Международный опыт регулирования и применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:35, реферат

Краткое описание

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый сур.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

Если информация указывает на наличие проблемы, то принимаются следующие факты:

значимость проблемы;

количество вовлеченных таможенных органов;

стоимость и объем поставок;

количество задействованных предприятий;

законы и правила, которые могут быть нарушены;

коммерческие убытки;

привлечение иных таможенных органов;

единичность нарушения или типовое нарушение;

анализ принятых ранее решений.

После проведения такого анализа определяется оценка рисков. Данный этап включает:

применение автоматизированных систем;

значимость нарушений;

категории рисков;

использование принудительных мер;

действия таможенной инспекции.

Автоматизированная система таможенного контроля и оформления началась создаваться в 1983 году. С 1988 года начался выпуск товаров без бумажных носителей. В настоящее время автоматизированная система обладает третей по величине в мире базой данных, позволяет осуществлять таможенный контроль и оформления полностью в автоматизированном режиме без участия должностного лица таможенного органа.

Создана компьютерная телекоммуникационная система: Automated Commercial System, связавшая свыше 2300 субъектов внешнеторговой деятельности и структур, ее обеспечивающих. Используются около 200 различных компьютерных подсистем, имеются 800 баз данных.

Одной из лучших технологических разработок  является система автоматической обработки сведений, позволяющая выполнять таможенные формальности и контроль  в течении 5 -  10 секунд.

Основными критериями для использования такой процедуры является:

Получатель готов к производству таможенных формальностей в пункте пропуска +таможня подключена к системе.

У участника внешнеторговой деятельности не менее 50 отправок в год.

Получатель не должен иметь проблемы с другими контролирующими органами и должен демонстрировать надежность при транспортировке товаров в США.

Должна быть повторяемость характеристик ввозимых товаров (номенклатура, страна происхождения, таможенная стоимость).

При данной системе применяется специальный штрих код, содержащий основные сведения о товарах и получателе товаров. Штрих код формируется, как правило, таможенным брокером и наносится на инвойс

В пункте пропуска перевозчик или уполномоченное лицо импортера представляет инвойс со штрих кодом, а также иные товаросопроводительные документы. Сотрудник таможенного органа сканирует штрих код в компьютерную систему таможенной службы США. Компьютерная система расшифровывает код и производит сравнение с данными, предварительно внесенными таможенным брокером, в систему. При этом также осуществляется проверка с критериями (по информации существуют 42 критерия, по которым определяется, относится товар или импортер к группам риска). После чего принимается решение о выпуске товаров. Время необходимое для проверки составляет 5-10 секунд.

В 1998 году таможенная служба еще более сузила сферу интересов определив, что не все нарушения имеют равную значимость, были разработаны показатели значимости для разных видов нарушений.

Также определены две категории товаров:

товары, которые чувствительны для интересов государства;

товары, которые менее интересуют таможенную службу США.

Селекция по категориям товаров, а также определение значимости видов нарушений служит для принятия одного из следующих решений:

пропуск товаров. Согласно концепции таможенной службы – это те товары, в отношении которых при производстве компьютерного контроля не возникло вопросов. Таможенные органы имеют право на дополнительный повторный контроль (в 2000 году в отношении 80 % товаров у таможни никаких вопросов не возникало).

проведение документального контроля, он осуществляется, если при ввозе товаров не представлены какой-либо из документов (список которых четко очерчен и утвержден законодательно).

проведение досмотра (применяется крайне редко в отношении 1-2 % товаров).

Проведение мероприятий по снижению рисков

Сбор и проведение анализов не составляют еще полностью систему управления рисками. Необходимо дальше применять шаги по снижению степени риска и увеличения показателей соответствия законам. Первое – выявить причины риска (недостаток необходимых знаний, сложность законов и правил, сознательное игнорирование законов) Второе - выработать соответствующие меры и выделить ресурсы для устранения ситуации риска. При выделении ресурсов принимаются к сведению такие факторы, как возможности и степень подготовки сотрудников, затраты и меры исполнения.

Контроль и доклад.

После того как определены и проведены конкретные меры, результаты контролируются и поступают в банк данных программы процесса управлением рисками.

Таможенная служба использует несколько механизмов контроля за исполнением:

план выполнения принудительных мер;

доклады в правительство и конгрессу по соблюдению законов;

работа таможенной инспекции;

послеоперационный контроль.

Возврат информации в банк данных программы процесса управлением рисками создает условия для обратной связи, которая может использоваться на любом этапе. Смена приоритетов рисков потребует новых подходов на этапе оценки и анализа рисков.

