Мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Мировое хозяйство – система национальных хозяйств всех стран мира, объединенных международным разделением труда, совокупность их экономических взаимосвязей и взаимоотношений, включающих внешнюю торговлю, вывоз капитала, миграцию рабочей силы, заключение экономических соглашений, создание международных экономических организаций, обмен научно-технической информацией.

Содержание

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
3. МЕДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА.
. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ.
I. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ
ТРУДА, ЕГО ВИДЫ
II.ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА И
ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вложенные файлы: 1 файл

проект курсовай .docx

— 65.40 Кб (Скачать файл)

Формой производственного  кооперирования является и дого-ворная специализация, которая предполагает разграничение про-грамм участников соглашения. Такие соглашения обычно не толь-ко направлены на устранение дублирования производства, что, естественно, устраняет конкуренцию между участниками на рын-ках соответствующих товаров, но и предполагают сотрудниче-ство в производстве другой продукции, взаимные или односто-ронние субподрядные поставки, совместные научные исследо-вания и разработки.

Межфирменные кооперационные соглашения могут включать: сотрудничество в обучении персонала и налаживании производ-ства; лицензионные соглашения; субконтракты на производство, сборку и последующую закупку продукции; контракты на управ-ление и маркетинг; сотрудничество в геологоразведке и научных исследованиях.

Стратегическим альянсом (стратегическим партнерством) обычно называется межфирменное кооперационное соглашение, которое помимо других областей сотрудничества включает со-вместное производство товаров и услуг, обычно в виде принад-лежащего участникам альянса совместного предприятия.

Значение соглашений о специализации и кооперировании производства состоит в том, что, ограничивая конкуренцию между  отдельными предприятиями, они позволяют  им использовать прежде всего выгоды крупносерийного специализированного производства.

Другой международный формой специализации и коопери-рования между предприятиями разных стран является развитие деятельности ТНК. Вполне естественно, что между предприя-тиями, расположенными в разных странах, но принадлежащих одной компании, развиваются специализация и кооперирование в самых разнообразных и наиболее удобных формах. Ввиду того что эти предприятия управляются из одного центра, отношения между ними более стабильны, а связи -- более глубокие и дол-госрочные. Но даже в пределах одной транснациональной ком-пании международная специализация предприятий таит в себе некоторые элементы неустойчивости: возможны перебои с по-ставкой деталей в связи с забастовками и т.д. Поэтому ТНК ча-сто создают на своих предприятиях в разных странах дублирую-щие производства.

Тем не менее процессы углубления международной специа-лизации и кооперирования развиваются в основных отраслях промышленности, и особенно в отраслях машиностроения, что объясняется конструктивными, качественными и технологиче-скими особенностями выпускаемой в этих отраслях продукции. В силу указанных особенностей здесь возможна организация массового специализированного производства отдельных дета-лей, узлов, агрегатов и готовых изделий на десятках, сотнях и большем количестве взаимосвязанных между собой предпри-ятий различных стран мира. В результате реализации указанных направлений деятельности ТНК в ряде случаев формируются и функционируют транснациональные воспроизводственные комплексы. Факторами эффективного развития международной спе-циализации и кооперации производства в рамках транснациональ-ных воспроизводственных комплексов являются:

* технологический  прогресс, позволяющий углублять  расчле-нение производственного процесса в обрабатывающей про-мышленности;

* развитие транспортных  систем транснациональных воспро-изводственных комплексов, позволяющее снижать транспор-тные издержки;

* развитие управленческих  технологий, позволяющее оператив-но и эффективно контролировать деятельность географически удаленных друг от друга производственных единиц трансна-циональных воспроизводственных комплексов;

* развитие информационных  технологий, которое дает возмож-ность максимально упростить и удешевить передачу больших объемов информации и таким образом не только контролиро-вать территориально разъединенные производственные цепоч-ки, но и оперативно приспосабливать производство к требова-ниям конкретного рынка. ТНК в этом случае могут комбинировать крупномасштабное производство со специали-зированным производством (в том числе и малыми сериями), ориентирующимся на потребности конкретного рынка. 

7.СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.       

 ИНТЕГРАЦИЯ  означает взаимопроникновение отдельных  национальных хозяйств, согласование  действий правительств в выработке  экономической политики, отвечающей  интересам всех участвующих в  интеграцион-ном процессе сторон, а также по отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов.      

