Миграционные процессы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Для своей курсовой работы я выбрал тему «Миграционные процессы в современной России». Эта тема сейчас очень актуальна и остаётся таковой до сих пор. Я попробую объяснить почему.
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------- 2
Основные теоретические
подходы к изучению миграции--------------------------------------------- 4

Факторы и показатели интенсивности
интенсивности миграции населения-------------------------------------- 11

3.Миграционная политика России------------

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.44 Кб (Скачать файл)

Федеральная миграционная служба (ФМС  России) является федеральным органом  исполнительной власти, реализующим  государственную политику в сфере  миграции и осуществляющим правоприменительные  функции, функции по контролю, надзору  и оказанию государственных услуг  в сфере миграции. Основными задачами ФМС России являются:

- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

- осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

- осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

- разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.[4,c.77-79]

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности ФМС России, а также настоящим Положением.[4,c.79]

Современное миграционное законодательство России формировалось и формируется  под влиянием различных тенденций. Здесь и необходимость реагирования на быстро меняющуюся ситуацию в сфере  миграции, постоянный поиск наиболее оптимальных правовых установлений, и адаптация международных стандартов, соответствующая универсализации  права в контексте глобализации, и тенденция регионализации прав мигрантов, и попытки различных  групп влияния приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса, и целый ряд других факторов.[4,c.80]

Механизмы реализации Федеральной  миграционной программы включают: совершенствование  действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с  нормами международного права, для  чего, в частности, предусмотрено  заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ; совершенствование  системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.[7,c.25-26]

Большое внимание уделяется дальнейшему  совершенствованию системы регулирования  миграционных процессов внутри страны. Сегодня функции государственного управления в области миграционной политики возложены на Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации она представлена территориальными органами — подразделениями по делам миграции, находящимися в подчинении управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Эта служба призвана не только разрабатывать предложения по основным направлениям государственной миграционной политики, но и осуществлять координацию деятельности всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее реализации, а также осуществлять контроль за пребыванием в России иностранных граждан.[7,c.27]

Новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с начала 2007 года, в целом объективно оценивается  и в России, и за рубежом достаточно высоко. Было принято более 20 законодательных  актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства  Российской Федерации. За столь короткое время заново была создана нормативно-правовая база в сфере миграции, закреплены полномочия в реализации миграционной политики и оказании государственных услуг в области миграции. Благодаря этому появилась достоверная статистика, наметилась позитивная динамика миграционных процессов, появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, Российская Федерация стала активным и цивилизованным участником международного трудового обмена.[14,c.68-69]

Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшей перспективе  труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России, а миграция приобретает, без преувеличения, судьбоносное значение для ее развития. От того, насколько страна справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, самым непосредственным образом зависят темпы ее экономического роста, а, следовательно, уровень жизни населения, его пенсионное обеспечение, социальная стабильность, региональные пропорции развития, наконец, размеры страны и ее целостность.[14,c.70]

Ожидаемое резкое сжатие трудового  потенциала выводит иммиграционную составляющую на уровень стратегического  направления миграционной политики России. Следовательно, перспективная  миграционная политика России - это, прежде всего, иммиграционная политика.

    Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

1. Реализация гражданами РФ прав  на свободу перемещения;

2. Гарантия защиты и поддержки  трудящихся-мигрантов за рубежом;

3. Обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.[14, c.71]

Поскольку Россия в международной  миграции является одновременно принимающей  и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

В рамках направления миграционной политики рассматриваются следующие  вопросы:

• Изучение политики миграции и анализ трудовых потоков в России;

• Прогнозирование внутренних и  внешних потоков миграции на основе структурной модели;

• Определяющие факторы и результаты географической мобильности труда  в России;

• Препятствия на пути внутренней миграции;

• Долговые контракты и нелегальная  миграция;

• Анализ издержек и выгод от миграции;[7, c.35]

Изменения в миграционном законодательстве.

Главное направление происшедших  изменений состоит в сильном  упрощении регистрации иностранных  граждан по месту пребывания, а  также правил трудоустройства. Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан был в течение 3-х дней зарегистрироваться по месту жительства. Регистрация производилась в милиции, соответствующий штамп ставился в паспорт. Регистрация могла быть совершена только с согласия всех лиц, постоянно проживающих по тому адресу, по которому регистрируется мигрант. Для этого требовалось не просто соответствующее заявление, но личная явка в милицию как ответственного владельца или съемщика жилого помещения, так и всех в нем проживающих лиц. Именно регистрация (прописка) в том виде, как она осуществлялась, была главным камнем преткновения на пути законного пребывания в России и официального трудоустройства. Бюрократические барьеры, связанные с регистрацией, оказались практически непроходимыми для большинства мигрантов.[14, c.73]

Принимая во внимание, что наличие  регистрационного штампа в паспорте было обязательным условием трудоустройства, не приходится удивляться буквально  расцвету различных криминальных сервисов по продаже "адреса", равно как  и криминализации милиции на миграционной почве. Только зная прежний порядок, можно по достоинству оценить  произошедшие перемены.