План выполнения принудительных мер формируется на один год. К концу года проводится подробная оценка прогресса. Полученные результаты учитываются при составлении плана на следующий год.

4)Развитие систем управления  рисками в таможнях развивающихся  стран

Как правило, таможенные администрации  развивающихся стран строят свои системы управления рисками при  таможенном оформлении на достаточно простых критериях отбора, чаще всего  на так называемых «черных списках», создаваемых с упором на номенклатуру товаров, их происхождение и характеристику импортеров. Также в системе присутствуют случайные выборки. Однако такая  система управления рисками показала свою неэффективность. Технические  отчеты развивающихся стран, таких  как Бенина, Кот-д’Ивуара, Мали и Сенегала, показал, что при помощи существующей системы управления рисками выявлялось не более 3 процентов преступлений.

Поняв неэффективность существующей системы многие страны стали переходить на использование интегрированной  системы таможенного управления ASYCUDA (Automated SYstem for CUstoms DAta). В настоящее время данную систему использует около 80 государств. До своей последней версии ASYCUDA являлась закрытой системой и не позволяла таможенным органам разрабатывать собственные эффективные приложения для управления рисками. Новая версия системы позволяет создавать собственные приложения, учитывающие особенности конкретных стран.

В 2011 году таможенная служба Сенегала включила модуль системы управления рисками в ранее действовавшую  систему управления. Как и говорилось ранее суть системы исключает конкретные, четко определенные критерии срабатывания риска. Профили риска были рассчитаны в зависимости от частоты нарушений по шести различным критериям: импортер, перевозчик, код гармонизированной системы (ТН ВЭД), происхождение товара, производители и таможенный режим. Из этих шести критериев три были определены как особо важные. Для облегчения анализа результатов подаваемые декларации сгруппировали по диапазонам присваиваемых баллов. Для удобства принятия решений было принято решение ограничиться 10 диапазонами. Из 104697 деклараций в диапазон со степенью риска от 0,5 до 1 (очень высокий) не попало ни одной декларации, в следующий диапазон со степенью риска от 0,1 до 0,5 попало 825 деклараций, затем количество деклараций в каждом диапазоне возрастает, и в последнем, 10 диапазоне с очень низкой степенью риска от 0 до 0,01 находилось 74053 декларации, то есть около 70% от всех поданных.

Анализ был проведен по результатам  предыдущих периодов и сравнен с  практическими результатами проведенных  таможенных проверок за последние 12 месяцев.

При практической проверке полученных результатов анализа было установлено, что при проверке деклараций и  поставляемых по ним товаров, риск нарушений  по которым был определен выше 0,02 - нарушения были выявлены в 89% процентах  случаев. Между тем в это число  попало только 9,9% от общего числа поданных деклараций. При снижении порога риска  до 0,01 в число проверяемых попадало 29,3% деклараций, а доля выявленных нарушений  составляла 96,3% от всех выявленных.

Соответственно порог проведения интрузивных досмотров может  быть определен в зависимости  от имеющихся в распоряжении таможни  сил и средств.

Для оценки эффективности применяемой  системы подсчета баллов можно использовать разные методики подсчета. В любом  случае сопоставление накопленных  результатов досмотров с новой  математической моделью может значительно  повысить эффективность работы системы  управления рисками и собственно таможенного администрирования.

Заключение Упорядочение таможенного  контроля является одним из ключей к модернизации таможенной администрации  в развивающихся странах. Использование  статистических методов может существенно  повысить эффективность таргетинга деклараций, в отношении которых будет проводиться проверка.

Используемые методы являются доступными для многих сотрудников таможни, прошедших необходимую подготовку.

Всемирная таможенная организация  предлагает внедрять данную методику расчета критериев для системы  управления рисками поэтапно. По мнению экспертов для полного перехода достаточно срока от двух до трех лет. Эта система может заменить существующие неэффективные системы без риска  снижения налоговых преступлений или  снижения экономической безопасности страны.

Уменьшение числа проверок на первой линии позволит ускорить скорость прохождения  товаров через таможенную границу  и может развивать таможенный постконтроль. Однако представляется, что модернизация таможенного контроля (включая СУР) непосредственно на этапе оформления и выпуска товаров невозможна без качественной реорганизации системы таможенного контроля после выпуска товаров.

Работа таможенных органов, проводящих таможенный контроль после выпуска  товаров должна осуществляться в  тесном взаимодействии с налоговыми органами, способствую повышению  эффективности формирования государственного бюджета. Таким образом, будет решена двойная задача: содействие торговле и улучшение сбора налогов  и пошлин.

 

 


Информация о работе Международный опыт регулирования и применения системы управления рисками