НИС Азии. Проблемы послекризисного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Для всех "новых индустриальных стран" характерно огромное многообразие условий, и было бы наивно представлять, что их социально-экономическое развитие происходит без трудностей и сбоев.
Целью работы является изучение новых индустриальных стран (НИС) Азии и их проблем послекризисного развития.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика НИС Азии 4
1.1 Основные черты и собенности развития НИС Азии 7
2 НИС Азии в международных отношениях 14
2.1 НИС Азии в международном разделении труда (МРТ) 14
2.2 НИС Азии в международных экономических отношениях 16
3 Теория «стаи летящих гусей» 18
4 Пути преодоления кризиса 19
Заключение 20
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

НИС Азии. Проблемы пслекризиснго развития.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Тайвань достаточно быстро переходит  от производства текстиля, игрушек  и обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких, как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги "Форд", "Ниссан" и "Мицубиси Моторс". В перспективе Тайвань ставит себе целью перейти к производству наукоемкой продукции. В 1980 г. был основан первый технополис, в котором 59 компаний работают в передовых областях научно-технического прогресса. 100 тыс. наиболее способных выпускников тайваньских вузов были направлены в США для продолжения образования. 10 тыс. из них уже получили докторские степени, причем преимущественно в естественных науках.

Тайвань уже стал заметной силой на рынках США и в будущем продолжит увеличивать производство товаров с высокой нормой прибыли. Однако из четырех названных стран наиболее серьезным конкурентом как для США, так и для Японии является Южная Корея.

Южная Корея

У многих американцев сложилось представление о Южной Корее как о бедной стране, до сих пор страдающей от последствий нескольких войн, стране, где в перенаселенных трущобах и хижинах живут плохо образованные, низкооплачиваемые, но трудолюбивые люди.

Этот не соответствующий действительности образ возник большей частью на основе воспоминаний о Корее после второй мировой войны. Многие американцы помнят, что корейцы были вынуждены есть кору деревьев, чтобы выжить в 1945 - 1946 гг., а Сеул был грудой битого кирпича. Еще в 1961 г. ВНП на душу населения здесь составлял около 93 долл. Страна, однажды объявившая рис своим основным продуктом питания, сейчас бросает вызов как США, так и Японии в производстве автомобилей, стали, телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров и полупроводников.

"Корейцы ломятся  в дом сквозь стену, явно  забывая о двери", - говорит  Пол Россел, директор по международному планированию компании "Дюпон". "Мы смотрим на Южную Корею как на Японию 15 лет назад, - говорит Денис Рут, директор "Крайслер Корея". - Кто бы мог сказать 15 лет назад, что Япония способна бросить вызов США?"

Когда корейцы впервые  вышли на мировой рынок, они экспортировали парики (сначала сделанные из натуральных волос, затем синтетические), текстиль, одежду и небольшое количество электрооборудования. Пытаясь уйти от производства традиционных трудоемких товаров, они решили сделать прорыв, сосредоточив силы на производстве и технологии, В 1957 г. был создан и начал работать Корейский центр производительности - по примеру японского. Это было сделано для повышения производительности, а также для того, чтобы изменить представление о корейских товарах как товарах низкокачественных.

Они копировали, занимали, покупали лицензии на технологию и  создавали совместные предприятия. Они основали фирмы - "наблюдательные посты" в Силиконовой долине [Район в Калифорнии, где сосредоточены электронные фирмы. ] и создали совместные предприятия с наиболее сильными фирмами в США и Японии. Корея стала "локомотивом" конкурентной борьбы.

Южная Корея в настоящее  время тринадцатая страна в мире по объему экспорта. Она занимает седьмое  место среди торговых партнеров  США - впереди Италии или Франции.

По имеющимся оценкам, в 1987 г. ВНП Южной Кореи составил 120 млрд. долл., что больше, чем ВНП  половины стран - членов ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития.].

