Международные торговые отношения в странах группы БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных аспектов внешней торговли в странах БРИКС на современном этапе, выявление проблем и возможных направлений развития торговли в будущем. Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи: - изучить направления внешней торговли стран группы БРИКС; - проанализировать рост и развитие внешней торговли в странах группы БРИКС; - рассмотреть экспортные и импортные операции в группе стран БРИКС; - выявить основные проблемы внешней торговли в группе стран БРИКС; - рассмотреть перспективы развития экспорта и импорта товаров и услуг в будущем в группировке стран БРИКС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА I Международные торговые отношения …………………..................
1.1. Понятие международной торговли ……………………………..
1.2. Теории возникновения внешней торговли ………………....….
1.3. Развитие торговых отношений в странах группы БРИКС …....
ГЛАВА II Анализ внешней торговли в группе стран БРИКС на современном этапе ……… ………………………….……………………...…...
2.1. Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе …………………………………………………...
2.2. Товарная структура импорта стран группы БРИКС на современном этапе ……………………………………………............
2.3. Основные проблемы группировки стран БРИКС …………...…
ГЛАВА III Перспективы развития международных торговых отношений в группировке стран БРИКС ……………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .……………...

Вложенные файлы: 1 файл

Международные торговые отношения в странах группы БРИКС 5555.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

Индия и  Китай – традиционные соперники  в регионе с нерешенными территориальными проблемами, и, что самое важное –  серьезные конкуренты в борьбе за дефицитные ныне энергоресурсы. Китай и Индия могут выиграть от падения цен на сырьевые товары, что позволит поддерживать маржу в ключевых секторах экспорта, а Россия и Бразилия, напротив, понесут прямые убытки в результате снижения цен на энергоносители, металлы и сельскохозяйственную продукцию.

Необходимо  отметить,  что из всех членов данной группировки Россия обладает наименее многочисленным и наиболее образованным населением и гораздо более высоким  доходом на душу населения, но важно  и другое – многие аналитики считают, что в России идёт экономический  спад, в то время как мощь других трёх стран постоянно растёт. Россия больше других стран БРИКС ощущает  последствия мирового экономического спада,  а также столкнулась  с серьезными долговременными проблемами:  недостаточная диверсификация экспорта,  проблемы демографии и здравоохранения.

Общей проблемой  стала инфляция,  вызванная,  в  частности, неконтролируемым ростом цен  на сырьевые товары,  включая нефть. Высокие и нестабильные мировые  цены на продовольствие являются главной  угрозой мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III Перспективы развития международных торговых отношений в группировке стран БРИКС

 

Мировая экономика находится  на пути к кардинальному перераспределению  сил. Главную роль должны сыграть  страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР которые  к 2032 году оттеснят на второй план нынешнюю  «большую семерку». Такой прогноз  дают аналитики банка Goldman Sachs.  Свой вывод аналитики Goldman Sachs  сделали  на основе анализа потенциала и динамики развития группы БРИКC за последнее десятилетие.

Через 10-15 лет подъем БРИКС  будет уже сложно повернуть вспять, и это изменит глобальные шаблоны  экономики, торговли и дипломатии. БРИКС  является естественным продуктом продолжительного роста развивающихся экономик, а  также непрекращающегося расширения торговли и экономического сотрудничества между этими странами.

Восприятие БРИК экспертами вначале было противоречивым. Одни считали БРИК искусственным и  ненужным образованием, другие — выгодным только Китаю, третьи — способом противостояния США, четвёртые — началом нового миропорядка.

При всех своих различиях  страны БРИКС обладают общими характеристиками, среди которых: значимая роль в международной  торговле, основанная на ускоренном росте, интенсивном процессе урбанизации  и модернизации промышленности, а  также огромная численность населения, огромная территория и большое количество природных ресурсов, которые позволяют  им занять стратегическое положение  на мировом уровне.

Страны  БРИК участвуют в различных блоках и партнёрствах. Так, Россия и Китай [21, c.110] - партнёры в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Бразилия, Индия и Китай, вместе с ЮАР и Мексикой, - партнёры в рамках G5. Россия - участник G8. Все страны БРИК - участники G20. Бразилия - участник МЕРКОСУР (южноамериканский общий рынок). Но каждая страна БРИК имеет свой интерес и к сотрудничеству в своем нынешнем формате.

К 2032  году нынешний мировой лидер –  финансовая «семерка» ведущих западных стран – должен будет уступить лидерство  БРИК. При этом крупнейшей экономической державой планеты  станет КНР,  которая,  по итогам 2010  года,  уже опередила Германию по размерам экспорта. Западные аналитики  дают в целом позитивные оценки и  в отношении других стран БРИК.

