Международные торговые отношения в странах группы БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основных аспектов внешней торговли в странах БРИКС на современном этапе, выявление проблем и возможных направлений развития торговли в будущем. Для достижения поставленной цели в работе выдвигаются следующие задачи: - изучить направления внешней торговли стран группы БРИКС; - проанализировать рост и развитие внешней торговли в странах группы БРИКС; - рассмотреть экспортные и импортные операции в группе стран БРИКС; - выявить основные проблемы внешней торговли в группе стран БРИКС; - рассмотреть перспективы развития экспорта и импорта товаров и услуг в будущем в группировке стран БРИКС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА I Международные торговые отношения …………………..................
1.1. Понятие международной торговли ……………………………..
1.2. Теории возникновения внешней торговли ………………....….
1.3. Развитие торговых отношений в странах группы БРИКС …....
ГЛАВА II Анализ внешней торговли в группе стран БРИКС на современном этапе ……… ………………………….……………………...…...
2.1. Товарная структура экспорта стран группы БРИКС на современном этапе …………………………………………………...
2.2. Товарная структура импорта стран группы БРИКС на современном этапе ……………………………………………............
2.3. Основные проблемы группировки стран БРИКС …………...…
ГЛАВА III Перспективы развития международных торговых отношений в группировке стран БРИКС ……………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .……………...

Вложенные файлы: 1 файл

Международные торговые отношения в странах группы БРИКС 5555.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

Стоимостной объем экспорта металлов и изделий  из них в 2010 году возрос по сравнению  с 2009 годом на 25,8%.Стоимостной объем  экспорта продукции химической промышленности в 2010 году возрос на 34,2%, при этом, удельный вес данной товарной группы в общем  объеме экспорта составил 6,2%.

В первом полугодии 2011 года доля главной товарной группой экспорта России  стали  минеральные продукты их доля составила 27,5%,  на том же уровне и нефтепродукты 27%, металлы 3,2 %, драгоценные камни  и золото 1,4%, продовольственные товары 1,2%, оборудование и автопром 1,0%, древесина 0,8%.(См. приложение 2)

Китай. Благодаря дешевой рабочей силе, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах, но помимо этого, благодаря росту квалификации рабочего персонала Китай также становится конкурентоспособным и в высокотехнологичном секторе экономики, при сопоставимом уровне качества.

Наиболее  развитой формой внешнеэкономических  связей Китая является внешняя торговля. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2011гг. возросла в десять раз, и составляет около 8% (в 1978г. 0,75%).

Структура китайского экспорта претерпевает важные изменения. Китайская промышленность достаточно быстро осваивает производство товаров с высокой добавленной  стоимостью, обеспечивая при этом постоянно возрастающее качество продукции, без чего расширение экспорта является невозможным даже при условии  сравнительно дешёвой рабочей силы.

В настоящее  время Китай занимает первое место  в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная  промышленность является одним из важнейших  источником валютных доходов Китая.

Зависимость промышленных отраслей Китая от экспорта в 2010-2011г.г.: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а  также легкой промышленности (45%), химическая промышленность — экспортная квота  составляет 5%. На машиностроительную и  электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. (См.приложение 3)

К числу  экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие  станки, судостроительная техника, автомобильная  техника, велосипеды, бытовые электроприборы. В 2010г. Китай стал ведущей машиностроительной державой, заняв 17,2%мирового рынка.

Индия. Динамика развития индийской внешней торговли в значительной степени определяется динамикой развития мировой торговли и конъюнктурой мирового рынка. Доля Индии в мировом экспорте составляет 1,6%.

В целом  за последние пять лет объем индийской  внешней торговли увеличился более  чем на 20%, несмотря на то, что в 2008-2009 фин. г. в связи с глобальным финансово-экономическим  кризисом он значительно сократился.  Синхронное сокращение экспорта и импорта  наблюдалось с ноября 2008 г. по ноябрь 2009г.

Основу  индийского экспорта составляют продукция  машиностроения и металлообработки,  нефтепродукты,  обработанные драгоценные  камни и готовые ювелирные  изделия,  компьютерная техника и  ПО,  текстильные товары, химическая и фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные и продовольственные товары, изделия  из кожи.

По данным ВТО, в 2009 г. Индия занимала 12-е место  в списке ведущих мировых экспортеров  услуг.  Особенно успешно индийский  экспорт услуг развивался в 2004-2008  гг.  В последние годы из-за мирового финансового кризиса его объем  сократился.  В 2008-2009 фин.  г.  экспорт  услуг из Индии в стоимостном  выражении достиг 106 млрд. долл. США, однако в следующем году он снизился до 95,8 млрд. долл. США. За первое полугодие 2010-2011 фин.г. его объем составил 55,7 млрд. долл. США. Главными партнерами Индии  в торговле услугами являются развитые страны (США, ЕС, Япония).