Две южно-корейские компании "Хюндай" и "Самсунг" в 1985 г. входили в число 100 крупнейших компаний мира.

Доля Южной Кореи  в мировом судостроении увеличилась  с 4% в 1980 г. до 14, 4% в 1985 г. и продолжает возрастать.

"Поханг Стал" является крупнейшим  и наиболее эффективным сталелитейным  предприятием в мире. Самые крупные в мире верфи расположены в Пусане.

Доля продукции обрабатывающей промышленности в южно-корейском  экспорте возросла с 61% в 1965 г. до 92% в 1984 г.

Доля накопления в валовом внутреннем продукте Южной Кореи составляет 30%, расходы на НИОКР - 1, 3%

Уже через восемнадцать месяцев  после того, как на канадском рынке  появился автомобиль "Пони", выпускающая  его компания "Хюндай" обошла "Хонду" и "Тоету" и стала ведущим  экспортером легковых автомашин  в Канаду.

Южно-корейские компании сотрудничают с крупнейшими корпорациями Японии и США. Японские фирмы "Рико" и "Сейко Эпсон" организовали сборку интегральных схем в Корее, Японские фирмы продают в эту страну лицензии на производство видеомагнитофонов, "Дженерал Моторс" вложила 400 млн долл. в совместное предприятие с "Даеву". Южно-корейская "Киа Моторс" выпускает автомобиль "Форд Фестива". "Эй Ти Ти" имеет 44% акций "Голдстар Семикондактор". Фирмы Южной Кореи не только выпускают товары под своими товарными знаками, которые становятся известными в Америке, - "Лаки Голдстар", "Хюндай", "Самсунг" и "Даеву". Они производят товары под американской маркой для таких компаний, как "Ар Си И" и "Джи Ти И". Даже знаменитые желтые землеройные машины "Катерпиллеры" могут быть сделаны в Южной Корее.

И они начали переносить производство в США.

"Голдстар" имеет два завода  в Хантсвилле, штат Алабама. Здесь  выпускаются цветные телевизоры, микроволновые печи, а управление на заводах организовано корейцами. "Самсунг Электроникс" имеет аналогичный завод в Роксбери, штат Нью-Джерси. По данным американского Бюро экономического анализа, в 1984 г. средняя выработка на одного рабочего на заводах, управляемых корейцами, составляла 94 тыс. долл., в то время как на чисто американских предприятиях - 87 тыс. долл. Правда, на принадлежащих Японии заводах в США американский рабочий выпускал товаров на 155 тыс. долл.

Американское Бюро статистики труда, как правило, не включает новые индустриальные страны Азии в международные сопоставления. Однако возрастающее значение Южной Кореи в мировой экономике заставило Бюро учитывать данные и по этой стране. По размеру валового внутреннего продукта на душу населения уровень Южной Кореи составлял 27% американского, а производительности труда - 33%. Относительные показатели Южной Кореи примерно соответствуют показателям Японии в 1960 г. При этом темпы роста ВВП на душу в 1973 - 1986 гг. в Южной Корее составляли 5, 1%, что в десять раз выше, чем в США, вдвое выше, чем в Японии, и выше, чем в любой из взятых для сравнения тринадцати стран.

В среднем продолжительность рабочей  недели в промышленности в Южной  Корее составляет 54 часа (в США - 40, в Японии - 41). Многие предприятия  работают шестидневную неделю в две  смены по 12 часов и с тремя днями отпуска в год. Для корейцев работа по воскресеньям вполне обычна. Как отмечает Джордж Кобб, президент совместного предприятия "Самсунг - Хьюлетт-Паккард", "южно-корейский рабочий работает дольше, более напряженно и более старательно, чем где-либо в другой стране, где я бывал".

Жалуются даже японцы: "Они работают стишком напряженно". Корейские  управляющие работают 70 - 80 часов  в неделю, японские - от 60 до 70, американские -около 50. "По воскресеньям мы играем, - говорит президент Японского  банка долгосрочных кредитов Хироши Такеучи, - а корейцы работают, и работают яростно".

