Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы был анализ сложившихся международных отношений в области охраны окружающей среды и решения экологических проблем.

Содержание

Введение 3
1. Экологические проблемы и международное сотрудничество 4
2.Примеры международного сотрудничества в области решения экологических проблем 9
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Международный_опыт_и_сотрудничество.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)
 
 

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Кемеровский государственный университет»

Беловский институт (филиал) 

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ЭКОНОМИКА  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» 

Тема: Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем 
 
 

                                                Выполнил

                                                студент гр. .

                                                Научный руководитель: 
 
 
 
 
 

Белово 2011

 

Содержание: 

 

Введение

 

     Экологические проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер, и в связи с этим становится ясно, что решить их на уровне отдельных государств уже невозможно.

     Данная  ситуация приводит к необходимости взаимодействия и сотрудничества всех стран, поскольку только таким образом возможно достижение положительных результатов в области охраны окружающей среды и решения экологических проблем. Налаживание партнерских отношений также важно еще и потому, что экологические проблемы тесно связаны с экономическими, социальными проблемами, с развитием техники и технологий и т.д. Все это делает актуальным дальнейшее развитие международного сотрудничества.

     В связи с этим целью данной работы был анализ сложившихся международных  отношений в области охраны окружающей среды и решения экологических  проблем.

     В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

  • Дать характеристику существующим экологическим проблемам;
  • Определить существующие пути и способы международного сотрудничества;
  • Привести примеры международного сотрудничества в области решения экологических проблем.

 

    1. Экологические проблемы и международное сотрудничество

     К настоящему времени сложившуюся  на планете ситуацию многие ученые оценивают как экологический  кризис. Большинство экологических  проблем приобретают глобальный характер, среди них:

  • Проблема загрязнения природных сред (атмосферы, гидросферы, литосферы);
  • Проблема антропогенного изменения климата;
  • Проблема разрушения озонового слоя;
  • Проблема снижения биоразнообразия;
  • Проблемы мирового океана (загрязнение, снижение биоразнообразия и др.).

     Загрязнение природных сред уже приобрело  глобальный характер в результате активного переноса загрязняющих веществ с воздушными массами, водами Мирового океана. Кроме того, существенное воздействие оказывает трансграничное перемещение транспортных средств: автомобильного, морского транспорта, воздушных судов.

     Несмотря на активные споры, многие ученые все же склоняются к тому, что наблюдаемое изменение климата носит антропогенный характер и вызвано увеличением поступления в атмосферу парниковых газов – диоксида углерода, метана и др.

     Проблема  разрушения озонового слоя также связана с промышленной деятельностью и выбросом в атмосферу фторхлоруглеродов, приводящих к разрушению озонового слоя Земли.

     В результате активного освоения людьми территории нашей планеты, вырубки  лесов и иной хозяйственной деятельности большое количество видов животных и растений оказываются на гране исчезновения или исчезают совсем.

     Многочисленны и проблемы Мирового океана.

     Проблема  Мирового Океана  заключается в  неравномерном освоении его ресурсов, в увеличении загрязнения морской  среды, в использовании океана в качестве арены военных действий. Таким образом, проблемы Мирового Океана – это экологические, экономические, социальные и технические проблемы.

     Для всей планеты крайне важно сохранение как Мирового Океана так и всех природных сфер, в связи с чем в настоящее время складываются международные механизмы охраны окружающей среды. Одним из таких механизмов являются международные соглашения, конвенции.

     Одним из важнейших международных событий  в области охраны окружающей среды  стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Данная конференция собрала 114 глав государств, дипломатов из 178 стран, 1700 представителей НПО. На конференции была принята «Повестка дня 21» - глобальный план действий объединенных наций по реализации принципов устойчивого развития.

     Нужно сказать, что предпосылкой проведения данной конференции стало то, что к концу 20 века человечество пришло к выводу, что глобальные проблемы человечества решить силами отдельного государства не представляется возможным. Перед всем мировым сообществом встала задача создания единого механизма регулирования на глобальном уровне, который отвечал бы потребностям человека.

     В данном вопросе государствам нужно  исходить не из узконациональных интересов, а выработать международные нормы, определяющие права и обязанности всех стран и народов.

     Это создало объективные предпосылки для существенной активизации деятельности различных международных организаций и форумов. В первую речь идет новом качестве ООН, о выработке новой концепции роли, функций и перспектив деятельности этой всемирной организации в современных условиях.

     После конференции в Рио-да-Жанейро  была провозглашена на  международном уровне концепция устойчивого развития.

