Народы Кавказа- кубанские казаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:18, реферат

Краткое описание

Калмыки — самоназв. хальмг практически совпадает с экзоэтнонимами в тюркских языках («калмак») и в русских источниках, где они известны с XVI в. («калмыки», «колмыки», «колмаки», «калмаки»). Этноним «калмыки» («хальмг») на материале монгольской лексики не этимологизируется достаточно уверенно, хотя соответствующие гипотезы высказаны (например, Г.О. Авляев считает, что «хальмг» происходит от глагола «халихуу» и означает «стремительные» или «воспарившие вверх»). Общепринятым является мнение о том, что «хальмг» восходит к тюрк. «калмак», означающему «остаток» или «оставшиеся». Такое значение экзоэтнонима связывают с тем, что предки Калмыки — ойраты остались единств. народом, избежавшим перехода в ислам в XIV в., когда чингизидские правители Монголистана осуществляли тотальную исламизацию населения Вост. Туркестана и Джунгарии. Среди самих Калмыки самоназв. «хальмг» распространилось и закрепилось в XVIII в.

Вложенные файлы: 1 файл

Kalmyki.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Калмыки —  самоназв. хальмг практически совпадает с экзоэтнонимами в тюркских языках («калмак») и в русских источниках, где они известны с XVI в. («калмыки», «колмыки», «колмаки», «калмаки»). Этноним «калмыки» («хальмг») на материале монгольской лексики не этимологизируется достаточно уверенно, хотя соответствующие гипотезы высказаны (например, Г.О. Авляев считает, что «хальмг» происходит от глагола «халихуу» и означает «стремительные» или «воспарившие вверх»). Общепринятым является мнение о том, что «хальмг» восходит к тюрк. «калмак», означающему «остаток» или «оставшиеся». Такое значение экзоэтнонима связывают с тем, что предки Калмыки — ойраты остались единств. народом, избежавшим перехода в ислам в XIV в., когда чингизидские правители Монголистана осуществляли тотальную исламизацию населения Вост. Туркестана и Джунгарии. Среди самих Калмыки самоназв. «хальмг» распространилось и закрепилось в XVIII в.

 Калмыцкий язык относится  к западной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. Лингвистически и этногенетически Калмыки наиболее близки ойратским западномонгольским этносам, проживающим в Монголии и Китае: дербэтам, баятам, торгутам, хошутам, олетам, захчинам, хойтам.

Антропологически Калмыки относятся к центральноазиатскому типу большой монголоидной расы, т.е. близки по физическому облику монголам, бурятам, тувинцам, якутам.

  Монгольские народы со времени Чингис-хана использовали уйгурскую письменность. На ее основе в XIV в. было создано письмо «галик», а затем монгольский алфавит. Буддийский религиозный деятель Зая-Пандита в 1648 г. создал «ясное письмо» («тодобичиг») — несколько упрощенную и более приемлемую для западномонгольской фонетики модификацию монгольской письменности, ставшую официальным алфавитом Джунгарского и Калмыцкого ханств. Это «старокалмыцкое письмо» с 1925 г. заменялось письменностью на основе русского алфавита; в 1930—1937 гг. использовалась латинская графика. С 1938 г. основой калмыцкой официальной письменности окончательно стал русский алфавит, дополненный несколькими знаками для передачи специфических фонем. Однако знание «старокалмыцкого письма» сохранялось и сохраняется некоторой частью национальной интеллигенции.

 Большинство Калмыков расселяется в сплошном ареале, практически совпадающем с территорией Республики Калмыкии. По данным последней Всесоюзной переписи населения 1989 г. в СССР насчитывалось 173 821 К., из них в Калмыцкой АССР проживало 146 316 (84,2%). В России за пределами Калмыкии проживали 19 505 К. (11,2%), из них более всего в Астраханской обл. (8 191 чел. — 4,7%); более мелкими и дисперсными группами — в соседних Ставропольском кр., Ростовской обл. и на территориях других субъектов РФ. За пределами России в 1989 г. проживало 8 000 К. (4,6%), в том числе в Киргизии 5 050 (2,9%), в Казахстане 1 127 (0,6%), в Украине 835 (0,5%). По переписи 2002 г. в ЮФО проживает 167 тыс. Калмыков, в т.ч. в Калмыкии 155,9 тыс. чел.

