Новые тенденции в торговой политике развитых и развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.
Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
выделение особенностей различных национальных торговых политик;
рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и виды торговой политики государства
1.2 Классификация торговых барьеров
1.3 Экономические институты, регулирующие международную торговую политику
2. ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ РАЗВИТЫМИ И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии
2.2 Торговая политика Республики Узбекистан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДИПЛОМАТИЙ

 

Кафедра международных экономических  отношений

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Международные экономические отношения"

на тему:

"НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКЕ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН"

 

 

Выполнил:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Понятие и виды торговой политики государства

1.2 Классификация торговых барьеров

1.3 Экономические институты, регулирующие международную торговую политику

2. ПРИМЕНЕНИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ РАЗВИТЫМИ И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ

2.1 Торговая политика развитых стран на примере США и Японии

2.2 Торговая политика Республики Узбекистан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

международный торговый экономический  политика

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается  в том, что, внешнеторговая политика неотъемлемый элемент международных экономических отношений. И страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику, от которой зависит их благосостояние.

Практическая актуальность работы определяется тем, что, в условиях экономического кризиса, заимствование некоторого положительного опыта у тех и других стран в области торговой политики поможет Узбекистан с меньшими издержками, более плавно и гармонично войт в мировой рынок и стать высокоразвитым государством.

Теоретическая актуальность работы обусловлена  тем обстоятельством, что в рассмотрении данного вопроса, нашли своё отражение  такие понятия, как торговая политика, протекционизм и фритредерство, таможенный тариф, нетарифное регулирование, квотирование пр.

Объектом исследования в работе выступает внешнеторговая политика, рассматриваемая как часть ВЭД государств. Предметом исследования являются причинно-следственные связи и тенденции, определяющие выбор той или иной внешнеторговой политики.

Научная разработанность проблемы представляется не адекватной ее актуальности. Необходимость активного анализа торговой политики различных стран остро стоит в условиях всемирной глобализации.

Цель курсовой работы заключается  в том, чтобы показать важность правильного соотношения протекционизма и свободной торговли.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. прояснение значений и основных категорий, затронутых в данной работе;
  2. выделение особенностей различных национальных торговых политик;
  3. рассмотрение тарифных и нетарифных инструментов торговой политики и т.д.

Задача данной курсовой работы заключена  в том, чтобы прояснить значение и основных категорий, затронутых в  данной работе.

Теоретико-методологической основой  курсовой работы является содержание работ по экономике и таможенному делу, в которой рассматриваются те или иные аспекты исследуемой темы.

Для обеспечения концептуальности работы нужно определиться с ее ключевыми  понятиями. В частности, внешнеторговую политику мы рассматриваем как основополагающее понятие данной работы. В данной работе представлены такие ключевые и важные для рассмотрения темы понятия торговых барьеров, таможенных пошлин и их видов, квотирование, демпинг и прочие.

Цель и задачи исследования обусловливают, прежде всего, использование таких методов, как аналитический, компаративный, метода единства исторического и логического исследования, метода научной абстракции, также необходим системный подход.

Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения, списка литературы, включающего 16 источников и приложений. Объем курсовой работы – 32 страниц.

 

1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Понятие и виды торговой политики государства

 

Внешнеторговая политика государства – деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды.

В сфере внешней торговли государство  в лице его исполнительной и законодательной  власти призвано:

· защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста;

· улучшать положение страны в международном разделении труда и способствовать улучшению структуры экспорта;

· защищать интерес национальных производителей и потребителей;

· следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами,

· повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов.

Некоторые задачи имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления торговой политики:

    • · политика свободной торговли;
    • · протекционизм.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Его основные формы:

1. односторонний протекционизм  – регулирование внешней торговли  без согласования с партнером;

2. двусторонний протекционизм –  согласование выдвигаемых мер  с партнером;

3. многосторонний – участие в разработке торговой политики ряда стран.

В своей крайней форме протекционизм  принимает форму экономической  автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны.

Современная общая тенденция развития торговой политики – ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных объединений. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование. Но в рамках регулирования внешней торговли государства использует инструменты торговой политики, в частности торговые барьеры, которые носят административный и экономический характер.

1.2 Классификация торговых барьеров

 

Чаще всего  в условиях развитых рыночных отношений  применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К таким инструментам относят торговые барьеры.

Торговые барьеры  делятся на экономические и административные, валютно-финансовые. В частности, к  барьерам экономического характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина), компенсационные. К барьерам административного характера можно отнести эмбарго – запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения, лицензирование. Валютно-финансовые методы проявляются в валютном контроле. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам, в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу. В целом инструменты торговой политики делятся на тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Таможенный тариф (customs tariff) — в зависимости от контекста может определяться как:

  • систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу;
  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для  целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина- (customs duty)-обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют  три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько различных  критериев для классификации  пошлин. Так, по способу взимания они делятся на адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара; и комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

А по объекту обложения – импортные, экспортные и транзитные.

По своему характеру пошлины разделяют на сезонные, которые применяются для оперативного регулирования торговли продукцией сезонного характера; антидемпинговые на случай ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране и компенсационные, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В зависимости от происхождения пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти называют автономными, а устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения – конвенционными или договорными.

Если же пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом то они являются – преференциальными.

Нетарифных барьеров существует всего около 800. Все они подразделяются на четыре основные группы:

1. Количественные ограничения - административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на определенный промежуток времени. Квоты классифицируются на:

· экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

· импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса,

· глобальные - устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления;

· сезонные квоты – устанавливаются на импорт сельскохозяйственной продукции на определенное время года.

В международной практике также  используются тарифные квоты, по которым импорт товаров в пределах установленных объемов осуществляется без взимания таможенных пошлин, при превышении квоты импортер выплачивает более высокие пошлины.

Информация о работе Новые тенденции в торговой политике развитых и развивающихся стран