НИС Азии. Проблемы послекризисного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Для всех "новых индустриальных стран" характерно огромное многообразие условий, и было бы наивно представлять, что их социально-экономическое развитие происходит без трудностей и сбоев.
Целью работы является изучение новых индустриальных стран (НИС) Азии и их проблем послекризисного развития.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика НИС Азии 4
1.1 Основные черты и собенности развития НИС Азии 7
2 НИС Азии в международных отношениях 14
2.1 НИС Азии в международном разделении труда (МРТ) 14
2.2 НИС Азии в международных экономических отношениях 16
3 Теория «стаи летящих гусей» 18
4 Пути преодоления кризиса 19
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

НИС Азии. Проблемы пслекризиснго развития.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Латиноамериканские НИС  большую часть своих импортных  потребностей, особенно в машинах, оборудовании и промышленных полуфабрикатах, удовлетворяют за счет США, азиатские - за счет Японии, расширяется ввоз товаров из Западной Европы.

Развивающиеся страны поставляют в НИС преимущественно сельскохозяйственное и минеральное сырье, топливно-энергетические и продовольственные товары. Доля освободившихся государств в импорте азиатских НИС уже к 2000-м годам составляла 27%.

В последние годы отмечается тенденция к диверсификации внешнеэкономических  связей НИС. Наряду с быстрым ростом внешней торговли активно развивается  промышленная кооперация, создание совместных компаний и особенно научно-техническое сотрудничество. Новым явлением в этом процессе стал экспорт предпринимательского капитала из НИС, что отражает новый этап их экономического развития, свидетельствующий о структурных сдвигах в экономике.

Кроме того, активный процесс  расширения внешнеэкономических связей НИС, их специализация на экспорте промышленной продукции благоприятно отразились на структуре их ВВП: значительно  увеличилась доля обрабатывающей промышленности, что несомненно указывает на рост благосостояния этих стран.

Успешному форсированному развитию новоиндустриальных экономик Восточной Азии помимо яркой выраженной экспортной ориентации способствовала политика поддержания высокой нормы  накопления, а также высокая инвестиционная активность местных (банков, финансовых компаний) и иностранных вкладчиков капитала. Для азиатского образа мышления удачно подходит модель “летящих гусей”, которую в 30-х годах предложил японский экономист Канаме Акамацу. Следуя именно этой модели, страны Юго-Восточной Азии добились столь впечатляющих успехов, что мир заговорил об “азиатском экономическом чуде”. Но, если и есть какое-то “азиатское чудо”, то оно заключается в том, что несколько стран, несмотря на наличие серьезных неблагоприятных моментов в общей политической и экономической обстановке, воспользовавшись ранним опытом Японии и опытом друг друга, после 60-х годов смогли создать благоприятную экономическую обстановку для выгодных частных инвестиций. Причем почти всегда при участии иностранных партнеров.

Поступления внушительных инвестиционных ресурсов извне были обусловлены не только геополитическими соображениями основных центров  мирового экономического сообщества, но и привлекательностью стран региона  в качестве получателей иностранных капиталовложений. Государства Восточной Азии, включая Китай, постепенно становились лидерами по удельному весу в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), оттягивая на себя не менее половины всех капиталовложений в развивающемся мире.

Восточноазиатские страны опережали в этом отношении и государства Латинской Америки, причем в 2000-х гг. - примерно вдвое. Но грянувший затем азиатский кризис способствовал выравниванию долевого участия двух конкурирующих регионов в мировом притоке ПИИ.

Поступавшие из-за рубежа финансовые ресурсы использовались странами Восточной Азии весьма эффективно. Приток иностранных вложений капитала в ссудной форме не способствовал здесь столь стремительному увеличению параметров внешней задолженности, как в латиноамериканском регионе, за исключением кризисного периода в Азии конца 2000-х годов.

