Международный туризм с точки зрения внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:43, реферат

Краткое описание

Международный туризм на данном этапе развития мирового хозяйства выступает одним из перспективных направлений развития международных экономических отношений, а в условиях трансформации экономики РФ повышение эффективности функционирования этой области приобретает особую актуальность, принимая во внимание ее влияние на прибыльность и развитие разных сфер общественного производства, решение широкого спектра социально-экономических проблем страны. Все это определяет актуальность исследования международного туризма, как специфического и уникального социально-экономического явления.

Содержание

Введение
1. Современный международный туризм как успешный
международный бизнес
2. Международный туризм с точки зрения
внешнеэкономической деятельности
Международный туризм в России: факторы, проблемы,
перспективы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

междун экон отн.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Содержание

 

      Введение

 1. Современный международный туризм как успешный

             международный бизнес

  2. Международный туризм с точки зрения

            внешнеэкономической  деятельности

  1. Международный туризм в России: факторы, проблемы,

            перспективы

     Заключение

      Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                1. Введение

 

   Международный туризм на данном этапе развития мирового хозяйства выступает одним из перспективных направлений развития международных экономических отношений, а в условиях трансформации экономики РФ повышение эффективности функционирования этой области приобретает особую актуальность, принимая во внимание ее влияние на прибыльность и развитие разных сфер общественного производства, решение широкого спектра социально-экономических проблем страны. Все это определяет актуальность исследования международного туризма, как специфического и уникального социально-экономического явления.

   Кроме того, в условиях глобализации международных хозяйственных процессов актуализируются проблемы согласования экономических интересов субъектов хозяйствования с обеспечением надлежащего уровня благосостояния населения и экологического равновесия стран и регионов. В контексте глобальных детерминант и императивов постоянного развития существует необходимость обновления и усовершенствование теоретико-методологической базы исследований международного туризма, в частности, акцентуации внимания на финансово-экономических и социокультурных аспектах его функционирования.

   Поэтому я  рассматриваю международный туризм как многофакторное явление, но и одновременно уделяю ему внимание как одному из форм внешнеэкономической деятельности предприятий. Ведь международный туризм развивается в условиях динамической среды, как и всякая другая внешнеэкономическая деятельность. И в условиях перехода от административно-планового управления к новым формам менеджмента внешнеэкономической деятельности международный туризм может послужить богатым источником нового опыта и методов управления. В то же время мы получаем возможность исследовать международный туризм как процесс глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современный международный туризм  как успешный международный бизнес

  Операции международного туризма представляют собой вид деятельности, направленной на предоставление разного вида туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

Международный туризм включает в себя лиц, которые выезжают за границу и не занимаются там оплачиваемой деятельностью.

Туризм сначала рассматривался как путешествие. Термин «туризм» в переводе с французского означает «прогулка», «поездка». Тем не менее, с развитием экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились производители услуг для таких путешествий, туризм стал товаром. Как товар туризм реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных).

Возникновение туризма как товара требовало развития соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов, целенаправленного и качественного управления туристическими хозяйственными субъектами.

  В современных условиях туризм представляет собой одну из наиболее развитых областей мирового хозяйства, форм внешнеэкономической деятельности. К концу XX в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связям, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового внутреннего продукта (ВВП). В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10 % мирового валового продукта, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производства, крупные капиталы. Можно сказать, что туризм - это и серьезная политика глобального уровня.

  Туризм как товар реализуется в форме услуг, которые выражаются в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или другую потребность в момент своего выявления. При этом услуга может быть предоставлена или материально, или в процессе действия живой работы. Согласно двум указанным способам производства услуг различают два вида самих услуг.

  Первый вид - это такие услуги, которые опосредствуются вещно, т.е. материальные услуги. Например, услуги по производству продуктов питания для туристов. Второй вид - это услуги, действие которых направленно на живого человека или окружающие его условия, т.е. нематериальные. К ним относятся услуги по реализации туристических путевок, обслуживанию туристов в отеле, организации театральных спектаклей и др.

Туристические услуги, предложенные в роли товара на мировом рынке, разнообразны. К ним относятся услуги:

 по размещению туристов (в отелях, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах);

 по перемещению туристов к стране назначения и по стране разными видами пассажирского транспорта;

 по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, пансионатах);

 направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, музеев, естественных и исторических заповедников, фестивалей и др.);

 направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);

 услуги торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

 по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Как и другие отрасли экономики, международный туризм - объект как международного, так и национального регулирования. Ведущей международной межправительственной организацией, отвечающей за развитие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристическую организацию (World Tourist Organization, UNWTO) в 1975 году правопреемницей Международного союза национальных туристических организаций.

Всемирная туристическая организация (UNWTO) включает следующие категории членства:

 действительные члены (суверенные государства, в том числе Россия и большинство стран СНГ);

 ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и

3) присоединившиеся члены (межправительственные, негосударственные  и коммерческие организации и  объединения, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма).

Всемирная туристическая организация приняла ряд официальных документов по организации международного туризма. Важнейшим из них является Кодекс поведения туриста (1985 г.), издает статистические справочники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса.

С начала нового столетия наблюдается значительный рост доходов от туризма в мировой торговле услугами. В 2006 г. туризм был одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики. По данным ВТО, количество туристов в 2006 г. составило 842 млн. человек (на 5% больше, чем в 2005 г.). а доходы от туризма - 745 млрд. долл. (рост на 9%). Удешевление воздушных перевозок делает более доступными для широких масс населения путешествия на дальние расстояния.

