Международный опыт регулирования и применения системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:35, реферат

Краткое описание

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Вложенные файлы: 1 файл

Итоговый сур.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

Возможность подачи декларации в электронном виде была реализована с 1996 году, однако электронная цифровая подпись (ЭЦП)  не применялась, поэтому основным в процедуре был бумажный документ.

Система управления рисками состоит из блоков:

Методологии анализа и управления рисками;

Организации управления рисками;

Технической реализации системы анализа и управления рисками.

В рамках автоматизированной информационной системы управление рисками начало эксплуатироваться с середины 1999 года и основано на оперативном, в режиме он-лайн, подключении таможенного инспектора к центральному вычислительному комплексу и получении автоматического решения, на основе которого построены все его последующие действия.

Риски рассматриваются как категория, относящаяся к компетенции центрального руководства, однако в рамках действующей обратной связи региональные таможенные органы имеют возможность подачи заявки на создание нового глобального или регионального риска.

Методически риск реализуется в виде профилей рисков, которые могут быть:

обязательными, например, для особых видов товаров;

целевыми, которые рассчитываются по фактическим данным таможенной системы;

случайными, которые определяются случайным образом, по своей сути не являются риском и используются для проверки эффективности работы системы таможенного оформления и контроля.

Риск может быть объективным, если основан на особенностях товара, и субъективным, если базируется на особенностях участника внешнеторговой деятельности.

В системе используется три вида «коридоров»: зелёный, желтый и красный.

В случае если принято (автоматическое) решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом  ускорение и упрощение процедур таможенного оформления  достигается, прежде всего, за счет того, что выпуск товара в свободное обращение по зеленому коридору  осуществляется   только по декларации без сопроводительных документов и без проведения физического досмотра.

В случае если принято  решение о направлении поданной декларации по желтому  коридору, то инспектором осуществляется документальный контроль и по его результатам принимается решение о необходимости проведения физического досмотра. Для проведения документального контроля инспектор  может потребовать представить дополнительные документы. Выпуск товаров в свободное обращение осуществляется после документального контроля и уплаты таможенных платежей.

В случае если принято  решение о направлении поданной декларации по красному коридору то проводится документальный контроль и физический досмотр (полный или частичный).

 В настоящее время 74% товаров проходит по зеленому коридору, 19% - по желтому и 7% - по красному. Анализ результатов внедрения системы управления рисками  показал, что объемы таможенных платежей возросли, качество документального контроля  повысилось,  очереди на автомобильном пункте пропуска (г. Триест) уменьшились.

Система управления рисками таможенной службы Италии позволяет представить её в виде следующей формальной модели.

Вся область таможенного оформления и контроля  разбита на 22 сектора (группы риска), например, все товары с антидемпинговыми пошлинами, риски текстиля, риски происхождения текстиля, риски сельскохозяйственной продукции, риски от субъектов, имевших технические нарушения при оформлении грузовой таможенной декларации и т.д. В каждый сектор входят профили риска, а профиль характеризуется набором индикаторов и установленным решением. Индикатор представляет собой показатель и его значение (приложение). В настоящее время проводится модернизация программного обеспечения, позволяющая применять в отношении к индикаторам операции больше, меньше, равно, а также, интервальные операции и др. В электронной грузовой таможенной декларации (копии грузовой таможенной декларации), поданной брокером в таможенный орган,  выделяются поля, по которым осуществляется оценка риска, проводится вычисление параметров, соответствующих индикаторам. Затем набор индикаторов соответствующего профиля последовательно соотносится с электронной копией таможенной декларации, выделяются профили, удовлетворяющие условиям данной грузовой таможенной декларации и выбирается решение по данному профилю. Затем происходит выбор того решения из выбранных решений соответствующих профилей, которое соответствует наиболее полному контролю. Например, выбраны профили с уровнями физического досмотра 50%, 30% и 20%, следовательно, решением системы управления рисками будет  «проведение 50%-ного досмотра».