 Экономическая  интеграция – это процесс хозяйственно-политического  объединения стран, принимающий  форму межгосударственных экономических  соглашений. Самая простая форма  – создание зоны свободной  торговли, где отменяются торговые  ограничения между странами-участницами,  и прежде всего снимаются та-моженные пошлины. Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с отменой внешнеторговых ог-раничений установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные соглашения охватывают  лишь сферу обмена, создавая формально равные условия для развития торговли и финансовых расчетов между странами-участница-ми. Более сложная форма – экономический союз, дополняющий таможенную интеграцию соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики.      

 Национальные  экономики сегодня связаны между  собой тысячами невидимых нитей.  Каждое государство поддерживает  экономические связи с десятками  других стран, часто расположеными за тысячи километров от его границ. В то же время вполне естественно, что наиболее тесные интеграционные связи обычно складывают-ся между государствами, расположенными в одном регионе.      

 Экономическая  интеграция носит, таким образом,  достаточно выраженный региональный  характер и можно выделить  три наиболее важных экономических  региона: западноевропейский, американский  и азиатско-тихоокеанский. Именно  на их долю приходится большая  часть мирового валового продукта, мирового промыш-ленного производства и внешнеторгового оборота.      

 ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО.       

 Вскоре после  окончания Второй мировой войны  заподноевропейские страны предприняли ряд шагов по восстановлению и развитию разрушенных экономических связей. Одним из них была реализация плана Шумана, предусматривающего координацию работы угольной промышленности и черной металлургии Франции и Германии.       

 В 1953 году  было основано Европейское сообщество  производителей угля и стали,  включавшее в себя  (помимо Франции и ФРГ)  также Италию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург. В рамках этого объединения фактически были сделаны первые шаги к созданию европейского общего рынка. Именно эти  страны подписали в 1957 году Римский договор, который положил начало Европейскому экономическому сообществу.       

 Первыми шагами  этой организации были : отмена квот и таможенных тарифов внутри сообщества, установ-ление единого таможенного тарифа против других сстран («тарифная стена»), а также разработка и реализация совместной аграрной политики. Идея  экономического союза дополнилась и идеей о создании в перспективе по-литического содружества с наднациональными политическими институтами.       

 Создание Европейского  сообщества было неоднозначно  воспринято другими западно-европейскими госу-дарствами. Многие из них считали в то время слишком тесный экономический и политический союз невыгод-ным для себя. В 1959 году была создана  во многом альтернативная организация – Европейская ассоциация сво-бодной торговли, первоначально включавшаясемь стран, не вошедших в ЕС : Великобританию, Австрию, Швейцарию, Португалию, Норвегию, Швецию и Данию. Какое-то время «шестерка» ЕС и «семерка» ЕАСТ представляли собой два достаточно изолированных торговых блока.      

 Ситуация в  корне изменилась в начале 70-х  годов, когда Великобритания, Дания  и Ирландия вступили в «Общий  рынок». В 80-е годы число членов  ЕС увеличилось: членами сообщества  стали Греция, Испания и Португалия. И, наконец, в 1990 году экономический  потенциал сообщества еще более  увеличился в результате объединения  Германии.      

 В настоящий  момент ЕС включает 12 государств  и представляет собой ядро  европейской  экономики.      

 Суть экономической  программы  Европейского сообщества хорошо видна из его неофицального названия – «Общий рынок». Создание единого свободного рынка товаров, капитала и труда на территории всех стран, вхо-дящих в ЕС, всегда рассматривалось как основная задача общества.      

  Общий рынок товаров предполагал ликвидацию всех видов таможенных ограничений на вывоз и продажу товаров одной страны на территории других стран-участниц. Одновременно предполагается и установление единых таможенных тарифов, проведение согласованной таможенной политики по отношению к третьим странам.      

 К концу 60-х  годов были отменены таможенные  пошлины и количественные ограничения  во взаимной торговле стран  ЕС , введен единый таможенный тариф по отношению к странам, не участвующим в содружест-ве, создан общий аграрный рынок, предпринимаются шаги к унификации налоговых систем.      

 Общий рынок капитала предусматривает равные условия инвестиций в любой стране ЕС, а также отмену ограничений на движение внутри сообщества капитала в денежной форме.       

