Международная экономическая интеграция (МЭИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов………………………………………………………………………...3
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ…………………………………………..3
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов……………………6
1.3 МЭИ как основа глобализации…………………………………………….10
Глава 2. Анализ структуры и динамики международной экономической интеграции в АТР……………………………………………………………….12
2.1 Основные структуры МЭИ и их место в структуре АТР………………12
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР………………………………………24
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………….28
Глава 3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР………………………………………………………………………………..31
3.1 АТР в период финансового кризиса………………………………………..31
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР…….33
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.80 Кб (Скачать файл)

По итогам были приняты  несколько деклараций, в том числе  по энергетической безопасности в Восточной  Азии, об ускорении формирования АСЕАНовского Сообщества к 2015 г.

Ассоциация Стран Юго-Восточной  Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился  Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в  АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет  Папуа-Новая Гвинея.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались  странами-членами именно в области  политического сотрудничества и  сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор  о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной  Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения..

С момента создания члены  АСЕАН отвергали возможность  превращения его в военно-политический блок. Благодаря их позиции агрессивный  блок СЕАТО в 1977г. перестал существовать. Активизировались усилия стран АСЕАН  превратить регион в зону мира и  нейтралитета, не предоставлять свои территории под иностранные военные  базы, соблюдать принципы мирного  сосуществования. АСЕАН объявила себя открытой организацией.

В первые два десятилетия  АСЕАН формировался как политическая организация, для которой вопросы  региональной безопасности имели приоритетное значение.

Однако, в 80-90 годы страны АСЕАН  стали проводить ускоренную индустриализацию. Почти все они входят в группу НИС, их также называют «азиатские тигры» - Сингапур, Малайзия, Тайланд, Индонезия и Филиппины – «азиатские драконы». Сингапур вплотную приблизился к группе развитых стран.

В странах АСЕАН проживает  более 9% населения мира, они производят 5% мирового ВВП по ППС, 6% мирового товарооборота. Экономическим локомотивом региона  является Индонезия, которая к середине XXI в. может войти в первую десятку  стран мира по совокупному размеру  ВВП (места распределятся по оценкам  экспертов так: Китай, США, Индия, Япония, Бразилия, Германия, Индонезия, Мексика). Показателен пример Индонезии: если в начале 80-х годов доходы от экспорта нефти составляли 70% валютных поступлений, то теперь доходы от нефтяного и  не нефтяного секторов сравнялись.  Текстильных изделий страна экспортирует на 6 млрд. долл., причем весь хлопок импортный. Успешно работают самолетостроение, электроника, химическая промышленность.

Сотрудничество с внерегиональными странами: АСЕАН – Китай (10+1), АСЕАН  – Китай, Япония, Корея (10+3). Открытая организация АСЕАН равномерно вовлечен в мирохозяйственные связи с  тремя центрами МЭ – на них приходится 60% их внешней торговли: США – 23,4; ЕС – 18,2; Япония – 18,6%. Никому не отдавая  предпочтения.

Это зона свободной торговли. Опыт АСЕАН оказывает, что в интеграционном процессе совсем не обязательно идти только европейским путем. Здесь  нет наднациональных органов, были приняты и менее развитые страны. Ставится задача создать и более  широкую зону свободной торговли с включением Китая, Кореи, Индии, Японии, видя в этом не угрозу, а рынок  с огромными потенциальными возможностями.

В экономической сфере  страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию  в субрегионе ЮВА на базе вступившего  в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о  создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного  сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН  К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и  занятости.

Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов  в АТР и складывающейся там  новой расстановки сил.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной  от ядерного оружия. Соответствующий  договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания  ядерными державами и в настоящее  время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к  Договору.

Основная цель Ассоциации Региональных Администраций стран  Северо-Восточной Азии (The Association of North East Asia Regional Governments – NEAR) – содействие формированию системы доверительных  отношений и всестороннему развитию региона СВА посредством формирования механизмов сотрудничества между администрациями  территорий стран этого региона  на основе принципов взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.

