Крестовые походы и международные культурные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 09:27, реферат

Краткое описание

Крестовым походам предшествовала большая дипломатическая подготовка. Византия, которую в последние десятилетия XI в. теснили южноитальянские норманны, сельджуки и печенега, не раз обращалась за помощью к государям и князьям Запада. Папы старались использовать затруднения Византийской империи в своих целях и подчинить восточную церковь. С планами похода на Восток носился Григорий VII, но его попытки организовать военный поход якобы во спасение Византии остались неосуществленными. Папу отвлекли дела на Западе — борьба с Генрихом IV.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)………………………………..............6
ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ………………………………............7
НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ……………………………………….10
ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ……………………………....15
ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ …………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Крестовые походы и МКС.DOC

— 194.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)………………………………..............6

ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ………………………………............7

НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ ……………………………………….10

ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ……………………………....15

ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ …………………………….21

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...24

ВВЕДЕНИЕ

                  В конце XI в. папская дипломатия сумела использовать в своих целях начавшееся на Западе широкое военно-колонизационное движение на Восток — крестовые походы. Они направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального общества. На Восток стремилось рыцарство, которое искало новых земель для захвата, новых крепостных для эксплуатации, жаждало грабежа и добычи. На Восток были обращены взоры торговых городов, поднимавшихся в это время в Европе, особенно в Италии и стремившихся захватить в свои руки торговые пути в восточной части Средиземного моря. О переселении на Восток мечтало крестьянство, угнетаемое феодальными господами, разоряемое беспрестанными войнами, страдавшее от непрерывных голодовок. Элементы феодального общества рассчитывали поживиться во время больших грабительских походов. Папство увидело во всех этих стремлениях удобный случай для того, чтобы, воспользовавшись ими, поднять католический Запад на «священную» войну против мусульманского Востока и таким путем повысить свой авторитет, подчинить своему влиянию Восток, обогатиться за счет доходов с завоеванных земель и обильных сборов, которые должны были пойти со всех концов Европы. Поэтому папство с конца XI в. ревностно принялось за проповедь крестовых походов. Организация крестовых походов стала одним из средств воздействия пап на государей Европы. Она давала новый предлог для вмешательства римской курии во внутреннюю жизнь европейских государств. Крестовые походы служили (особенно в конца XII в.), источником новых доходов папства и орудием усиления папского престижа.

Но значение крестовых  походов шире. Они составили один из важнейшнх этапов в истории международных отношений и дипломатии. В ходе их западные народы приходили в столкновения со странами мусульманского Востока и с Византийской империей. Вместе с тем крестовые походы оказывали сильнейшее влияние на взаимоотношения между западноевропейскими державами. Разыгрывается длительная борьба за преобладание на Средиземном море между Византией, Венецией, южноитальянским государством норманнов (Сицилийское королевство), Францией, Англией, Священной Римской империей. Государства Запада и Востока втягиваются в самые различные союзы и коалиции. При этом феодальный Запад усваивал приемы и восточной, и византийской дипломатии. Кроме того, образование государств крестоносцев на Востоке, основанных выходцами из разных стран, вызвало к жизни новые формы дипломатических отношений, например, консульскую службу, поскольку появилась необходимость защищать в новых государствах торговые интересы представителей отдельных стран.

Крестовым походам предшествовала большая дипломатическая подготовка. Византия, которую в последние десятилетия XI в. теснили южноитальянские норманны, сельджуки и печенега, не раз обращалась за помощью к государям и князьям Запада. Папы старались использовать затруднения Византийской империи в своих целях и подчинить восточную церковь. С планами похода на Восток носился Григорий VII, но его попытки организовать военный поход якобы во спасение Византии остались неосуществленными. Папу отвлекли дела на Западе — борьба с Генрихом IV. Планы Григория VII подхватил и развил дальше второй из его преемников — француз Урбан II (1088 — 1099 гг.). На знаменитом Клермонском соборе (1095 г.) он выступил с проповедью крестового похода против сельджуков, сочетав при этом призыв к «помощи» Византии и к освобождению «гроба господня» от неверных — мусульман с обещанием богатой добычи на Востоке. Выступление папы нашло широкий отклик: в 1096 г. на Восток двинулись десятки тысяч рыцарей.

Начало крестовых походов  было удачным. Используя раздробленность  мусульманского Востока, первые крестоносцы захватили ряд территорий на восточном побережье Средиземного моря и в конце XI — начале XII в. основали здесь свои государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, графство Эдессу и княжество Антиохию. Но с конца 20-х годов XII в. началось объединение мусульманских княжеств, а затем и обратное отвоевание ими захваченных крестоносцами земель. Это вызвало новые и новые походы западноевропейского рыцарства на Восток. В ответ на захват сельджуками Эдессы (1144 г.) последовал второй крестовый поход (1147—1149 гг.); он закончился полным провалом. Спустя 40 лет после этого был организован третий крестовый поход (1189 — 1192 гг.), вызванный взятием Иерусалима египетским султаном Саладином. Результаты этого похода были ничтожны для крестоносцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291) - ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами.

Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки  креста нашивались на спину. Благодаря легендам крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины.

 

 

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Начало крестовым  походам было положено папами, которые  номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали  небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело.

Непосредственной  причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.

Затем сельджуки  стали расширять границы своих  владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 взять Иерусалим.

Угроза со стороны  мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир.

Завоевания  турков-сельджуков совпали по времени  с общим религиозным возрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многом инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы.

Одновременно  в XI в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чьё присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи.

Многим королям  и баронам Ближний Восток представлялся  миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж –  все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

Крестьянам  крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

По чисто  экономическим мотивам в крестовых  походах были заинтересованы европейские  города. На протяжении нескольких веков  итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя  и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Начало крестовых походов  провозгласил на Клермонском соборе в 1095г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

Ответом на речь явились  крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну.

Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела.

Однако местные жители встречали  их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись  за грабежи. Во многих местах между  византийцами и ордами с запада разыгрывались  настоящие сражения. Те же, кому удалось  добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.

1-й  крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. По суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно.

Крестоносцы, двигавшиеся  по суше, отбирали у местного населения еду, разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг неё 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев.

Отношения между императором  и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу.

Королем Иерусалима был после  долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского,  графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.

Информация о работе Крестовые походы и международные культурные связи