Международные торговые связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, “экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы”. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Вложенные файлы: 1 файл

50.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Товарная структура  российского экспорта в последние  годы сохраняет свою сырьевую направленность. Доминирующие позиции продолжают занимать топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы и химические удобрения.

В 1996 году доля основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа и каменного угля) в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья возросла до 45 процентов (примерно с 40 процентов в 1995 году). Среди остальных сырьевых товаров можно выделить черные и цветные металлы: алюминий, никель, медь, обеспечивающие 18 процентов стоимости экспорта в дальнее зарубежье.

Противоречия  современной международной торговли и методы борьбы с ними

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация  является ее основной тенденцией. Произошло  значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем.

Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже.

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый “Общий рынок”, являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны — члены “Общего рынка” считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

В “Общий рынок” входят:

  • Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году);
  • Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены  и расширены так называемыми  Едиными Европейскими Актами, вступившими  в силу в 1978 году. Единые Европейские  Акты являются базой политического  сотрудничества стран-членов “Общего  рынка”.

“Общий рынок” является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов “Общего рынка” составляет 320 миллионов человек, т. е. больше чем численность населения США (239 млн. человек).

С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные  или межгосударственные органы:

  • Совет министров — законодательный орган.
  • Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов.
  • Европейский парламент — контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет.
  • Суд Европейских сообществ — высший судебный орган.
  • Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов.
  • Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС.

В своей работе Европейский  совет и Комиссия Европейских  сообществ находят поддержку  еще двух организаций, действующих  в рамках “Общего рынка”:

  • Экономического и социального совета;
  • Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Существует организация “Общего рынка”, насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.

Расходует же “Общий рынок” средства на субсидии по сельскому хозяйству и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.

Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:

  • Свободный торговый обмен (свободная торговля);
  • Свободное передвижение граждан стран-членов;
  • Свобода выбора места жительства;
  • Свобода предоставления услуг;
  • Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов).

Первым шагом в реализации целей “Общего рынка” явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может обойтись без  собственной валюты. И она появилась. Первым шагом на пути создания Европейской  валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы — ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

Внешнеторговая политика “Общего рынка” призвана, в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения “лимитированной” или “предельной” цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, “интервенционная” и “лимитированная импортная” цены. Также органы “Общего рынка” борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке путем введения различных законодательных ограничений.

Остальные крупнейшие международные  региональные торговые блоки:

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
  2. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
  3. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
  4. “Меркосур” — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
  5. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
  6. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
  7. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
  8. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического  характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Важную роль в регулировании  международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации.

Одна из основных организаций такого рода — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94 % объема мировой торговли.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С  начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к  десятикратному сокращению средней  таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40 %, в середине 9О-х годов — около 4 %.

Основы  юридического обеспечения мировой  торговли

Распределение рисков между  продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых “Инкотермс”.

Этих международных  торговых условий насчитывается  достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярно публикуются  Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важных условий:

  • “ex works”;
  • “free carrier”;
  • “FOR/FOT”;
  • “FOB airport”;
  • “FAS”;
  • “FOB”;
  • “C&F”;
  • “freight/carriage paid to”;
  • “freight/carriage and insurance paid to”;
  • “ex ship”;
  • “ex quay”;
  • “delivered at frontier”;
  • “delivered duty paid”.

Каждое из условий  “Инкотермс” обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым все виды ответственности возлагаются на покупателя, кончая другой крайностью, когда, наоборот, все входит в ответственность продавца.

Виды  мировой торговли

Оптовая торговля

Основная организационная  форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой — независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

Распространены вертикальные объединения “контрактного типа”, когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких “цепных компаниях” создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм.

Еще одна форма “цепных компаний” — “добровольные цепи” — контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников “цепи”. В “добровольной цепи” совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

Вертикальные объединения  дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия  воспроизводства в сравнении  с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания.

Организационная структура  оптовой торговли Японии имеет свои отличия. Ее основу составляют торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т. д. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями. Преобладающим является обязательное посредничество оптовых фирм, главным образом, специализированных, выступающих торговыми представителями промышленных компаний.

Информация о работе Международные торговые связи