Индия сделает  рывок в области компьютерного  программного обеспечения и экспорта бизнес-услуг, Россия –  в области  нефти и газа,  Бразилия –  в  сфере сельского хозяйства.  Нынешний этап выхода мировой экономики из спада может ознаменоваться позднее  крупнейшей ее трансформацией. Нечто  подобное произошло после Второй мировой войны,  когда экономика  США оттеснила ослабленные экономики  Европы. У стран БРИК есть реальный шанс повторить этот успех при  условии,  что они встанут на путь позитивного развития международного сотрудничества и диверсификации экономик.

Одной из перспективных сфер взаимодействия в рамках БРИК является производство продовольствия.  Входящие в группировку  страны являются крупнейшими производителями  и потребителями в мире. В странах  БРИК сосредоточено 32% общемировых  пахотных земель, на них приходится почти 40% мирового производства пшеницы, 50 – свинины, более 30 – мяса птицы  и 30%  говядины.  Можно назвать  и другие сферы общих экономических  интересов стран БРИК,  приоритетные для модернизации их экономики.  Это –  авиастроение,  энергообеспечение  и энергосбережение,  совершенствование  транспортной инфраструктуры,  решение  экологических проблем и т.п.

Россия заинтересована в развитии многополярного мира и установлении на планете коллективного лидерства ведущих государств. Россия заинтересована в расширении зарубежных рынков для экспорта зерна.

Перспективы развития внешней торговли России в  значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ  ее промышленного комплекса. К ним  помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

Однако  использование этих преимуществ  сдерживается рядом причин [37]. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Индия заинтересована в поставках энергии, развитии нефтегазового сектора (добыча и переработка), партнёрстве с Россией в области атомной энергетики.

Россия, Индия и Китай находятся в  одном регионе (АТР). Все четыре страны заинтересованы в развитии взаимного туризма.

Сотрудничество  по линии Юг—Юг (то есть между развивающимися странами) с начала XXI века поддерживает ООН. Все страны БРИКС заинтересованы в налаживании финансового взаимодействия, в частности, в виде соглашений о взаимной торговле в национальных валютах.

Первой  страной, получившей принципиальное согласие БРИК на присоединение, стала ЮАР. Это  государство полностью разделяет  принципы БРИК и заинтересована в  развитии высоких технологий, космических  исследований, ядерной энергетики, добычи полезных ископаемых, в культурном и туристическом обменах.

Вступая в БРИК, ЮАР запланировала существенно  улучшить внутреннее экономическое  положение: достичь 5—7-процентного  роста экономики, создать более 5 млн. новых рабочих мест, сократить уровень безработицы с 25 % в 2010 году до 15 % в 2020 году.

С вступлением  ЮАР в клуб БРИК (и его превращением, соответственно, в БРИКС/BRICS) участникам открывается рынок Африки с населением более 1 млрд человек. ВВП ЮАР — это треть совокупного ВВП Африки южнее Сахары. По мнению журнала Forbes, большим плюсом является 39-е место ЮАР в списке самых удобных для ведения бизнеса стран.

В перспективе  создание единой валюты стран БРИКС  для обслуживания взаимной торговли без обращения к евро или доллару.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За несколько  лет из абстрактной теоретической  схемы БРИК постепенно превратился  в неформальную организацию влиятельных  стран мира с интенсивно развивающейся  экономикой. Идея развития тесного  сотрудничества между этими быстроразвивающимися экономиками появилась в России еще в конце 1990-х гг. как ответ  на процесс расширения НАТО на Восток и альтернатива курсу на сближение  с Западом. Однако в ту пору эта  идея оказалась невостребованной нашей  политической элитой. Следующим шагом  стало сделанное в Вашингтоне в декабре 2002 г. заявление президента Бразилии о том, что его страна «будет стремиться к поиску новых  партнеров среди тех государств, которые по размерам и потенциалу похожи на нас. Это  – Россия, Китай, Индия».

Одновременно, начиная с 2000 г., страны БРИК демонстрировали  устойчивую тенденцию к усилению взаимного торгово-экономического сотрудничества. В 2002-2006 гг. торговля Бразилии с Индией увеличилась по сравнению  с предыдущим десятилетием вдвое  и достигла 2,3 млрд долл. В 2006 г. товарооборот Бразилии с Китаем достиг рекордной  цифры в 16,3 млрд долл. В 2006 г. Китай  стал третьим торговым партнером  Бразилии после США и Аргентины, продемонстрировав рост товарооборота  по сравнению с предыдущим годом  на 34,5 %. По итогам 2007 г. Китай вышел  уже на второе место в товарообороте  Бразилии.