Средняя почасовая заработная плата (по валютному курсу свободного рынка) для производственных рабочих  составляет 1, 75 долл. в Южной Корее, 12, 82 долл. в США и 10, 26 долл. в Японии. Заработная плата корейских инженеров составляет примерно одну пятую того, что получают их американские коллеги. Немного смешно слышать, когда японцы говорят: "Корейцы должны поднять зарплату своим рабочим".

Однако рабочая сила в Корее не просто дешевая и усердная. Она вполне сообразительная и хорошо образованная. Корея, как и все конфуцианские страны, всегда высоко ставила образование. Практически все корейцы грамотны, а молодежь в Южной Корее гораздо усерднее учится в средней школе, чем их сверстники в Италии или Англии. Учеба, как и в Японии, происходит и дома, и в школе - везде прививается любовь к длительному усердному труду. Как сказала одна корейская женщина, "если мой сын будет напряженно работать и учиться, он станет богатым. А это - моя мечта".

Часто южно-корейские  руководители имеют диплом инженера-электрика  или специалиста по компьютерам, многие получили образование в США. Если верить данным Корейского института  развития, в Южной Корее число  докторов наук в пересчете на душу населения - самое высокое в мире. Третья страна, в которой были созданы микросхемы с оперативной памятью 256 Кб, была не ФРГ, Франция или Англия, а Южная Корея.

Все эти качества не появились  внезапно после второй мировой войны. Корейцы являются древней нацией с высокой культурой. Большинство американцев не знают ничего из истории Кореи. Они не знают, что уже на рубеже нашей эры существовали три корейских королевства, что династия Юи была основана за 100 лет до того, как Колумб открыл Америку, что японцы перенимали идеи, технологии, живопись Кореи и что в 1403 г. здесь был изготовлен первый в мире металлический шрифт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 2 НИС Азии в международных отношениях

2.1 НИС в системе международного разделения труда

Поднимаясь по ступеням социально-экономического прогресса, НИС начинают играть все более заметную роль в системе международного разделения труда (МРТ). Как известно, МРТ включает многие сферы хозяйственной деятельности. Одной из его важных сфер является международная торговля, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между странами.

          Место и роль НИС в международном разделении труда определяется всей совокупностью их реальных возможностей. Ориентация на внешний рынок азиатских НИС способствовала резкому увеличению их доли в мировом экспорте. Характерно, что доля машин и оборудования - наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле, в совокупном товарном и всем промышленном экспорте азиатских НИС - особенно быстрыми темпами росла и в 80-е - начале 90-х годов. 

          Отмечая высокую динамику промышленного экспорта азиатских "новых индустриальных стран", следует указать, что экспорт традиционных товаров по-прежнему занимал важные, а по отдельным товарам, решающие позиции во внешнеторговом обороте.        

           Отличительной чертой экономической эволюции азиатских НИС является то, что они во все большей степени становятся интересными друг для друга. Преобладающая тенденция ориентации только на промышленно развитые страны Запада начинает дополняться поисками торгово-экономических партнеров в своем регионе и прилегающих субрегионах. Это не означает, однако, уменьшения внимания азиатских НИС к повышению конкурентоспособности своей продукции.