 Внутри ЕС  не существует тарифных либо  прямых законодательных ограничений  на движение товаров и капитала, правда сохраняются некоторые косвенные ограничения. К ним относятся различия в налоговой политике, санитарнх, экологических или технических нормах и стандартах.      

 Если создание  таможенного союза в ЕС шло  достаточно успешно, то переход  к экономическому и валютно-му союзу, требующему совместной экономической политики, наталкивался на серьезные противоречия между странами , которые обострились в условиях кризиса валютной системы капиталистического мира, а особенно мирового кризиса перепроизводства 1974-1974 гг.       

 Общий рынок рабочей силы   предусматривает не только свободное перемещение людей и право выбора места жительства, но и отмену каких-либо ограничений при трудоустройстве граждан одной страны на терри-тории других стран ЕС. Также как и в других странах, свободное перемещениелюдей внутри ЕС дополняется согласованной иммиграционной политикой по отношению к третьим странам. Иными словами, Германия, например, может регулировать миграцию рабочей силы из Турции или Восточной Европы, но все эти меры не распространяются на граждан Италии или Испании, которые имеют те же права при устройству на работу, что и сами немцы.       

 Существует  практика предоставления гражданам  стран ЕС равных с местным  населением политических прав  независимо от их гражданства  и срока проживания в данной  стране.       

 Сегодня планы  западно-европейской интеграции  идут значительно дольше,чем это было зафиксировано в 1957 году. В 1992 году главы правительств 12 стран – членов ЕС подписали в Мастрихте (Нидерланды) договор о создании Европейского союза, который существенно расширяет текст Римского договора.       

 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.      

 Традиционно  в США экономическим связям  на международном уровне уделялось  значительно меньшее внимание, чем  в Западной Европе. Это объясняется  и географическим положением, и  размерами экономики США, которая  в меньшей степени зависит  от внешнеэкономических связей.       

 Движение товаров,  капитала и рабочей силы между  США и другими странами регулировалось  обычно на основе двухсторонних  соглашений по частным вопросам. В рамках международных экономических  организа-ций США обычно выступали против «экономического регионализма», т.е. стремления создать замкнутые региональные экономические блоки.      

 В последнее  время развитие экономической  интеграции в Северной Америке  связывается с созданием севе-роамериканской зоны свободной торговли, которая на первичном этапе будет включать в себя США, Канаду и Мексику. Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд поло-жений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространст-ва. Аналогично ЕС, эти государства предполагают обеспечить внутри зоны принцип свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы. Если североамериканская зона свободной торговли будет создана, то этот экономический блок объединит более 360 млн. человек, а сумарный валовой продукт стран-участниц составит более 6 триллионов долларов.       

 ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА      

 Еще недавно  Восточная Европа представляла  собой достаточно замкнутое экономическое  пространство. Можно было с полным  основанием говорить о существовании  восточноевропейского экономического  региона. В 1940 году был создан  Совет экономической взаимопомощи, в состав которого вошли большинство восточно-европейских государств (за исключением Югославии). В 1960-1970 годы состав СЭВ еще более расширился за счет ряда стран, никак не относящихся территориаально к Европе, но связанных с восточноевропейскими госу-дарствами и СССР единой политической системой (Монголия, Куба, Вьетнам).      

 В рамках  СЭВ был достигнут достаточно высокий уровень экономической интеграции. Экономические связи охватывали не только внешнюю торговлю, но и включали в себя, например, совместную реализацию ряда экономических программ, создание международных банков и т.п. Предпринималась и попытка создания своего рода единой валюты стран – членов СЭВ – переводного рубля.      

 Главной бедой  СЭВ было то, что в основе  его деятельности всегда лежали  не столько экономические, сколько  политические связи. Цены на  товары и величина взаимных  поставок часто устанавливались  достаточно произвольно, исходя  из политических причин, а не  из уровня мировых цен.      

 Кроме того, поставки дешевых энергоносителей  и сырья в страны Восточной  Европы использовались для консервации  в этих странах неэффективной  экономической системы. В результате, несмотря на наличие дешевых  сырьевых ресурсов, восточноевропейские  страны развивались медленнее,  чем их соседи. Торговля по  низким ценам оказывалась невыгодной  как для СССР, так и для его  партнеров.      

Информация о работе Мировое хозяйство