Миграционные процессы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Для своей курсовой работы я выбрал тему «Миграционные процессы в современной России». Эта тема сейчас очень актуальна и остаётся таковой до сих пор. Я попробую объяснить почему.
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играла и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционные процессы сегодня вызывают интерес самых широких кругов общественности.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------- 2
Основные теоретические
подходы к изучению миграции--------------------------------------------- 4

Факторы и показатели интенсивности
интенсивности миграции населения-------------------------------------- 11

3.Миграционная политика России------------

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 56.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы и показатели интенсивности миграции населения.

Миграция населения воздействует на социально-экономическое развитие любого общества посредством определенных функций, которые она выполняет  и которые отражают ее сущность. Все эти функции различают  в зависимости от степени обусловленности  социально-экономической системы  развития общества. Функции, не зависящие от социально-экономической системы и особенностей развития конкретного общества, являются общими, например, ускорительная, селективная, перераспределительная. Другие функции зависят от социально-экономического механизма территориального перераспределения населения и его трудоспособной части. Это - специфические функции (экономическая, социальная). [1, c. 11-12]

Суть ускорительной функции миграции состоит в обеспечении определенного уровня пространственной подвижности населения и его сменяемости, расширении ареала проживания граждан. Более подвижное население является одновременно и более активным. Территориальные перемещения способствуют расширению кругозора, накоплению опыта и знаний, развитию материальных и духовных потребностей, изменению социально-психологических характеристик мигрантов.

Селективная функции заключается в том, что процесс территориального перемещения ведет к изменению качественного состава населения, как в местах входа, так и выхода мигрантов. Это связано с тем, что различные социально-демографические группы обладают разной степенью территориальной подвижности. Как правило, мужчины (трудоспособных возрастов) в целом участвуют в миграционном движении более активно, чем женщины и нетрудоспособные граждане. Различный уровень подвижности имеют и лица различных национальностей.

Перераспределительная функция связана с размещением производительных сил общества, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны (природными зонами, районами, различными типами городских и сельских поселений). Выполнение этой функции влияет на численность и половозрастные характеристики населения отдельных территорий, динамику демографических процессов, поскольку большая часть мигрантов-лица молодых трудоспособных возрастов, участвующих в воспроизводстве населения.[1,c.12-13]

Специфические функции миграции (экономическая и социальная) в  отличие от общих в различных  социально-экономических условиях проявляются по-разному.

Экономическая функция направлена на обеспечение количественного и качественного соответствия между наличием средств производства и рабочей силы.

Социальная функция миграции непосредственно определяется уровнем экономического развития страны, проводимой социально-экономической политикой, сложившимися производственными отношениями и направлена на повышение жизненного уровня и социального развития трудовых ресурсов.

В целях гармоничного развития общества очень важно, чтобы экономическая  и социальная функции не находились в противоречии.[1,c. 13]

Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные. Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития.

Выделяют также факторы:

- природно-климатические;

- демографические;

- этнические;

- политические;

- военные.[15,c.44-45]

Природно-климатические факторы включают, как правило, экологические условия и экологические катастрофы. Оказывает влияние привлекательность для отдельных групп мигрантов районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т.д.

Демографический фактор можно с полным правом назвать одним из важнейших факторов миграции, пространственной мобильности, так как миграция издавна служила одним из ключевых факторов поддержания или восстановления демографического равновесия.

Этнический фактор проявляется при переселении  из однонациональной страны , кроме того, как в международных, так и во внутристрановых миграциях избирательность может быть обусловлена неравномерным социально-экономическим и культурным развитием народов, живущих в различных частях страны, национальным гнетом или неравноправием, военными столкновениями между отдельными народами, религиозными преследованиями .

Политический фактор миграции  проявляется в неблагополучии в политической и правовой среде в некоторых странах, например, по оценкам Всемирного Банка, к ним относятся: СНГ, Южная Азия, большая часть стран Африки. Именно из этих стран наблюдается большее количество вынужденных мигрантов.