  Начальный прогноз Всемирной туристской организации на 2010 г. показал, что международные туристские прибытия, вероятно, постепенно начнут восстанавливаться с ростом 1-3 %. Эксперты оказались правы. Так, по данным Всемирной туристской организации, за первые четыре месяца 2010 г. произошло ожидаемое восстановление показателей международного туризма по прибытию, доходам и расходам в 120 ключевых странах мира.

  В дальнейшем ожидаются большие изменения на крупнейших рынках в структуре выездного туризма. Доля межрегиональных поездок на дальние расстояния увеличится с 15% в 1995 г. до 30% в 2012 г. Тенденция к росту объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления.

 Ожидаются крупные изменения в спросе на многих ведущих рынках - поставщиках туристов. Экономическая слабость новых политических структур в Восточной Европе является реальным препятствием для вовлечения населения этих стран в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти в основном в направлении с востока на запад.

 В международном туризме особое распространение получили следующие методы сегментации рынка: географический (определяют страны или регионы происхождения туристов), социодемографический, (возраст, пол, семейное положение, образование и доходы туристов), психографический, (образ жизни туристов, их деятельность, интересы и мнение).Различают следующие виды туризма: этнический, исторический, экологический, рекреационный туризм и др.

 С позиции развития видов международного туризма в XXI в. можно проследить несколько основных тенденций: новое развитие традиционных форм туризма, применение высоких технологий в туризме, смена предпочтений туристов при выборе направления.

 Также международный туризм имеет несколько особенностей: оформление выездных документов, ограничение на обмен валюты, обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде, др.

 

3. Международный  туризм с точки зрения внешнеэкономической  деятельности

     Как мы убедились в предыдущей главе, международный туризм выступает активно развивающимся перспективным международным бизнесом, что выделяет его как один из видов внешнеэкономической деятельности. Он прибегает к основным коммерческим операциям международной торговли (сделки купли-продажи услуг), он же требует от компаний, в том числе транснациональных особой стратегии управления.

 Это объясняется в первую очередь тем, что значительное влияние на деятельность туристической сферы оказывает валютный курс. Поскольку туристическая индустрия не может сама корректировать валютный курс, то ей приходится приспосабливаться к валютным конъюнктурным колебаниям. Международные туристические поступления представляют собой доходы принимающих стран от международного туризма, которые учитываются по статье экспорта этих стран и включают выплаты, произведенные приезжими, остановившимися как на один день, так и на несколько дней. Как экспортная статья они составляют приблизительно 6% от совокупной стоимости международного экспорта товаров и услуг и занимают четвертое место после таких товаров, как топливо, химия и автомобили. Для многих же принимающих стран, в частности для развивающихся странах и островных государств, туризм остается самой крупной статьей дохода от экспорта.

  Евро и доллар США являются мировыми валютами, и их паритет играет значительную роль для всей мировой экономики. Это объясняется тем, что большинство расчетов, котировка бирж, а также банковские операции осуществляются в долларах и евро. Половина мировой торговли осуществляется в долларах, а в евро - 35%. Кроме того, ни одна денежная единица не может сегодня противостоять доллару в качестве основной резервной валюты. Доля евро в мировых запасах составляет около 15%. Ныне пара EUR/USD самая торгуемая в мире. На нее приходится до 30% мирового оборота валютного рынка.

  А показатели взаимосвязи туристических услуг и курса валют имеют обратно пропорциональную зависимость. Анализ показывает, что при понижении курса доллара на 1 пункт (например, с 0,8038 евро за 1 доллар до 0,8037 евро за 1 доллар) международные туристические поступления увеличиваются на 56,784 миллионов долларов США.

  Таким образом, связь между показателями существенна, т. е. курс доллара США оказывает значительное влияние на рост международных поступлений от туризма. При девальвации доллара США увеличиваются международные поступления от туризма, а при ревальвации, наоборот, происходит снижение поступлений.

  Дальнейшее падение курса доллара относительно евро может привести к тому, что европейцы, воодушевленные покупательной способностью евро и низким долларом значительно чаще будут посещать Соединенные Штаты и страны, чьи валюты связаны с долларом, в качестве туристов. В свою очередь, американцы и жители стран вне еврозоны перейдут от дорогих европейских услуг к сотрудничеству с местными компаниями, оказывающими более дешевые услуги.

  На этом фоне для стран с развивающейся экономикой, для бывших постсоциалистических стран важным становится именно развитие въездного туризма, так как в их экономике свободно циркулирует доллар и международная торговля услугами может быть очень эффективной.

Поэтому для успешной деятельности на международном рынке туристическим предприятия необходимо помнить, что международный туризм выступает, прежде всего, как феномен социального характера, в то время как внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма относится, прежде всего, к экономическим категориям. Также необходимо учитывать, что оба данных явления разноуровневы: если международный туризм исследуется на уровне макроэкономики, то внешнеэкономическая деятельность туристского предприятия является предметом изучения микроэкономики. Однако, несмотря на приведенные выше отличия, следует учитывать, что внешнеэкономическая деятельность предприятия туризма является элементом, «элементарным звеном» явления «международный туризм», который возник и развивается благодаря целенаправленной деятельности туристских предприятий, работающих во внешнеэкономическом комплексе страны. Соответственно, международный туризм является производной от совокупности хозяйственных мероприятий, составляющих практику внешнеэкономической деятельности туристских фирм.

Информация о работе Международный туризм с точки зрения внешнеэкономической деятельности