Летом 2006 г. были приняты новые законодательные  документы, коренным образом изменившие миграционный режим в России. Во-первых, были внесены существенные изменения  в закон "О правовом положении  иностранных граждан" и принят новый закон "О миграционном учете  иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации" Оба закона вступили в  силу с 15 января 2007 года. Новый порядок сильно упростил процедуру регистрации для временно пребывающих на территории страны, каковыми и является основная часть мигрантов. [9]

Не менее решительно изменен  порядок трудоустройства мигрантов. Ранее разрешение на найм иностранной  рабочей силы выдавалось работодателю. Это ставило мигрантов в зависимое  положение от работодателя, провоцировало  развитие неправовых практик трудового  найма, обманной вербовки, рабского труда, торговли живым товаром.[3,c.93-94]

Теперь разрешение на работу в виде трудовой карты выдается лично мигранту, а не работодателю, как раньше. Мигрант  получил право свободного поиска работы, а работодатель - свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Таким образом, ликвидирована "привязка" работника  к работодателю и созданы условия  для свободного перемещения на рынке  труда иностранной рабочей силы.

Квотированный порядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к  квотированию расширены. Теперь квоты  должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности, и это тоже новшество. На 2007 г. были установлены две квоты: для иностранных граждан из безвизовых стран (6 миллионов разрешений) и для иммигрантов, прибывающих в визовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности (308,8 тыс. приглашений). Огромная квота для безвизовых стран на 2007 год позволила провести легализацию большинства накопившихся незаконных мигрантов из этих стран. В этих целях была проведена разовая акция по выдаче дубликатов миграционных карт мигрантам, просрочившим сроки пребывания или потерявшим миграционные карты. Вместе с тем, пока что механизм квотирования в условиях России не является эффективным методом управления трудовым миграционным потоком. Возможность расчета квот в условиях современного российского рынка труда - быстро меняющегося, импульсивного, в значительной части находящегося в тени - проблематична.[3,c.95]

Итоги действия новой политики дают полные основания говорить о впечатляющем позитивном эффекте. Во-первых, впервые  были получены довольно достоверные  данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов. В течение 2007 г. было зарегистрировано 8 млн. въездов на временное пребывание и выдано 1,8 млн. трудовых карт.

Во-вторых, важнейшим результатом  новой политики является повышение  уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствовало улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти  половина мигрантов (46%) не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории  мигрантов уменьшился в 3 раза (до 15%). Подавляющее большинство мигрантов (85%) встали на миграционный учет и выведены из тени  по сравнению с 54% ранее.[3,c.96]

Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или  прекращения.

Основным документом, регламентирующим эту проблематику, является Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Редакциями от 11 ноября 2003 года, от 18 июля 2006 года, 1 декабря 2007 года и от 28 июня 2009 года в закон внесены изменения. В частности, максимально упрощены условия принятия гражданства России для ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих на территории России. Добавлены также нормы для иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, которые в праве обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания.[16]

Совершенствование государственной  миграционной политики, тесная увязка ее с насущными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и каждодневное внимание к проблемам миграции –  эти вопросы были определены Президентом  Российской Федерации как чрезвычайно  важные. В условиях повышенного внимания к проблеме миграции со стороны Президента России, органов государственной  власти, правозащитных организаций  в новом правовом поле, сформировавшемся после вступления в силу нового миграционного  законодательства, сложилась и полноценно функционирует централизованная система  территориальных органов ФМС  России. На нее возложены функции  координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти в  сфере миграции, переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию  миграционной политики. [3,c.97]

 

                        Заключение.

На  основе проделанной работы можно  сделать некоторые выводы. В миграционных процессах есть свои плюсы  и минусы.      

Люди  мигрируют по разным причинам, но главнейшей из этих причин является безработица. Поэтому, в первую очередь, чтобы  страна не лишилась хороших специалистов, нужно попытаться уменьшить количество безработных людей.      

Также важно для страны попытаться переманить обратно специалистов, которые давно мигрировали не по причине безработицы, а по каким-либо другим не менее важным причинам, таким как война, например.     

Несмотря  на то, что очень много людей покидают нашу страну, всё-таки приезжает к нам людей больше, что значительно уменьшает убыль населения, а это большой плюс для сегодняшнего демографического состояния России.     

Сегодня уже никто не оспаривает того положения, что миграция стала  одним из главных  факторов социального  преобразования и развития во всех регионах мира. Нарастание интенсивности  миграционных процессов, вызывающих временные, циклические и возвратные перемещения  значительных масс населения, постоянная связь через новые информационные технологии привели к возникновению  и распространению в различных  регионах планеты "межнациональных  общин". Они представляют особые социальные группы, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным территориальным образованием. Это  обстоятельство - мощный вызов традиционным идеям о принадлежности того или  иного мигранта к определенному  государству; оно нередко рассматривается  как основание глобализационных процессов в мире. Есть все основания  предполагать, что подвижность населения  будет увеличиваться в объемах, становясь все более разнообразной  в своих социальных и культурных характеристиках. Вне всяких сомнений, в глобализирующемся мире миграция становится одной из наиболее действенных  движущих сил, формирующих социальный ландшафт наступившего века. Соответственно и потребность в многоаспектном познании механизмов и тенденций миграции возросла ныне чрезвычайно и обусловливает пристальное внимание к ней представителей многих отраслей научного знания. Ее изучают демографы, социальные антропологи, историки, политологи, правоведы, социальные психологи.

Информация о работе Миграционные процессы в современной России