Объемы  бразильско-российской торговли на фоне постоянно растущих российско-китайских  и российско-индийских связей были не столь велики, однако их выход  на уровень 3,5 млрд. долл. в 2007 г. (т.е. увеличение в полтора раза по сравнению с 2005 г.) свидетельствовал о закреплении  наметившихся ранее позитивных сдвигов.

БРИК  – это реальный потенциал в  мировой экономике, при сохранении положительных тенденций в развитии стран  – участниц, координации  национальных политик в различных  областях, решении проблемы конкуренции между Индией и Китаем и проблемы борьбы за лидерство между Россией и Китаем. Сотрудничества стран БРИК позволяет увидеть, что объединение, хотя и неявно, но формируется как «антизападное» с целью лоббирования своих интересов в мире, где долгие годы ведущую роль играли развитые страны. С одной стороны, потенциал БРИК очень велик, и в перспективе, в случае выработки общих принципов, эти страны способны изменить глобальную расстановку сил и ослабить американское влияние в мире.

С другой стороны, экономика Китая и Индии  серьезно зависят от Соединенных  Штатов и от взаимодействия с ними в сфере экономики, политики и  торговли. На американский рынок идет большая часть китайских, индийских  и бразильских товаров и услуг. Финансовые механизмы всех государств БРИК привязаны к США и курсу  американского доллара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 08.07.97 N 96-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ).
  2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-фз, от 22.07.2005 №117-фз, от 03.11.2010 № 285-фз, от 11.07.2011 № 200-фз).
  3. Таможенный кодекс РФ (в ред. ФЗ от 19.06.1995 N 89-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 21.07.1997 N 114-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (с изм. 23.12.2003), ФЗ от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.07.2005 №-117-ФЗ,изм.внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 N 8-П, определением Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 N 21-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П; определением Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 N 144-О, ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 N 3-О)
  4. Буглай В. Б. Международные экономические отношения. - М.: АСТ, 2008. - 255 с.
  5. Булатов А. С. Мировая экономика: Учебник / Под. ред. проф. Булатова А. С. - М.: Юристъ, 2009. - 734 с.
  6. Гладков И. С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2009. - 399 с.
  7. Годин Ю. Д. Внешней торговли энергоресурсами России // МЭ и МО. - 2009. - № 2. - С. 23-28
  8. Жуков Е. Ф. Международные экономические отношения. - М.: Юнити, 2010. - 389 с.
  9. Каныгин В. Д. Мировая экономика и международные отношения. -  М.: Тандем, 2007. - 430 с.
  10. Мировая экономика: Учебник / Под. ред. Булатова В. А. - М.: АСТ, 2005. - 360 с.
  11. Мировые экономические отношения: Учебник / Под. ред. Авдокушина Е. Ф. - М.: Юристъ, 2009. - 368 с.
  12. Мировые экономические отношения: Учебник / Под. ред. Ливенцева Н. Н. - М.: Эксмо, 2008. - 454 с.
  13. Мировые экономические отношения: Учебник / Под. ред. Фаминского Ч. П. - М.: АСТ, 2006. - 337 с.
  14. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг. - СПб: Академия, 2007. - 432 с.
  15. Попов Г. Рогачев И. Россия - Китай: перспективы сотрудничества // МЭ и МО. -2010. - № 12. - С. 110-126
  16. Роньшина В. И. Международные экономические отношения. - М.: Аквариум, 2009. - 441 с.
  17. Сергеев И. Россия и Бразилия  // Эксперт. - 2010. - № 27. - С. 12-18
  18. Чужачан Т. Императивы развития китайско-российских торгово-экономических отношений // РЭЖ. - 2010. - № 4. - С. 5-18
  19. Георгий Толорая Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия // Стратегия России.-2011.- №8.- С. 25-30
  20. Официальный российский сайт ЮАР [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.southafrica.ru
  21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.gks.ru.
  22. Россия и Китай [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.amurbereg.ru
  23. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.customs.ru.
  24. Экономика и статистика внешней торговли [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.rusimpex.ru.
  25. Информационно-аналитический центр минеральных ресурсов [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.mineral.ru
  26. Мировая экономика/ экономические статьи [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ereport.ru
  27. Журнал «Стратегия России» [Электронный ресурс] / Режим доступа gazetaprotestant.ru/2011/09/rossiya-i-briks-strategiya-vzaimodejstviya

 


Информация о работе Международные торговые отношения в странах группы БРИКС