                       4 Теория «стаи летящих гусей»

Первым данную теорию выдвинул Канаме Акамацу. Согласно этой доктрине, страны постепенно движутся к технологическому развитию, следуя примеру стран, находящихся непосредственно перед ними в процессе развития. Целью этой политики также является индустриализация экономики. Однако она достигается не путем замещения импорта отечественным производством при помощивнешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны. В какой­то мере модель "летящих гусей" можно рассматривать как естественный результат воздействия рыночных сил: экономики с избытком рабочих рук и нехваткой капитала на международном рынке становятся конкурентоспособны в трудоемких секторах. Но по мере того как сбережения и образование создают резерв капитала и квалифицированной рабочей силы, вырастают более капиталоемкие и требующие более высокой квалификации секторы промышленности, а следовательно, повышается уровень конкурентоспособности всей экономики.

В сравнении трех моделей  развития есть одно достаточно любопытное обстоятельство. Если определяющим институтом для доктрины "большого скачка" являлась государственная собственность  в промышленности, а для доктрины "замены импорта" ­ частная собственность, опирающаяся на протекционизм, то для модели "летящих гусей" необходима экспортная платформа. Идея экспортной платформы состоит в том, чтобы создать в экономике анклав, открытый для иностранных инвесторов и интегрированный в глобальную экономику, свободный от проблем инфраструктуры, безопасности, господства закона и торговой политики, которые обременяют остальную экономику. В странах Азии было создано несколько вариантов такой экспортной платформы, включая экспортно­промышленные зоны, таможенное хранение, специальные экономические зоны и систему возврата таможенных пошлин. И правительства поддерживали эти институты макроэкономической политикой, стимулируя экспорт трудоемкой продукции, особенно с помощью соответствующих обменных курсов.    

Однако и данная модель не лишена своих негативных сторон. Глобализация экономической жизни, жесткие правила мирового разделения труда, ограниченность рынков сбыта, стремление получать наибольшую прибыль за счет экспорта высокотехнологичной продукции и перенасыщение этой продукцией рынков сбыта, естественная конкуренция стран­экспортеров ­ вот неполный перечень причин, ограничивающих абсолютную ценность данной модели. До тех пор пока экономика и финансовая сфера стран "догоняющего развития" оставались относительно закрытыми, а национальная валюта не являлась свободно конвертируемой, перепады на мировом рынке не оказывали существенного влияния на эти страны. Как только произошло открытие экономики, а национальная валюта оказалась "привязанной" к твердым валютам развитых стран, так национальный рынок попал под воздействие конъюнктуры мирового рынка. С учетом же того обстоятельства, что в качестве основы "догоняющего развития" принимается стратегия экспортной ориентации, зависимость от основных мировых рынков ­ США, Японии и Европейского союза ­ становится еще более значительной, поскольку замедление темпов экономического развития в этих странах и необходимость противодействия потенциальным конкурентам затрудняют сохранение высокого уровня экспорта для них. Данные ограничители объективны, но это не означает, что они непреодолимы.

5 Пути преодоления кризиса

Как показал кризис 1997­1998 годов и особенно последующие события, связанные с преодолением последствий этого кризиса, основные его причины лежали не в экономике, а в политической сфере. В большинстве стран Азии власть закона остается слабой. Сильные центральные правительства не контролируют мощную и политизированную бюрократию, которая может игнорировать местные интересы, судебную систему и даже права частной собственности. Корпоративные и личные интересы в большинстве случаев превалировали над интересами государства, что в конечном итоге и привело к "финансовому перегреву".

Особенности функционирования "системы чеболов" в Южной Корее, корпоративные интересы "клана Сухарто" в Индонезии, государственный протекционизм и попустительство по отношению к нескольким крупным финансово­промышленным группам в Японии ­ вот далеко не полный перечень составляющих, которые и привели ккризису.

Там, где достаточно быстро пришло осознание всех этих проблем, кризисное состояние экономики удалось быстро преодолеть. Там же, где попытались лишь слегка "подкрасить фасад" политических отношений в обществе, кризис продолжается до настоящего времени. Но уже сам факт возможности преодоления

кризиса говорит в  пользу того, что стратегия экономического развития была выбрана верно.