Профиль риска, будучи созданным, остается в информационной системе навсегда, однако, если риск перестает быть актуальным, соответствующий профиль переводят в пассивное состояние, но не уничтожают. При возникновении риска проверяют наличие подобного профиля в системе и  либо вновь его активизируют, либо создают новый профиль. В целом в системе имеется порядка 3000 профилей, в настоящее время  активны 1200-1300 профилей. Система анализа и управления рисками ежемесячно оценивает эффективность профилей на основе данных четырех предыдущих месяцев, проводится анализ количества срабатываний профиля и результатов проверок.

Внедрение системы управления рисками позволило при осуществлении проверки только 26% деклараций выявлять от 1 до 2% нарушений от общего объема декларирования. Ранее, при  проведении 100%-ного документального контроля выявлялось 0,05% нарушений. Внедрение системы управления рисками не только повысило процент выявляемых нарушений, но и  сняло проблему поиска «удобного» таможенного органа.

Применение системы «зеленого коридора» в таможенной службе Италии предполагает проведение выборочного таможенного контроля уже после этапа выпуска товаров, с этой целью в структуре таможенных органов созданы специальные подразделения.  В частности, вопросы контроля таможенной стоимости, в основном, обеспечиваются за счет контроля и анализа деятельности участника внешнеэкономической деятельности уже после выпуска товаров в свободное обращение.

В настоящее время с целью повышения эффективности системы управления рисками проводится работа по взаимному обмену информацией с другими странами.

Телематическая система обеспечивает возможность информационного взаимодействия брокеров с таможенной службой и включает в себя систему протоколов обмена с соответствующими программными и аппаратными средствами и систему обеспечения безопасности.

Внешние абоненты взаимодействуют с информационной системой таможенных органов через протоколы ISDN, CDN, PSTN. Крупные фирмы работают с таможенной службой по протоколу FTP в режиме непосредственного соединения. Для взаимодействия с коммерческими фирмами в информационной системе имеется специализированный сегмент, работающий в режиме Web-технологии и обеспечивающий прием, предварительную обработку и ввод сообщения (электронной декларации) в информационную систему таможенной службы.

Система обеспечения безопасности  включает в себя все основные функции защиты: аутентификация, контроль доступа, криптозащита. Одним из основных принципов являются: а) невозможность отказа от переданного или полученного сообщения; б) интегрированность решений.  Криптографическая система работает на основе симметричных ключей и поддержана организационной процедурой её внедрения на средствах брокера. Удостоверяющий центр ключевой информации, в том числе и электронной цифровой подписи находится в компетенции таможенной службы.

Хранилище данных.

Хранилище данных представляет собой агрегированную базу данных, предназначенную для  проведения аналитической работы. В  базу данных хранилища вводятся  не все таможенные декларации, а  только те, для анализа которых  предназначена система. Основной цель системы является обеспечение анализа  и контроля товарных потоков по таможенным декларациям и декларациям Интрастат (статистические декларации Евросоюза). К данной системе подключены подразделения центрального аппарата  Таможенного агентства и региональных таможенных управлений. Система хранит данные за 6 лет и позволяет вести поиск по коду товара, по стране происхождения, по кодам таможен, по таможенному режиму, по виду транспорта, по налоговому коду получателя.

3). Система управления рисками, применяемая таможенной службой США достаточно развита и адаптирована к экономическому состоянию и естественно – географическим условиям страны. Указанной службой в 1970 году было принято решение о переходе к автоматизации работы и разработано несколько автоматизированных систем.

В год таможенной службой США обеспечивается сбор таможенных платежей в сумме 27 млрд. долл. США, что составляет около 1 % от сборов налогов в стране, в штате службы насчитывается 19 тыс. сотрудников, из которых 8 тыс. инспекторов оперативников, 2 тыс. являются специалистами по экспорту, а 6 тыс. – специальными агентами. Ежегодно оформляется более 20 млн. партий товаров.