  Следствием Гражданской и Великой Отечественной войн стало появление калмыцкой эмиграции в Зап. Европе (Франция, Германия) и США, но объективные сведения о количестве Калмыков -эмигрантов отсутствуют. Прямыми этническими предками Калмыков являются западномонгольские ойратские племена. Наиболее ранние подробные сведения об ойратах содержатся в источниках XIII в. («Сокровенное сказание») и нач. XIV в. («Сборник летописей» Рашид-ад-дина Хамадани). Ойраты составляли отдельные владение (улус) Монгольской империи, управлявшееся потомственными князьями (нойонами, тайджи, тайши) из рода Цорос (Чорос).

Начавшийся уже с середине XIII в. распад Монгольской империи, а затем свержение в Китае чингизидской династии Юань (1368) и наступивший в Монголии период междоусобиц усилили позиции ойратской племенной федерации. Она периодически погружалась в междоусобицы, а с другой стороны, вела почти непрерывные войны с халха — монгольскими феодалами, туметскимиалтан-ханами, казахами, моголистанскими правителями. Внутренняя нестабильность, тяжелая внешнеполитической обстановка, изолированность от крупных городов — центров международной торговли, нехватка пастбищных угодий в ограниченном джунгарском ареале обусловили затяжной кризис ойратского о-ва. В 1630-х гг. выход из кризиса был осуществлен путем политической консолидации и создания Джунгарского ханства (1635—1758), проводившего чрезвычайно активную внешнюю политику.  Но уже в нач. XVII в. часть дербетских, торгоутских и хошоутских нойонов предпочла организованную миграцию из Джунгарии на северо-запад, в пределы России.

 Впервые представитель  торгоутскоготайшиУрлюка вошел в контакт с российской администрацией в Таре в 1606 г. Акты принесения шерти (присяги на подданство) посланцами различных тайшей оформлялись с 1607 г. (письменно с 1655 г., самими тайшами с 1657 г.) до к. XVII в. с небольшими перерывами, а временами и ежегодно.

 Юридическое оформление  процесса добровольного вхождения  Калмыков в состав России завершилось в 1655—1661 гг. Шертными грамотами 1655, 1657 и 1661 гг. были определены зоны калмыцких кочевий (по Яику, по левому берегу Волги — степи от Астрахани до Самары, по правому берегу — до Царицына на севере с включением придонских степей на западе). В обмен на это и на право беспошлинной торговли на российских рынках калмыцкие правители приняли обязательство военной службы как обязательной повинности, согласились с формулой «быть в вечном подданстве и послушанье», формально отказались от проведения сепаративной внешней политики.

Во 2-й половине XVII в. определился основной предкавказский ареал К. между Волгой, Доном и Кумой и зона чересполосного (с ногайцами и туркменами) кочевания между Кумой и Егорлыком на севере и Тереком и Кубанью на юге. Вост. граница ареала фиксировалась на Эмбе. По крайней мере с 1658—1659 гг. калмыцкая кавалерия регулярно участвовала на стороне России практически во всех военных действиях против Турции и вассального ей Крымского ханства. Во время русско-турецкой войны 1735—1739 гг. калмыцкое войско под предводительством хана Дондук-Омбо сыграло решающую роль на северокавказ. театре военных действий. Крупные контингенты калмыцкой конницы участвовали в русско-турецкой войне 1768—1744 гг. (до ликвидации Калмыцкого ханства в 1771 г.), а после упразднения ханства — в Отечеств. войне 1812 г. и в зарубежной кампании 1813—1814 гг.

