Международные экономические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические отношения являются формой существования и развития мирового хозяйства, его внутренним механизмом.
Они включают:
1. Международную торговлю товарами и услугами.
2. Международное движение капитала.
3. Международную миграцию рабочей силы.
4. Торговлю знаниями (передачу технологий).
5. Валютно-расчетные отношения.
6. Кредитные отношения.
7. Кооперацию производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 116.53 Кб (Скачать файл)

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики.

По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны «чрезмерно больших» экспортных и импортных пошлин, наличием «разумного» уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.

Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики. Показатель открытости экономики является более сложным, комплексным.

Иногда у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта.

4. Международная торговля и мировой  рынок

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы  на международном уровне менее  мобильны, чем внутри страны;

2) каждая страна  имеет свою валюту;

3) международная  торговля более подвержена политическому  контролю.

Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Существует ряд показателей, характеризующих активность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Характеризует степень включения страны во внешнеэкономические связи.

2. Экспортный потенциал – это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структураэкспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение доли  страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

6. Объем экспорта в расчете  на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового товарооборота). Сырье и продовольствие экспортировались из аграрных стран, готовая продукция преимущественно потребительского назначения – из индустриальных стран.

В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий. Доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 1/3 до3/4.

В результате роста внутриотраслевой специализации, прежде всего в машиностроении, значительно повысилась роль машин и оборудования в мировой торговле, расширился обмен машиностроительной продукцией между промышленно развитыми странами (готовыми изделиями, деталями, узлами). Существенное значение приобретает поставка комплектного оборудования для строительства предприятий, особенно в новых отраслях производства. В целом, торговля машинами и оборудованием составляет1/3 всей современной мировой торговли.

Рост промышленного производства ведет к увеличению потребления сырья и соответственно к росту международной торговли им в абсолютном выражении. Однако темпы роста этой торговли оказались существенно ниже общих темпов роста мировой торговли. Сказывается влияние таких факторов, действующих в условиях НТР, как более экономное расходование промышленного сырья и замена во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Повлияли и некоторые сдвиги в размещении мирового производства. В ряде стран-поставщиков сырья появилась промышленность по его первичной переработке и производству готовых изделий (текстильная промышленность в странах-производителях хлопка и т.д.).

Сократилась также доля продовольствия в мировой торговле. Объясняется это тем, что в развитых странах расширилось производство сельскохозяйственной продукции, повысилась, соответственно, степень их самообеспеченности продовольствием. Ограниченность же финансовых возможностей развивающихся стран не позволяет им увеличивать закупки продовольственных товаров на мировом рынке.

Структура торговли весьма разнообразна в различных странах. Более бедные развивающиеся страны склонны экспортировать продукты питания и сырье, а импортировать промышленные товары.

Индустриальные страны импортируют сырьевые товары и экспортируют продукцию перерабатывающей промышленности.

Важную роль в международной торговле играют экспорт и импорт услуг (невидимый экспорт):

1) все виды  международного и транзитного  транспорта;

2) иностранный  туризм;

3) телекоммуникации;

4) банковское  и страховое дело;

5) программное  обеспечение вычислительной техники;

6) услуги здравоохранения  и обучения и др.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг наблюдается рост услуг, связанных с применением научно-технических достижений.

Мировой обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами. По оценкам специалистов, в настоящее время на сферу услуг приходится 20 % мировой торговли (в стоимостном выражении).

Для ХХI столетия характерно изменение структуры внешней торговли: существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования; увеличивается продажа комплектующих изделий и запасных частей; растет реэкспорт; расширяется торговля лицензиями, новыми технологиями, интеллектуальной продукцией. В мировой торговле все большую роль начинают играть «новые индустриальные страны».

Мировой рынок можно условно разделить на три «этажа». Во 2-й половине XX века в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

I.         Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус  – низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус  – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус  – высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная  техника, автоматизированное конторское  оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II.      Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

III.   Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства. 

 

Различные этажи мирового рынка отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя составляющими:

1)  природными качествами;

2)  издержками производства, хранения и транспортировки.

Природные свойства многих товаров (говядины, апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их конкурентоспособности становится цена, а точнее издержки производства, хранения и транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической оснащенности производства.

Главная форма борьбы за рынки таких товаров – ценовая конкуренция.

Основой конкуренции на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий изменчиво.

С. Линдер описал особенности международной торговли готовыми изделиями:

1. Так как  оптимум качества и цены приобретаемых  готовых изделий обычно зависит  от объема платежных средств  импортера (от среднего уровня  доходов в стране), то потребительские  товары лучшего качества импортируются  преимущественно в страны с  наиболее высокими доходами на  душу населения, изделия среднего  качества – в страны с умеренными  доходами и т.д.

2. Страны с  близкими уровнями технико-экономического  развития обречены на обмен  друг с другом различными вариантами  однотипных готовых изделий.

Названные особенности конкуренции определяют и торговую политику государств, точнее степень тарифной и нетарифной защиты ими внутреннего рынка.

1.    Торгуемые и неторгуемые товары 
В системе МЭО особое место занимает международная торговля. Ее становление и развитие происходило в течение нескольких тысячелетий. Но как свидетельствует международная статистика, основной прирост мирового ВВП и объема международной торговли происходил во второй половине XX в. С 1900 по 1950 гг. объем мирового ВВП увеличился в 3 раза, во столько же – мировой экспорт товаров. В последующие десятилетия (с 1950 по 2000 гг.) мировое производство и экспорт возросли соответственно в 6 и 11 раз. Благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошел рост общего уровня жизни населения. 
Международная торговля – это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля состоит из двух встречных потоков экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо (торговым балансом) и торговым оборотом. Экспорт и импорт рассчитываются странами, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Стоимостные показатели рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для возможностей международного сопоставления. Экспорт – это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт – это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Соответственно, торговое сальдо – это разность стоимостных объемов экспорта и импорта, а торговый оборот – это сумма стоимостных объемов экспорта и импорта. Наиболее часто применяемыми в международной практике для оценки стоимостных объемов экспорта и импорта являются базисные условия и цены FOB (ФОБ) при экспорте и CIF (СИФ) при импорте. Стоимость экспорта на основе FOB предполагает учет в цене товара расходов, связанных с доставкой в порт и погрузкой на борт судна (основная часть товаров в международной торговле перевозится морским транспортом). Стоимость импорта на основе CIF предусматривает учет в цене товара расходов, связанных с доставкой в порт, погрузкой на борт судна, покупкой страховки, оплатой фрахта и других сборов. Следовательно, стоимость мирового экспорта статистически всегда будет меньше стоимости импорта.  
Структуру мирового товарного рынка можно рассматривать как в географическом (рис. 2.1), так и в товарно-отраслевом аспектах (рис. 2.2).  
Теория международной экономики предполагает, что международная мобильность товаров ограничена межстрановыми барьерами. Товары могут не продаваться на мировом рынке или по причине их неконкурентноспособности, (что устранимо), или по причине невозможности поставить их на мировой рынок, их принципиальной «неторгуемости». Поэтому с точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Информация о работе Международные экономические отношения