рынка иностранной валюты и унификации обменных курсов в целях достижения конвертируемости сума по счету текущих операций. В 2000–2001 гг. был предпринят ряд мер10, в результате которых произошла значительная девальвация обменного курса сума, устанавливаемого Центральным банком – со 149 сумов в апреле 2000-го до 693 сумов за доллар США в декабре 2001 года. Превышение темпов девальвации сума над темпами инфляции обусловило снижение реального курса сума и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Тем не менее, сохранялась значительная разница между обменным курсом на официальном и параллельном рынках.

В дальнейшем Правительством были продолжены меры по осуществлению девальвации официального курса. За период с января 2002-го по сентябрь 2003 года обменный курс был девальвирован на 40%. В целях унификации обменных курсов официального и параллельного рынков были приняты меры по усилению импортного протекционизма и ужесточению монетарной и фискальной политики. Для ужесточения протекционистского режима были введены следующие меры:

– повышение налогообложения импорта для юридических лиц через введение сбора на импорт товаров, уплачиваемого наряду с действующими таможенными платежами;

– отмена льгот по уплате таможенных платежей юридическим лицам,

импортирующим потребительские товары;

– расширение списка подакцизных товаров, завозимых на территорию

Республики Узбекистан, и увеличение ставок акцизного налога на отдельные  завозимые товары;

– введение взамен 50%-ного сбора, взимаемого при ввозе импортных товаров  народного потребления физическими  лицами, единых ставок сборов – 50% для продовольственных и 70% – для непродовольственных товаров11.

Наряду с этим с 2002 года было прекращено предоставление централизованных кредитов реальному сектору экономики, а  дефицит государственного бюджета  с этого периода не превышал 1,0% ВВП.

В результате принятия перечисленных  выше мер удалось унифицировать  обменные курсы Центрального банка  и параллельного рынка, и с 15 октября 2003 года официально ввести конвертацию сума по текущим международным операциям в соответствии с 8 статьей Соглашения МВФ.

Меры торговой политики, реализуемые  в Республике Узбекистан с 2002 года, в значительной степени способствовали достижению высоких темпов роста основных внешнеторговых показателей в течение периода 2003–2008 годов (см. диаграмму 3.5).

Диаграмма 3.5.

Динамика показателей  внешней торговли Республики Узбекистан за 2002–2008 гг. (млн. долл. США)

Источник: Государственный  комитет Республики Узбекистан по статистике

С 2003 по 2008 год наблюдался устойчивый рост объемов внешней торговли страны: в 2008 году внешнеторговый оборот страны в денежном выражении составил 19,1 млрд. долл. против 6,7 млрд. долл. в 2003-м. При этом был зафиксирован более чем трехкратный рост экспорта, сопровождаемый увеличением объема импорта страны в 2,5 раза. В 2008 году положительное сальдо торгового баланса возросло, по сравнению с аналогичным показателем 2003 года, более чем в 5 раз и составило более 4 млрд. долларов.

Такие высокие темпы роста внешней  торговли Узбекистана в течение периода 2003–2008 гг. объясняются как внешними, так и внутренними факторами. С одной стороны, увеличению объемов экспорта способствовал рост мировых цен на основные сырьевые товары (особенно в предкризисный период), экспортируемые Узбекистаном. С другой стороны,либерализация валютного рынка, устраняющая диспропорции, вызванные искажениями множественных валютных курсов, а также унификация и девальвация обменного курса национальной валюты также способствовали существенному повышению конкурентоспособности экспорта.

Наряду с изменением объемов экспорта и импорта значительные транс-

формации претерпела и структура  внешней торговли. За годы независимости  произошли значительные изменения  и в товарной структуре внешней  торговли. В частности, доля хлопка-волокна  в общем объеме экспорта составила 12,5% в 2007-м и 9,2% в 2008 году, что более чем в 7 раз меньше аналогичных данных начала 90-х. При этом сокращение доли хлопкового волокна в структуре экспорта сопровождалось соответствующим увеличением доли продукции цветной и черной металлургии (с 4,7% в 1995 г. до 11,5% в 2007-м и 7% в 2008 году), энергоносителей (с 11,7% в 1995 г. до 20,2% в 2007-м и 25,2% в 2008 году),

машин и оборудования (с 2% в 1995 г. до 10,4 в 2007-м и 7,5% в 2008 г.)

В целом данные изменения можно  охарактеризовать как смещение концентрации экспорта от сельскохозяйственного сырья в пользу отраслей промышленности.

Реализация программы осуществления  социально-экономических реформ на третьем этапе способствовала достижению определенных положительных результатов. В первую очередь за счет осуществления либерализации валютного рынка и реализации секторальных программ развития удалось увеличить объемы экспорта. Существенное снижение реального обменного курса способствовало изменению структуры экспорта, постепенному снижению доли основных видов сырья и увеличению доли отраслей, производящих несырьевые товары: доля химической продукции в экспорте возросла с 2,7% в 2002 г. до 5,6% в 2008 г., доля машин и оборудования – с 3,9% в 2002 г. до 7,5% в 2008 г., в то время как доля хлопкового волокна за тот же период времени сократилась с 22 до 9,2%. Рост доли экспорта несырьевых товаров способствовал росту продуктивной занятости и доходов населения: ежегодный темп роста реальных денежных доходов населения возрос со 118,9 в 2003-м до 125,1 в 2008 году. Кроме того, произошло сокращение уровня бедности – с 27,5% в 2002-м до 23,6% в 2007 году. При этом высокие темпы экономического роста сопровождались увеличением расходов бюджета на социальную сферу12, что также способствовало улучшению показателей человеческого развития.

Проводимая с момента обретения  Республикой Узбекистан независимости  торговая политика в значительной степени  способствовала сохранению социальной стабильности на первом этапе реформ и созданию соответствующих условий для обеспечения долгосрочного экономического роста и достижения высоких результатов человеческого развития на последующих этапах

Информация о работе Новые тенденции в торговой политике развитых и развивающихся стран