 Окончание юридического  оформления вхождения Калмыкии в состав России в 1655—1661 гг. считается одновременно началом истории Калмыцкого ханства, просуществовавшего более века и сыгравшего главную роль в этнической консолидации калмыцкого народа. Центробежные тенденции были обусловлены этнической неоднородностью и самой структурой ханства как объединения улусов, управлявшихся родовой аристократией и имевших изменчивые границы и мобильное кочевое население. При этом централизованный гос. аппарат практически отсутствовал. С другой стороны, центростремительные тенденции опирались на офиц. буддийскую религию и кодифицированную еще в 1640 г. правовую систему — «Великое, или Степное уложение» («Ихэцааджинбичиг»). Этнически в ханстве доминировали торгоуты, и торгоутскиетайши осуществляли верховную власть на правах «ахалакчитайши» (главенствующего тайши). Не все «ахалакчитайши» имели ханский титул, жаловавшийся тибетским далай-ламой как главой северно-буддийской теократии. Царская администрация именовала в XVII в. правителей ханства тайшами (главными тайшами), а в XVIII в. — ханами или наместниками. Распри внутри правящего дома во 2-й четв. XVIII в. усилились и неоднократно переходили в военные столкновения. Вначале это вынудило русскую администрацию решительно вмешиваться в конфликты, а с сер. XVIII в. правительство стало проводить политику земледельческой славянской колонизации степей, сокращения ареала калмыцких кочевий и христианизацию Калмыков Эта политика в конечном счете определила решение наместника ханства Убаши (1761—1771), в янв. 1771 г. возглавившего обратную миграцию Калмыков -торгоутов в Джунгарию (на восток двинулось 30 909 кибиток, в российских пределах осталось 11 198).

 В окт. 1771 г. Указом  Екатерины II Калмыцкое ханство  было упразднено. Оставшиеся улусы управлялись самостоятельно наследств.нойонами под контролем астраханского губернатора и русских приставов. Институт наместничества восстанавливался в 1800 г., но уже в 1803 г. был окончательно упразднен.

 В 1892 г. владельческие  права нойонов и зайсангов были упразднены, а некоторые вопросы местного самоуправления вошли в компетенцию улусных и аймачных сходов. Однако реальная власть концентрировалась и осуществлялась русской администрацией — губернаторами и подчиненными им улусными приставами (попечителями, управляющими). Основной ареал К. был разделен между Астраханской (осн. часть — 8 улусов) и Ставропольской (Большедербетовский улус) губ., Обл. Войска Донского (13 стан.) и Терской обл. (Кумский аймак). Нарастающими темпами продолжались колонизация и сокращение территории калмыцких кочевий, осуществлявшееся путем различных изъятий, размежеваний, аренды и прямых захватов.

 

  Различные проекты национального самоопределения калмыков и автономии Калмыцкой степи обсуждались уже после Февральской революции 1917 г., но только в июле 1920 г. на I Общекалмыцком съезде советов было декларировано создание Автономной области калмыцкого трудового народа в составе РСФСР. В ноябре 1920 г.  Всероссийский Центр. Исполнит. Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли совместное постановление об образовании Автономной области калмыцкого народа. Ее границы в целом совпадали с пределами сплошного этнического ареала, включая населенные К. части Астраханской, Ставропольской и Царицынской губ., Донской и Терской обл. Центр авт. обл. первоначально находился в Астрахани, в 1927 г. (фактически в 1928 г.) был перенесен в Элис ту. С 1928 г. авт. обл. находилась в составе Нижне-Волжского кр., в 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР.

 Период между Гражданской  и Великой Отечеств. войнами стал временем наиболее радикальных социально-экономических и культурных реформ. Решались и во многом были решены проблемы, не только унаследованные от дореволюционного времени (переход к оседлости, создание промышленности), но и свойственные начальным десятилетиям социального общ-ва. К крупнейшим преобразованиям системного характера можно отнести: переход от кочевого хоз-ва и образа жизни к оседлому, развитие промышленности (рыбной, соляной, стройматериалов), ликвидацию дореволюционной социально-экономической элиты, формирование новой национальной управленческой элиты, секуляризацию.

Практически заново была создана  система здравоохранения. К 1941 г. в  основном ликвидирована неграмотность (в 1917 г. доля грамотных взрослых составляла около 7%). В этот же период была развернута сеть культурно-просветит. учреждений, основаны первые высшие и средние  спец. Учебные заведения, театры, книжное издательствово, журналы и газеты; сформировался заметный контингент нац. интеллигенции.

В декабре 1943 г. партийно-государственное руководство СССР приняло решение о поголовной депортации калмыцкого народа. Оно было мотивировано фактами коллаборационизма и оформлено Указом Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской обл. в составе РСФСР» и постановлением Совета Народных Комиссаров СССР о выселении Калмыков в Алтайский и Красноярский кр., Омскую и Новосибирскую обл. В ходе депортации погибло несколько десятков тысяч человек. В январе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вновь была образована Калмыцкая авт. обл. в составе Ставропольского кр., в июле 1958 г. преобразованная в Калмыцкую АССР. На ее территорию в 1957—1959 гг. возвратилось 72 665 К. — подавляющее большинство этноса.