          В середине 2000-х годов в первой пятерке мира по конкурентоспособности своих товаров были Сингапур, Гонконг, Тайвань. 
Одной из важнейших слагаемых формулы успеха НИС, и прежде всего азиатской модели, стала открытость во внешнеэкономической политике, что в свою очередь привело к созданию благоприятного инвестиционного климата. Так, к примеру, три восточноазиатские страны: Китай, Сингапур, Малайзия - получают больше иностранных инвестиций, чем любые другие страны. Заметно увеличился со второй половины 90-х годов приток иностранных инвестиций в латиноамериканские НИС. При этом большая часть инвестиций направляется как на создание новых предприятий, так и в приобретение - в рамках процесса приватизации - действующих компаний. Латиноамериканские страны, используя уроки финансовых кризисов в 90-е годы, как на своем континенте (Мексика, Аргентина), так в странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд и др.) пошли по пути использования административных и налоговых инструментов для ограничения доступа на фондовый рынок краткосрочного, спекулятивного иностранного капитала. 
         География вывоза капитала из "новых индустриальных стран" достаточно широка. Это прежде всего ведущие промышленно развитые страны, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, новые рынки капитала. Так, южнокорейские фирмы проводят целенаправленную экспортную экспансию в США. Вкладывая свой капитал в американскую экономику, южнокорейцы стремятся получить доступ к новейшим технологиям. Наращивают вывоз капитала и другие азиатские "драконы". Весьма заметен коммерческий интерес Тайваня к своему континентальному собрату - Китаю. 
           Гонконгские предприниматели создали в КНР более половины зарегистрированных в этой стране совместных предприятий. 
В последние годы азиатские НИС начинают проявлять активность и на российском рынке товаров и инвестиций. Здесь в лидерах идут предприниматели Республики Корея. Активизация торгово-экономических связей как с НИС, так и с другими странами этого региона является важной стратегической задачей России.              

          Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения даже между развитыми странами, не говоря уже о развивающихся. Тем не менее на этом пути некоторые НИС уже сделали существенные шаги.  
Успехи, достигнутые в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания внешнеэкономической экспансии этих стран достаточно благоприятны. В XXI веке они займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонстрируют новые значительные результаты. По прогнозам Мирового банка в течение ближайших 10 лет средние доходы каждого жителя Земли будут ежегодно увеличиваться на 1,9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 НИС в международных экономических отношениях

Внешнеэкономические связи "новых индустриальных стран" являются важнейшим звеном их хозяйственного развития. Основной формой таких связей НИС является внешняя торговля. Уровень  развития внешней торговли НИС, ее характер, структура и географическое направление в значительной мере определяют роль и место этих стран в мировой системе хозяйственных отношений.

            Развитию экспорта в экономике НИС (особенно азиатских) отводится особое место. Именно экспортные доходы во многом способствовали росту внутренних накоплений и ускоренной индустриализации хозяйства.

            Как было сказано выше, ведущей статьей экспорта НИС является продукция обрабатывающей промышленности. С 2000 по 2009 год доля готовых изделий в экспорте НИС увеличилась с 42 до 71%. В экспорте отдельных НИС сохраняется и значительная доля сырьевых товаров (например, натуральный каучук, тропическая древесина, пальмовое масло, олово, нефть, рис, кукуруза, кофе).

           Рост валютных доходов НИС от экспортного бума дал им реальную возможность расширить импорт товаров и услуг и использовать их для стимулирования экономики. С 2000 по 2009 год импорт НИС возрос в 9 раз и достиг 169 млрд. долл.

В отличие от других развивающихся  государств, НИС смогли наиболее рационально использовать импорт товаров для ускорения экономического развития, о чем свидетельствует структура их закупок. В номенклатуре импорта НИС уже на протяжении многих лет преобладали машины, оборудование и транспортные средства. При этом импорт уже не замещает производство данной продукции в НИС, а, наоборот, дополняет его.

Второй по значимости статьей импорта НИС являются обработанные изделия, прежде всего  полуфабрикаты для филиалов ТНК  и местных фирм, использующих иностранную  технологию; электронные компоненты, отдельные узлы и детали для быстро развивающихся в НИС электронной и электротехнической промышленности. Сюда же включается и импорт сборных комплектов для автомобильной промышленности и других отраслей машиностроительного комплекса. Так же, как и экспорт, импорт НИС ориентирован в основном на развитые страны, где к середине 2000-х годов закупалось уже до 65% необходимых товаров.

Информация о работе НИС Азии. Проблемы послекризисного развития