Не менее существенно  и то обстоятельство, что некоторым странам удалось вообще избежать финансового кризиса. Ярчайший пример ­ Тайвань. Залог успеха Тайваня ­ реализация комбинированной стратегии наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства. Взяв на вооружение стратегии

"летящих гусей", Тайвань несколько модернизировал  ее с учетом имеющегося потенциала и факта конкуренции на мировом рынке. Стратегия, которая реализуется на Тайване, получила название "экспортоориентированное импортозамещение". И именно она позволила Тайваню избежать тупиков как стратегии "летящих гусей", так и "импортозамещения", одновременно используя преимущества и той и другой. Результат превзошел все ожидания. Если в КНР и Индии за счет экспорторасширения обеспечивается 5­8% прироста ВВП, в Таиланде ­ 14­16%, в Южной Корее ­ 42­45%, то на Тайване расширение внутреннего спроса обеспечивает 43­45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) ­ 55­57% прироста ВВП.

Вторая составляющая успеха Тайваня заключается в  том, что, в отличие от остальных "азиатских тигров", еще в 70­е годы превратившись в чистого экспортера капитала (его размеры во второй половине 1990­х годов были эквивалентны 4­5% ВВП, а валютные резервы достигли в конце 1999­го 103,5 млрд. долл.), Тайвань достаточно жестко контролировал свою инвестиционную экспансию и, проводя курс на весьма взвешенную, постепенную финансовую либерализацию, не допустил сколько­нибудь значительного притока "горячих денег", разрушивших экономику ряда азиатских стран и стран с переходной экономикой.

 

 

 

 

Заключение

Подведем итог всему  вышесказанному. Для начала попробуем выявить общие черты НИС:

— демонстрируют самые  высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

 

— ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

 

— экспортоориентированная  экономика;

 

— активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

 

— образование собственных  ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

 

— большое внимание уделяется  образованию;

 

— использование высоких  технологий;

 

— привлекательны для  ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

 

— главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Эти страны заняли особое место среди развитых стран мира. Ещё недавно они имели экономику, типичную для развивающихся стран. «Новые индустриальные страны» отличаются от других стран сравнительно высоким уровнем ВВП на душу населения, распространением индустриальных форм труда, относительно развитой отраслевой структурой экономики, экспортом изделий обрабатывающей промышленности, дешевизной рабочей силы. Рыночные отношения достигли здесь заметно более высокой степени зрелости, чем в развивающихся странах.

К новым индустриальным странам Азии относятся: страны Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Гонконг(Сянган), вошедший в состав Китая, и Южная Корея. Здесь интенсивно развивается обрабатывающая промышленность. В настоящее время по экспорту продукции эти страны занимают ведущие позиции среди развивающихся стран.

По современному уровню экономического и промышленного развития наиболее развитых из Новых Индустриальных Стран – Республика Корея, Аргентина, Мексика, Сингапур – вплотную приблизились к промышленно развитым странам и находятся на одном уровне с такими европейскими государствами, как Испания, Португалия, Греция.

 

"Летящие гуси"­  образное сравнение экономического  развития стран Южной и Юго­Восточной Азии, которое строится на предположении, что лидером является Япония, второй ряд гусей образуют новые индустриальные страны Азии (Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань). Третий ряд­ четыре страны­члены АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Тайланд). Четвертый ряд­ Китай и Вьетнам (в последнее время ожидается присоединение в этому ряду Индии и Пакистана). И все же Япония постепенно утрачивает роль "ведущего гуся". Прежде всего это проявляется в том, что новые индустриальные страны ЮВА как импортеры товаров приобретают гораздо большее значение для менее развитых стран, чем Япония. Особую роль также начинает играть Китай, претендующий на лидерство в регионе. Кроме того, существуют серьезные проблемы в самой "летящей стае", в том числе растущая конкуренция Японии со стороны других азиатских стран.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Сергеев П. Перетягивание каната, Или новые индустриальные страны как феномен в современной мировой экономике // Азия и Африка сегодня. № 8, 2003, С. 26--32.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения. -- М., 1999.

3. Гладков И.С. Особенности  экономической эволюции новых  индустриальных стран (на примере  стран Восточной Азии). -- М., 2001.

4. Андрианов В.Л. "Новые  индустриальные страны" в мировом  капиталистическом хозяйстве. -- М., 1989.

Информация о работе НИС Азии. Проблемы послекризисного развития