Военный фактор проявляется в связи с миграцией населения, основными причинами которой являются военные действия, военные конфликты.[15,c.45]

Уже в ближайшее время ожидается  значительное сокращение трудоспособного  населения (2006-2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источников пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов.[2, c.29-30]

Еще более сложное положение  с обеспеченностью трудовыми  ресурсами складывается на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Дефицит наблюдается в каждой второй организации. Вместе с тем  ежегодно в Россию из дальнего и  преимущественно ближнего зарубежья  приезжают значительные контингенты  работников. Чаще всего - это иммигранты из Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии, Грузии.[2, c.30]

По данным Госкомстата России в 2000 году число вакансий составляло 2500 единиц. При этом спрос на дополнительных работников со стороны отдельных  отраслей экономики чрезвычайно  неравномерен. Наиболее значительное число вакансий по отчетности крупных  и средних предприятий приходилось  на такие отрасли, как: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; промышленность; ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. А по данным государственной службы занятости число вакансий еще  больше - 750,9 тыс., большая часть их которых по рабочим специальностям - 77,4%. Из них 24,5% - в промышленности, 14,6% в строительстве. Большое количество вакансий на тех рабочих местах, которые наименее привлекательны и хуже оплачиваются.[2,c.31]

Заявленная потребность в рабочей  силе в 2002 году, по которой можно  судить о спросе на труд на официальном  рынке труда представлена следующими данными:

- промышленность - 23%,

- здравоохранение, социальное обеспечение,

образование, культура и наука - 14%,

- строительство - 12%,

- жилищно-коммунальное хозяйство  и бытовое обслуживание -9%,

- транспорт - 7%,

- управление - 4%,

- сельскохозяйственное производство - 4%,

- кредитование, финансы, страхование  - 1%,

- прочие отрасли - 15%.[2, c.32]

Основными причинами необходимости  привлекать иностранную рабочую  силу на российские предприятия в  современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять  не престижную, малоквалифицированную  работу, трудиться в неблагоприятных  условиях и на низкооплачиваемых  рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий  добывающей промышленности, строительства  и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке  труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов.[6, c.50-51]

Миграция населения оказывает  как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений  в стране.

Так, страны, принимающие рабочую  силу, получают следующие преимущества:

- повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из-за уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценной иностранной рабочей силы;

- стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, так как иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги;

- принимающая страна получает экономию на затратах, на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников;

- появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих;

- страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д.[6, c. 51]

Все это позволяет сделать вывод, что некоторые отрасли «не  выжили бы» без иностранных рабочих.

Есть положительные последствия  трудовой миграции и для стран-экспортеров рабочей силы. Так, миграция трудовых ресурсов оказывает ощутимое положительное воздействие на экономику страны-экспортера, так как отъезд работника за рубеж сокращает масштабы безработицы в стране, появляются дополнительные источники валютного дохода в форме поступления от иммигрантов.[6, c.52]

К отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытия получаемых доходов от налогов, «утечку умов».

К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания роста заработной платы для своих рабочих. При длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и прочее).[6, c. 53]

В итоге, можно сделать вывод  о существенном влиянии миграции трудовых ресурсов на формирование рынка  труда, рыночных отношений и подъем экономики в стране, а в случае, если в России процесс выхода из экономического кризиса примет устойчивый характер, то единственным источников пополнения трудовых ресурсов может  быть миграция, а следовательно, основой  стратегической миграционной политики должна стать иммиграционная политика.

 

 

 

 

 

    1. Современная миграционная политика Российской Федерации.

Изменения политической и социально-экономической  систем на пространстве, которое ныне принято называть постсоветским, более  всего сказались на рынке труда, жизненных условиях, индивидуально-личностном статусе и семейных связях. Значительные изменения претерпели миграционные процессы.

В советский период проводилась  довольно четкая миграционная политика, в основе которой лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие  ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к  месту жительства и работы, контроль за перемещением (за счет жесткой паспортной системы), насильственное переселение  в экстремальных случаях, привлечение  населения в районы нового освоения. Существовало и идеологическое подкрепление миграционной политики. Миграционная политика, которая была интегрирована  в политику развития и размещения производительных сил, подробнейшим образом  прорабатывалась в Генеральной  схеме развития и размещения производительных сил и Генеральной схеме расселения. В качестве самых общих ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров расселения.[3,c.105-106]

С 1990 года Россия стала одной из наиболее «принимающих» стран не только на постсоветском пространстве, но и в Европе. Хотя за это время  иммиграция на Запад и увеличилась, ее рост был относительно ограниченным и представлял собой менее  значимое явление для страны, чем  перемещения по территории бывшего  СССР (в большей части в сторону  Российской Федерации и через  нее), а также иммиграция в Россию из стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Россия превратилась в своего рода буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 - 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек. [11,c.80-81]

Правовую основу миграционной политики в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые  в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные  правовые акты Российской Федерации. К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно-правовых актов, следует (несмотря на возможные возражения) отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры Российской Федерации (Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции) и общепризнанные нормы международного права.[11,c.81]

Информация о работе Миграционные процессы в современной России