   Основные принципы Декларации РИО были следующими1:

  • Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам охраны окружающей среды. Развитие должно идти на благо сегодняшним и будущим поколениям;
  • Окружающая среда должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
  • Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы;
  • Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан;
  • Загрязнитель платит;
  • Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями;
  • Государства должны уважать международное право и обеспечивать защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов.

     Существующие  в настоящее время примеры  международного сотрудничества отражены в законодательных актах и  международных соглашениях, а также в деятельности международных экологических организаций и научных центров.

     Среди результатов международной деятельности в области решения экологических  проблем можно выделить ряд международных  соглашений:

  • Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата
  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц
  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
  • Венская конвенция об охране озонового слоя
  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
  • Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
  • Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер
  • Конвенция о биологическом разнообразии
  • Международная конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке
  • Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция)
  • Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях и многие другие.

     Большой вклад в решение экологических проблем вносят и неправительственные международные организации и фонды, в частности:

  • Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF)
  • Greenpeace
  • World Buissnes Councel For Sustainable Development и др.

     Научные центры занимаются оценкой состояния  окружающей среды на глобальном уровне. Так для целей выполнения конвенции о трансграничном переносе загрязняющих веществ на большие расстояния был создана программа мониторинга EMEP, в рамках которой функционируют международные синтезирующие центры (МСЦ-восток, МСЦ-запад), занимающиеся моделированием и оценкой трансграничного атмосферного переноса загрязняющих веществ. Сетка EMEP покрывает территорию Европы, а также европейскую территорию России.

     Таким образом, в настоящее время как мониторинг и оценка состояния окружающей среды, так и политические решения и деятельность неправительственных организаций в области решения экологических проблем переходят на региональный и глобальный уровень.

 

2. Примеры международного сотрудничества в области решения экологических проблем

 

     В настоящее время можно отметить много примеров международного сотрудничества в области решения экологических  проблем. Это сотрудничество осуществляется как на глобальном, так и на региональном уровнях.

     Наиболее  часто интересы стран сталкиваются в рамках эксплуатации одного природного объекта, в частности водного.

     В соответствии с принятыми международными обязательствами государства, деятельность которых представлена в конкретных акваториях совместного использования, предпринимают необходимые действия на своей территории для сокращения до допустимых пределов трансграничных загрязнений.

     В качестве примера можно рассмотреть  Балтийское море.

     Международная экологическая политика в регионе  реализуется на основе Конвенции  по защите морской среды района Балтийского моря от 22 марта 1974 г., ратифицированной СССР в 1978 году и Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря от 9 апреля 1992 года, ратифицированной Российской Федерацией в 1992 году.

     Комиссия  по защите морской среды Балтийского  моря была создана в соответствии с Конвенцией 1974 года. В настоящее время она действует в соответствии со статьями 19 –23 Конвенции 1992 года.

     Комиссия  является постоянным действующим международным  органом Конвенции. Штаб-квартира Комиссии находится в г. Хельсинки, Финляндия.

     На  Хельсинскую Комиссию (Хелком) возложены  функции по постоянному наблюдению за выполнением Конвенции 1992 года, разработке рекомендаций о мерах по защите морской  среды Балтийского моря, проведению научных исследований, установлению критериев борьбы с загрязнением.

     Хельсинская комиссия (Helcom) выступает как2:

  • инициатор реализации экологической политики для района Балтийского моря посредством разработки общих экологических целей и мероприятий для их выполнения;
  • экологический центр по предоставлению информации о

     состоянии/тенденциях морской среды;

     эффективности предпринимаемых мер по ее защите;

     совместных  инициативах и позициях, которые  формируют основу для процесса принятия решений в рамках других международных  форумов;

  • орган для разработки соответствующих специфических потребностей Балтийского моря, своих собственных Рекомендаций, а также дополнительных Рекомендаций к мерам, предпринимаемым другими международными организациями;
  • орган надзора, предназначенного для обеспечения выполнения экологических стандартов всеми странами Балтийского моря и странами его водосборного бассейна;
  • координационный орган, организующего многосторонние ответные действия в случае возникновения крупных морских инцидентов.

     Другим  примером международного сотрудничества является бассейн реки Дунай, который делят 19 государств (Албания, Австрия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Черногория, Швейцария).

     Современный международно-правовой статус Дуная определяется Белградской Конвенцией о режиме судоходства на Дунае (от 18 августа 1948 г.) и Дополнительным протоколом к этой Конвенции (от 26 марта 1998 г).

     Согласно  ст. 5 Конвенции страны создали Дунайскую Комиссию – межправительственную организацию, в которую входят по одному представителю от каждой страны-участницы Конвенции.

     Компетенция Дунайской Комиссии охватывает вопросы, связанные с обеспечением свободы международного судоходства на Дунае.

Информация о работе Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем