Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа мир.рынок (1) (2).docx

— 686.64 Кб (Скачать файл)

В целом  в России созданы достаточно привлекательные  условия для вложения иностранных  инвестиций. Однако за последнее десятилетие  поток прямых иностранных инвестиций в Россию оказался меньше, чем можно  было бы ожидать. Так, в 2000 г. объем иностранных  инвестиций составил 10,96 млрд. долл. США (из них 4,43 млрд. – прямые инвестиции), из них на услуги приходится около 50%. Общий эффект иностранных инвестиций с позиций интересов страны положителен: в результате ускорилось создание целого ряда новых услуг, произошла модернизация традиционных видов услуг.

В целом объем внешней  торговли услугами России имеет тенденцию  к росту: в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн. долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г., соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн. долл. При этом заметный спад объемов торговли услугами пришелся на экономический кризис в 1998г.  в  России (Таблица 1.) [2,стр.378 ]

Таблица 1 - Динамика торговли услугами России за период 1994-2000гг., в млн. долл.

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Экспорт

8424

10567

13281

14080

12371

9040

9632

Импорт

15141

19970

18406

19829

16222

12829

17412


 

Объем всего экспорта услуг  из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг  близки с показателями российского  импорта продовольствия из стран  дальнего зарубежья.

Доля торговли услугами в  совокупном объеме внешней торговли России приближается к показателям  развитых стран: 21,3% в 2000 г. (в США  – около  20%). Однако абсолютные показатели торговли услугами значительно отстают  от мировых лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2000 г. Россия в международной  торговле услугами  входила в  ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составляла в 2000 г. около 1%. (доля США в 2000 г. равнялись 16,1%, для Франции – 5,6%, Германии – 7,9%, Японии – 6,5%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Вместе с тем доля России на мировом рынке услуг практически совпадала с ее долей в мировой торговле товарами, с той лишь разницей, что российская торговля товарами сводилась с положительным сальдо. 

В последние годы внешняя  торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо (в 1994г. отрицательное  сальдо составило 6717 млн. долл., в 2000г. - 7780 млн. долл.), причем прослеживается тенденция  возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся  потребностью в импорте некоторых  традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное  сальдо в торговле услугами явилось  следствием возросшей открытости российского  общества, сопровождавшейся, в том  числе, увеличением масштабов выездного  туризма.

Неизменно отрицательным  является баланс России по статьям, связанным  с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового  сальдо оказывает образующийся крупный  дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом  за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг. (Таблица 2) [23, стр. 49]

Важнейшей и преобладающей  статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в  последние годы является туризм (в  классификации платежного баланса  позиция "поездки"). На эту статью в 2000 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в  настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с 1996г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье «поездки» является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2000 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США.

Таблица 2 - Структура торговли услугами России за 1996г. и 2000г., в млн. долл. и в %.

 

1996

2000

 

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

 

13281

100

18406

100

9632

100

17412

100

Транспорт (включая страхование)

3630

27,3

2360

12,8

3261

33,8

2330

13,3

     В том числе:

               

     Водный

1229

9,3

559

3,0

1030

10,7

807

4,6

     Воздушный 

1296

9,7

1001

5,4

1406

14,6

1013

5,8

     Другой транспорт

1106

8,3

800

4,3

825

8,6

511

2,9

Поездки

7102

53,5

10011

54,4

3839

40,0

10224

58,7

Услуги связи

563

4,2

364

2,0

385

4,0

288

1,6

Строительные услуги

91

0,7

1085

5,9

165

1,7

369

2,1

Страховые услуги

35

0,3

412

2,3

Финансовые услуги

84

0,6

124

0,7

100

1,0

36

0,2

Компьютерные и информационные услуги

22

0,2

12

0,1

Роялти и лицензионные платежи

159

1,2

44

0,2

91

0,9

31

0,2

Операционный лизинг

65

0,5

128

0,7

149

1,5

275

1,6

Прочие услуги

1587

12,0

4289

23,3

1585

16,6

3455

19,9


 

В сфере транспортных услуг  Россия остается нетто-экспортером  на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2000 г. 34%; в составе  импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. Однако, в последние  годы прослеживается увеличение импорта  данного вида услуг, что является следствием тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм, особенно в сфере морского и автодорожного транспорта.

На долю других видов услуг (кроме транспорта и туризма) в 2000 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Экспорт таких деловых услуг как маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические в структуре российской торговли услугами почти отсутствует. В то же время Россия использует свой экспортный потенциал в области научно-исследовательских разработок (главным образом промышленного и военного характера). Успешно на данном этапе осваивается новый для российских поставщиков рынок компьютерных услуг.

В географической структуре  внешней торговли услугами доминируют страны дальнего зарубежья, удельный вес  которых в 2000 г. находился на уровне 76,0% по экспорту и 80,2% по импорту.

 

2 Внешняя торговля услугами РФ

2.1 Экспорт

В 2010 году внешнеторговый оборот услуг составил 119,5 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 16%.

После сокращения в предыдущем году, дефицит баланса услуг расширился до исторического максимума. Отрицательное сальдо сложилось в размере 29,2 млрд. долларов США, что в 1,5 раза выше уровня 2009 года.

Экспорт услуг оценивался в 45,1 млрд. долларов США, или на 8% больше показателя предыдущего года.

Поступления по наиболее значимой для российской экономики статье услуг – транспорту –составили 14,9 млрд. долларов США, увеличившись на 21%. Их удельный вес в общем объеме экспортных операций достиг почти одной трети.

