Международный валютный фонд, его структура и основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

МВФ - международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Структура МВФ……………………………………………….4стр.
1.2 Основные направления деятельности МВФ…………………7стр.
1.2.1. Общая характеристика деятельности МВФ………………...7стр.
1.2.2. Предоставление кредитов для оказания помощи странам, испытывающим трудности………………………………………………...8стр.
1.2.3. Техническая помощь и подготовка кадров………………..12стр.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Разнообразие форм деятельности МВФ…………………......15стр.
2.2. Проблемы в деятельности МВФ……………………………..19стр.
2.3. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании……………………………...20стр.
Заключение………………………………………………………………..22стр.
Список используемой литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контр. раб.docx

— 53.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………3стр.

Глава 1. Теоретическая часть.

    1. Структура МВФ……………………………………………….4стр.
    2. Основные направления деятельности МВФ…………………7стр.

1.2.1. Общая характеристика  деятельности МВФ………………...7стр.

           1.2.2. Предоставление кредитов для оказания помощи странам,   испытывающим трудности………………………………………………...8стр.

           1.2.3. Техническая помощь и подготовка кадров………………..12стр.

Глава 2.  Практическая часть.

           2.1. Разнообразие форм деятельности МВФ…………………......15стр.  

           2.2. Проблемы в деятельности МВФ……………………………..19стр.

           2.3. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании……………………………...20стр.

Заключение………………………………………………………………..22стр.

Список используемой литературы………………………………………23стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Международный Валютный Фонд - наиболее влиятельная международная организация, регулирующая международную макроэкономику  

В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно  Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся  государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ  переключился почти целиком на кредитование последних.

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Политика и рекомендации МВФ  в отношении развивающихся стран  неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая  часть.

 

    1. Структура МВФ

 

Высший руководящий орган  МВФ является — Совет управляющих  (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

 
Исполнительный  совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством  голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип  «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать  воздействие на деятельность Фонда  с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов  независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно  по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих  обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный  либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной  структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих  делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет  МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления деятельности МВФ.

 
1.2.1. Общая характеристика деятельности МВФ

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

МВФ осуществляет следующую  деятельность:

  1. Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне и дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт. 
  2. Предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. 
  3. Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции. 

Являясь единственным международным  учреждением, полномочия которого предусматривают  ведение активного диалога практически  со всеми странами по вопросам экономической  политики, МВФ служит главным форумом  для обсуждения не только экономической  политики стран в глобальном контексте, но и вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы. К ним относятся: выбор странами курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих международных потоков капитала и разработка признаваемых в международном масштабе стандартов и кодексов для политики и институтов в соответствующих областях.

 
1.2.2. Предоставление кредитов для оказания помощи странам, испытывающим трудности

 

МВФ предоставляет в кредит иностранную валюту странам, испытывающим проблемы платежного баланса. Кредиты  МВФ облегчают процесс стабилизации, который должна осуществить страна, чтобы привести свои расходы в  соответствие с доходами с целью  преодоления возникшей проблемы платежного баланса. Однако кредиты  МВФ также направлены на поддержку  мер политики, в том числе структурных  реформ, способствующих улучшению состояния  платежного баланса и перспектив экономического роста страны на долговременной основе.

Любое государство-член может  обратиться к МВФ за финансированием, если оно испытывает потребность  в финансировании платежного баланса  — то есть если оно нуждается  в официальных займах для осуществления  внешних платежей и поддержания  надлежащего уровня резервов без  использования «мер, которые могут  нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном  уровне». Такие меры могут включать ограничения торговли и платежей, резкое сокращение спроса во внутренней экономике или резкое снижение курса  национальной валюты. Без кредитов МВФ государства, сталкивающиеся с  трудностями в урегулировании платежного баланса, были бы вынуждены проводить  более резкую стабилизацию или идти на другие меры, подрывающие благосостояние на национальном и международном уровне. Недопущение таких последствий является одной из целей МВФ.

Важнейшие элементы кредитования МВФ:

1. МВФ не является агентством по оказанию помощи или банком развития. Он предоставляет кредиты с целью содействия государствам-членам в решении проблем платежного баланса и восстановлении устойчивого экономического роста. Суммы предоставляемой иностранной валюты, лимиты которых устанавливаются в зависимости от квоты государства-члена в МВФ, депонируются в центральном банке страны для пополнения его международных резервов и тем самым оказания общей поддержки на урегулирование платежного баланса. В отличие от кредитов агентств развития средства МВФ не предоставляются на финансирование конкретных проектов или видов деятельности.

 
2. Предоставление кредитов МВФ обусловлено проводимой политикой: государство-заемщик должно принять политику, предусматривающую преодоление его проблемы платежного баланса. Условия, предъявляемые в связи с кредитами МВФ, способствуют тому, чтобы страны не просто откладывали трудные решения благодаря полученным кредитам МВФ и не накапливали дополнительную задолженность, а могли укрепить свою экономику и погасить кредит. Соответствующее государство-член и МВФ должны достичь договоренности о необходимых мерах экономической политики. Кроме того, МВФ предоставляет средства поэтапно, исходя из выполнения страной графика обязательств по мерам политики. В течение 2000 и 2001 годов МВФ работал над рационализацией предъявляемых условий, с тем, чтобы они были в большей степени нацелены на макроэкономическую политику и политику в отношении финансового сектора, предусматривали меньшее вмешательство по поводу выбора страной направления экономической политики, в большей мере способствовали восприятию страной экономических программ как своих собственных и в результате были более эффективны.

Информация о работе Международный валютный фонд, его структура и основные направления деятельности