В 2004 году количество организаций осуществляющих ввоз товаров составило 754 тыс. Основные торговые партнеры США (цифры по ввозу товаров в 2004 финансовом году):

Канада – 215 млрд. долл. США.

Китай – 182 млрд. долл. США (за последние 5 лет импорт из Китая увеличился на 93 %).

Мексика – 146 млрд. долл. США.

Япония – 125 млрд. долл. США.

Германия – 72 млрд. долл. США.

Таможенная служба США в состоянии представить полный перечень данных об импортных товарах в режиме реального времени. Компьютерная система готова не только самостоятельно принимать решения, но и анализировать обстановку, делать прогнозы и давать исчерпывающую информацию иным государственным органам.

В автоматическом режиме оформляется 98% внешнеторговых грузов. Скорость принятия решения исчисляется секундами.

Для создания комплексной системы управления таможенными процессами понадобилось около 20 лет, затраты - свыше 3 млрд. долларов.

Система управления и анализа рисками состоит из четырех блоков:

Формирование базы данных и сбор информации.

Анализ и оценка рисков.

Проведение мероприятий по снижению рисков

Контроль и доклад.

Принятые программы, такие как таможенное инспектирование финансово – хозяйственной деятельности импортеров, физический досмотр, контроля правильности заполнения таможенных документов являются основными компонентами управления рисками.

Формирование базы данных и сбор информации.

Вначале сбора данных уже возможно предварительное выявления участников внешнеторговой деятельности, нарушающие законодательство. Должное использование этих сведений позволит эффективно использовать таможенные ресурсы.

Для идентификации рисков существует несколько механизмов:

автоматизированная интегрированная система соблюдения законодательства, основана на статистических результатах досмотра и оценки степени контроля правильности заполнения таможенных документов;

национальные критерии;

таможенное инспектирование.

Программа определения степени соблюдения законодательства позволяет определять ввозимые товары, как с невысокой степени рисков, так и с высокой. Каждый год база интегрированной  системы пополняется информацией о статистических результатах досмотра и оценки степени контроля правильности заполнения таможенных документов.

Компании с высокой степенью надежности с достаточной системой внутреннего контроля проходят таможенные процедуры с минимальными формальностями для дальнейшего стимулирования их работы в рамках закона. Неблагонадежные компании проходят тщательную проверку.

С момента первого случая «оценки степени риска», примененного в 1995 году, таможенная служба разработала более совершенные механизмы оценки.

Национальные критерии селекции грузов являются таможенными средствами для постановки задач и получения данных о подозреваемых в несоблюдении таможенных законов. По своей сути эти критерии являются субъективными и основаны на прошлом опыте и усвоенных наработках.

Два ключевых фактора заставили таможню перейти к таможенному инспектированию. В 1993 году около 300 тыс. компаний ввезли товаров на сумму 575 млрд. долларов. За 4 года количество компаний увеличилось до 400 тыс., а объем составил 845 млрд. долларов. Ресурсы таможенных органов остались на прежнем уровне.

При этом около 8 тыс. импортеров ввозят товаров, стоимость которых составляет 81 %. Концентрируя ресурсы на крупнейших импортерах таможня может значительно повлиять на процесс соблюдения законов.

Создание таможенной инспекции – стремление таможенных органов перейти от принципа проверки каждой партии к инспектированию деятельности импортеров.

Выборочность проверки компаний осуществляется в зависимости от объемов, стоимости, прошлых нарушений законодательства. Таможенная инспекция принимает меры по анализу работы лиц, координирует ее и работает с импортерами для решения возникающих проблем.

Анализ и оценка рисков.

После сбора данных, следующим шагом является анализ и определение схожих при несоблюдении законов. Анализ хронологической информации и тенденций, а также применения дифференцированного подхода к значимости того или иного товара, позволяет сконцентрировать свои усилия на области наибольшего потенциального риска.

Информация о работе Международный опыт регулирования и применения системы управления рисками