Основными видами экспортируемых Индией услуг  являются аутсорсинговые  (в отчетном году на них пришлось 45,7% всего индийского экспорта услуг),  деловые  (лизинг,  консалтинг,  аудиторские услуги,  маркетинг, инжиниринг и др. - 19,3%), транспортные (11,4%), туристические (11,4%), финансовые (5,5%). (См. приложение 4)

Южно  Африканская Республика. На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира.

Доходы от внешней  торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем  импорта.

Экономика Южно-Африканской Республики содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических  факторов, присущих как развитым странам, так и странам третьего мира. Наличие  развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного  рынка довольно дешевой квалифицированной  и неквалифицированной рабочей  силы сделали ЮАР крайне привлекательной  и выгодной для свободной предпринимательской  деятельности и инвестиций иностранного капитала.

Крупный сельскохозяйственный сектор. Южная  Африка не только полностью обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами, но и является одной из шести стран  в мире, которые в состоянии  экспортировать сельскохозяйственные товары на постоянной основе.

Своему опережающему развитию ЮАР  во многом обязана богатству природных  ресурсов. Около 52 % экспорта приходится на горнодобывающую промышленность. Широко добываются марганец, металлы платиновой группы, золото, хромиты, алюминоглюкаты, ванадий и цирконий. Очень развита добыча угля - по использованию угля для производства электричества ЮАР занимает 3-е место в мире (из-за отсутствия  нефти около 80 % энергоресурсов Южной Африки базируются на использовании угля). Кроме этого на территории страны сосредоточены запасы  алмазов, асбеста, никеля, свинца, урана и др. важных полезных ископаемых.

Структура экспорта ЮАР формируется  товарными группами: «продовольственные товары и сельхоз сырье» 46,8%, «минеральные продукты» - 19,2%, «машины, оборудование и транспортные средства» - 19,1%.

Удельный вес металлов, изделий  из них составляет 7,7%, продукции  химической промышленности – 6,5%.(См.приложение 5)

Основные экспортные товары: цитрусовые, виноград, яблоки, груши, виноградные  вина, джемы, алмазы, платина, минералы, руды и концентраты марганцевые  и хромовые, печи и камеры с инфракрасным излучением, оксиды и гидроксиды ванадия, прокат плоский из нержавеющей стали, грузовики и запасные части к  ним, оборудование для обработки  минеральных ископаемых, листы алюминиевые, лебедки шахтных подъемников, вентиляторы, оборудование для фильтровании и  очистки газов, телефонные аппараты.

Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного  рынка довольно дешевой квалифицированной  и неквалифицированной рабочей  силы сделали ЮАР крайне привлекательной  и выгодной для свободной предпринимательской  деятельности.

 

2.2. Товарная структура импорта  стран группы БРИКС на современном  этапе

 

В импорте  Бразилии все крупные статьи показали рост, наибольший отмечен по позициям «чёрные металлы» (в 2,2 раза), «медь» (на 88%), «алюминий» (на 80%), «каучук и  резинотехнические изделия» (на 74%), «топливо» (на 59%), «средства наземного  транспорта» (на 51%), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (на 43%), «бумага  и картон» (на 40%).

Основные  товары, импортируемые Бразилией  в 2009-2010г.г.: топливо 17%, механические станки и оборудование 15,6%, электронное  оборудование 12,6%, транспортные средства и машины 9,4%, химическая промышленность 5,6%, железо, сталь и изделия из них 4,3%, медикаменты 3,5%, оптическое  и высокоточное оборудование 3,4%, удобрения 2,4%, резина и изделия из нее 2,2%, злаки и продукция их переработки 1,6%, медь 1,3%, самолеты и запчасти 1,2%. (См.приложение 6)

Основными товарами российского импорта являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В частности: сахар-сырец, говядина, свинина, мясо домашней птицы, кофе растворимый, табак, оловянные руды и концентраты, кофе, бананы, кофе, табачное сырье, чай, специи, фрукты, вольфрамовые руды.

В товарной структуре импорта  на долю машин  и оборудования в январе-октябре 2011 года приходилось 50,4% (в январе-октябре  2010 года – 46,0%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем-октябрем 2010 года увеличился на 49,1%, в том числе: механического оборудования – на 44,4%, электрооборудования – на 24,9%, железнодорожного транспорта – на 42,2%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 75,5%, инструментов и аппаратов оптических – на 20,5%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 51,4%, грузовых –  на 95,7% [34].

Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 13,8% (в январе-октябре 2010 года – 15,1%). Физические объемы поставок продовольственных  товаров по сравнению с январем-октябрем 2010 года возросли на 15,2%, в том числе: зерновых культур – в 2,4 раза, свежемороженого  мяса – на 3,1%, цитрусовых – на 12,2%, кофе – на 4,0%, чая – на 4,0%, сахара-сырца  – на 19,9%. Объемы закупок свежемороженой рыбы снизились на 13,1%, мяса птицы  – на 8,4%, сгущенного молока – на 62,5%, сыров и творога – на 3,1%.

Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  составил 16,2% (в январе-октябре 2010 года – 17,7%).

Доля  импорта текстильных изделий  и обуви в январе-октябре 2011 года составила 5,9% (в январе-октябре 2010 года – 6,8%). Стоимостной объем импорта  этих изделий возрос по сравнению  с январем-октябрем 2010 года на 18,5%. Физические объемы закупок химических нитей  и волокон возросли на 28,2%,  хлопка – на 35,0%, предметов одежды – на 7,0%.

Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в январе-октябре 2011 года составил 6,0% (в январе-октябре 2010 года – 6,2%). Стоимостной  объем данной товарной группы по сравнению  с январем-октябрем 2010 года возрос на 32,8% за счет роста физических объемов  импорта на 23,1%. Физические объемы закупок  черных металлов и изделий их них  увеличились на 23,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 15,4%, труб – на 7,8%.(См.приложение 7)

Согласно  правительственным данным, в 2011 году импорт в Китай составил 956 миллиардов долларов США, а экспорт 1,18 триллиона, что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в  мирохозяйственные связи.

Одной из важнейших задач китайской внешней  торговли является приобретение техники  и технологии для развития собственного высокотехнологичного сектора. В результате чего существенно возросла зависимость  ряда производственных отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имеет для  автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей  промышленности, самолетостроения, черной металлургии и высокотехнологичного сектора. За счет импорта техники  и технологий к 2010 году было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило  свыше 8 тыс. наименований новых видов  продукции.

По мере роста импорта машин и оборудования снижалась доля закупок сырья  и полуфабрикатов (как продовольственных, так и непродовольственных). В  настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко  сократил ввоз зерновых и полностью  прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны.

Крупными  статьями импорта в Китай являются углеводородные ресурсы, интегральные схемы, электронные компоненты и  высокотехнологичные производственные линии и комплексы и сохраняется  довольно высокая зависимость от российского экспорта  металла  и изделия из них, руды 18%, древесина  и целлюлозно-бумажные изделия 14%, химическая промышленность, удобрения 14%, топливно-энергетические товары 42%.

В последние  годы Китай увеличивает импорт сахара, и в этом сезоне Китай станет четвертым  мировым импортером сахара. Как сообщает статистико-информационный центр китайской  таможни, уже в сентябре 2011 Китай  ввез в страну 468,868 тыс. тонн сахара, а в октябре – 340 тыс. тонн сахара.

Доля  Индии в мировом  импорте - 2,1%. К основным товарным группам индийского импорта относятся сырая нефть  и нефтепродукты, машины и оборудование, удобрения, драгоценные и полудрагоценные  камни,  золото и серебро,  а  также коксующийся уголь, черные и цветные металлы, растительные масла, синтетический каучук.

Объем импорта  услуг в Индию в 2008-2009 фин. г. составил 52 млрд. долл. США, в 2009-2010 фин. г. – 60 млрд. долл. США, а в первом полугодии 2011 фин. г. - 36,2 млрд. долл. США. (См.приложение 9)

Важнейшими  статьями индийского импорта услуг  являются деловые (35,5%),  транспортные (18,4%),  туристические (14,0%) и финансовые (9,1%). (См.приложение 10)

Индия последовательно  проводит политику защиты национальных производителей от негативного воздействия  на них импорта более дешевой  иностранной продукции,  достаточно широко применяя для этого различные защитные меры.

Основную  группу импортируемых товаров ЮАР  в 2010г. составляют машины, оборудование, электротехника (36,2%)  и химпродукты (11%). В страну в основном ввозятся товары с высокой степенью обработки: специальное оборудование и узлы (6,5%), транспортные средства и запчасти (6,2%), металлы основной группы и металлоизделия (4,6%), оптика, измерительные и медицинские  приборы (3,5%).(См.приложение 11)

Импортируемые товары: станки и оборудование, химикаты 
нефтепродукты, продукты питания.

 

2.3. Основные проблемы стран группы  БРИКС

 

Не смотря на положительную динамику роста  импорта и экспорта торговых отношений  в группе стран БРИКС, эксперты говорят  и о проблемах, существующих в  рамках стран БРИКС. Бразилия, ЮАР, Индия  и Россия развиваются за счет внутренних ресурсов. Но их производственные силы довольно ограничены. Не говоря об ограниченности их внутреннего рынка из-за относительно низкого уровня жизни населения.

Экономические потрясения последних двух лет заставили  некоторых экспертов усомниться в возможности сохранения группы БРИКС в неизменном составе. Темпы  роста российской экономики явно не соответствуют быстрому развитию,  которое демонстрируют Индия  и Китай.  Различия между странами группы усиливаются, тогда, как в  период роста потребления они  казались несущественными.

Информация о работе Международные торговые отношения в странах группы БРИКС