Международные операции, связанные  с поездками, несколько снизились (на 4%), экспорт услуг по данной статье составил 9 млрд. долларов США.

Рисунок 1 - Структура экспорта услуг

 

Значительно выросли объемы оказанных услуг в сфере культуры и отдыха (на 36%), по статьям роялти и лицензионных платежей (на 27%), а  также государственных услуг (на 17%). [33]

Строительные услуги сократились  на 20% относительно уровня 2009 года. Анализ видовой структуры российских услуг, предоставленных внешним потребителям, указывает на возрастающую роль прочих деловых услуг. Если в 2001 году на их долю приходилось 12% совокупного экспорта, то в 2005 – уже 22% , а в 2010 году этот показатель составил 28%.

Потоки операций, отраженные по статье транспортные услуги, в 2010 году характеризовались, как и в прошлом году, преобладанием экспортных операций над импортными, что объясняется как конкурентными тарифами, предлагаемыми российскими перевозчиками, так и выгодным географическим положением страны.

В 2010 году профицит баланса транспортных услуг сложился на уровне 2009 года и составил 2,9 млрд. долларов США.

В 2010 году экспорт транспортных услуг равнялся 14,9 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 12,6 млрд. долларов США, в страны СНГ – 2,3 млрд. долларов США. На первую группу стран пришлось почти три четверти объема грузоперевозок, 88% пассажирских перевозок и 94% вспомогательных транспортных услуг.

Рисунок 2 - Динамика экспорта транспортных услуг [35]

В структуре экспорта транспортных услуг на протяжении многих лет наибольший удельный вес составляют грузовые перевозки, в 2010 году - 38%.

Рисунок 3 - Структура экспорта грузовых перевозок

по видам транспорта в  2010 году

Лидирующее положение  в этом сегменте услуг сохранили  предприятия трубопроводного и воздушного транспорта, совокупная доля которых приблизилась к 60%. [33]

По перевозкам грузов воздушным  транспортом наблюдался высокий темп прироста (20%), сопровождавшийся увеличением предоставления услуг как резидентам стран дальнего зарубежья (19%), так и стран СНГ (24%). Стоимость услуг трубопроводного транспорта по транзитному перемещению

нефти и газа стран Азиатского региона выросла за год на 10% до 1,7 млрд. долларов США. Объемы транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом возросли на 12% и превысили 1,1 млрд. долларов США, в том числе на долю стран дальнего зарубежья пришлось 63%, на долю стран СНГ – 37%.

Поступления от грузовых перевозок  водным транспортом в 2010 году также увеличились на 12% до 0,9 млрд. долларов США. При этом объемы экспортных операций судоходных компаний со странами дальнего зарубежья выросли на 11%, со странами СНГ – в 8 раз, однако, вследствие незначительного удельного веса стран СНГ, данный рост не оказал значимого влияния на динамику совокупного показателя.

Услуги грузового автомобильного транспорта выросли на 22% и равнялись 0,3 млрд. долларов США

Экспорт услуг по коммерческому  запуску космических аппаратов, принадлежащих иностранным партнерам, увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12%.

В прошедшем году доходы российских операторов от проданных на территории иностранных государств билетов составили 4,4 млрд. долларов США, что в 1,5 раза выше показателя 2009 года.

Основным видом транспорта, обслуживавшим международный пассажирский поток, оставался воздушный, его доля практически не изменилась. В странах дальнего зарубежья было реализовано 94% билетов, почти половина из них - в странах ЕС.

На долю железнодорожного транспорта пришлось почти 8% перевозок. В их структуре традиционно доминировали операции со странами СНГ: из 0,3 млрд. долларов США экспортных поступлений ОАО «РЖД» в 2010 году на долю стран Содружества пришлось 89%.

Рисунок 4 - Структура экспорта пассажирских перевозок

по видам транспорта в  2010 году [35]

Обслуживание иностранных компаний, выполняющих международные перевозки, позволяет российской транспортной системе получать стабильный доход. По итогам прошедшего года поступления по статье вспомогательных и дополнительных транспортных услуг выросли на 10% и равнялись 4,8 млрд. долларов США, что составило почти треть от совокупного экспорта транспортных услуг. Наиболее значимый вклад (86%) в формирование этого показателя внесли предприятия, относящиеся к сфере морских и воздушных перевозок.

Стоимость обслуживания судов  и обработки грузов, принадлежащих иностранным компаниям, российскими портами составила 2,5 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 7%.

Экспортные поступления  в виде платы за пролет над территорией Российской Федерации, а также за наземное и диспетчерское обслуживание в аэропортах самолетов компаний - нерезидентов выросли на 20% до 1,6 млрд. долларов США.

Международные операции, связанные  с поездками, являются наиболее значимыми компонентами платежного баланса по разделу "Услуги". Их оборот (суммарная величина экспорта и импорта) в 2010 году составил 35,5 млрд. долларов США (30% оборота всех услуг). [33]

Экспорт сократился до 9,0 млрд. долларов США, или на 4% по сравнению  с 2009 годом. Услуги, предоставленные резидентам СНГ и дальнего зарубежья, снизились на 2% и 6% соответственно.

Рисунок 5 - Экспорт услуг по статье "Поездки" [33]

Соотношение экспорта в страны СНГ и страны дальнего зарубежья  в 2010 году оставалось традиционным - в пользу превышения доли последних (55% против 45%). Однако, как и в предшествующие годы, сохранялась тенденция постепенного нарастания удельного веса стран СНГ.

Информация о работе Мировой рынок услуг