Уже к середине 1960-х гг. были не только воссозданы, но и расширены по сравнению с предвоенным временем сети школ, медицинских и культурно-просветит. учреждений. Были восстановлены или основаны высшие и средние спец. учеб.заведения (с 1970 г. работает Калмыцкий гос. ун-т), научные учреждения, театры, музеи. Особенно быстро росло число специалистов с высшим и средним специальным образованием (в 1967 г. ок. 13 тыс. чел.).

  Начавшийся в 1980-х гг. социально-экономический, общественно-политический кризис проявлялся гл. обр. в сфере экономики (снижение фондоотдачи, темпов роста производства, убыточность значительной части предприятий, с к. 1980 — нач. 1990-х гг. спад пр-ва и рост цен) и управления (некомпетентность и коррумпированность партийно-советской элиты). В окт. 1990 г. Калмыцкая АССР была переименована в Калмыцкую ССР, в фев. 1992 г. — в Республику Калмыкию — ХальмгТангч. Закон «О Президенте Калмыцкой ССР» был принят в сент. 1991 г., но лишь в апр. 1993 г. был избран Президент — предприниматель К.Н. Илюмжинов, упразднивший систему гос. управления советского типа. В апр. 1994 г. была принята новая конституция «Степное Уложение (Основной Закон)».

 В XVII—XIX вв. основным  видом экономической деятельности Калмыков было экстенсивное скотоводство — разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и верблюдов с круглогодичным выпасом и сезонными миграциями (между летними и зимними пастбищами). Животноводство дополнялось охотой и домашними ремеслами. В эпоху Калмыцкого ханства значительная часть мужского населения участвовала в военных действиях, эпизодически получая жалованье и захватывая значительные трофеи.

Первые попытки занятия  земледелием фиксируются в Калмыцкой  степи в 1830-х гг. В XIX — нач. XX вв. земледелие (хлебопашество, бахчеводство, огородничество) получило существенное развитие у Калмыков Большедербетовского улуса и Обл. Войска Донского, а в основной части ареала — в хоз-вах крупных землевладельцев. В целом земледелие преобладало на угодьях, сдаваемых в аренду русским крестьянам.

 В 1920-х — 1980-х  гг. сформировался и стабилизировался  аграрно-промышленный тип региональной экономики. Основная сферами занятости коренного населения, помимо животноводства, стали земледелие, промышленность, торговля, здравоохранение, просвещение, управление.  В XVII — нач. XIX вв. подавляющему большинству Калмыков был присущ кочевой образ жизни, связанный с экстенсивно-миграционным скотоводством как основой экономики и, в свою очередь, диктующий основные особенности быта и материальной культуры. Калмыки жили небольшими группами от 4—10 до 20—50 семей, составляющих общину родственников по мужской линии типа патронимии, или соседскую общину, или группу зависящих от богатого скотовладельца бедных родственников и батраков. Каждая семья занимала юрту «ишкягер» (обычно, но неправильно называлась кибиткой) — круглое в плане сборно-разборное жилище на деревянном каркасе, покрытом войлоком. Юрта была не только семейным жилищем, но и местом отправления религиозных обрядов, хранения имущества, выхаживания молодняка во время морозов. Относясь к общемонгольскому типу юрты, «ишкягер» по простоте устройства, прочности, портативности, теплоизоляционным и даже аэродинамическим качествам была оптимальным жилищем кочевого населения открытых пространств с континентальным климатом.

Переход к оседлому образу жизни приобрел заметный масштаб  лишь в 1-й пол. XIX в. Российская администрация пыталась поощрять и планировать этот процесс, но в целом он шел медленно, стихийно и неравномерно. В нач. XX в. большинство населения продолжало вести не оседлый, а чисто кочевой и полукочевой образ жизни.

Стационарные постройки сооружались в усадьбах крупных землевладельцев, в качестве зданий буддийских центров — хурулов, в улусных и аймачных ставках, в небольших поселениях указанных выше зон сплошной седентаризации и в р-нах зимних кочевий.  Процесс перехода к оседлости был резко ускорен в 1920-х гг. и практически завершился к 1939 г. В настоящее время подавляющее большинство Калмыков живет в трех городах (Элиста, Лагань, Городовиковск), селах и поселках.

Информация о работе Народы Кавказа- кубанские казаки