Основные виды деятельности Ассоциации следующие:

1)   регулярное проведение  Конференции региональных администраций  стран Северо-Восточной Азии;

2)   сбор и предоставление  членам Ассоциации информации  об экономике, технологии и  ходе развития территорий, входящих  в Ассоциацию;

3)   оказание содействия  мероприятиям, направленным на развитие  сотрудничества и расширение  взаимодействия регионов СВА,  в числе которых выставки, ярмарки,  обмены делегациями и пр.

В настоящее время членами  АРАССВА являются 65 регионов из 6-ти стран Северо-Восточной Азии.

АРАССВА происходит от Региональной Конференции стран СВА, проводившейся  в течение 3 лет – с 1993 по 1996 гг. Главы органов местного управления впервые собрались для разработки совместной политики развития Северо-Восточной  Азии на Первой Конференции стран  СВА, которая прошла 8 октября 1993 г. в  г. Мацу, префектура Симане, Япония. В  Конференции принимали участие  представители 11-ти администраций из 4-х стран.

Шестая Конференция АРАССВА  состоялась 12-15 сентября 2006 г. в г. Пусан (Республика Корея). В Конференции  приняли участие 87 представителей из 24 регионов СВА. На конференции был  заслушан отчет о деятельности АРАССВА  и подкомиссий, принята эмблема  АРАССВА. По предложению провинции  Кенги-до принято решение о создании подкомиссии по науке и технологиям. Провинция Кенги-до взяла на себя обязанности постоянного координатора вновь созданной подкомиссии. В  связи с окончанием у Хабаровского края срока полномочий координатора подкомиссии АРАССВА по приграничному  сотрудничеству, обязанности координатора подкомиссии на 2007-2008 гг. были переданы Амурской области.

На заседании было принято  решение принять в члены АРАССВА 27 новых членов: 20 региональных администраций  из Монголии, 4 – из России, 1 – из Республики Корея и 2 – из КНР.

Тихоокеанская конференция  по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), была основана в 1968 году как  серия академических конференций, проводимых с целью продвижения  вопросов исследования и обсуждения вопросов экономической политики, касающихся Тихоокеанского региона. С 1968 года ПАФТАД был движущей силой развития мысли  по вопросам торговли и развития Тихоокеанского региона, а также по важным вопросам экономической политики, с которыми сталкивается регион. Тем не менее, сегодня ПАФТАД это не просто ряд  конференций, но все в большей  степени движущей силой становится структура частной, неформальной неправительственной  организации – сеть ведущих экономистов  АТР.

Цели организации:

– увеличение экономического роста и развитие экономик АТР;

– достижение более результативных и эффективных экономических  отношений друг с другом и со всем миром, посредством проведения экономического анализа и рассмотрения политических вопросов по торговле и связанных  с ними вопросов.

Финансирование организации  осуществляется через целый ряд  фондов, высших учебных заведений, научно-исследовательских  учреждений и экономических ассоциаций стран АТР. Среди многочисленных спонсоров ПАФТАД – Фонды Форда  и братьев Рокфеллеров, Ассоциации Кейданрен и Канкейрен, Университет  Торонто и Австралийский Национальный Университет, другие известные организации.

Тихоокеанский экономический  совет (Pacific Basin Economic Council – PBEC) создан в 1967 г. и является международной неправительственной  организацией, объединяющей крупные  компании, деятельность которых охватывает весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

Инициаторами создания и  основателями ТЭС стали 5 стран АТР  – Австралия, Канада, Япония, Новая  Зеландия и США, чей суммарный  ВНП к тому времени уже сравнялся  с Европейским экономическим  сообществом. В этом же году 5 стран  ЮВА (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) учредили АСЕАН – первую в АТР региональную экономическую организацию развивающихся стран.

Бурное экономическое  развитие АТР обуславливало необходимость  в создании механизмов взаимодействия между странами региона, значительно  отличавшихся по своему социально-экономическому развитию и культуре. ТЭС и стал одним из таких механизмов.

Число стран-участниц ТЭС  постепенно увеличивалось, в 1970-х годах  в ТЭС вступили Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Филиппины и Чили. В конце 1980-х годов к ТЭС  присоединились еще семь стран. В  начале 1990-х годов к ТЭС присоединились СССР и КНР. Общее число стран-участниц ТЭС достигло 20. По состоянию на 2005 год, ТЭС объединял через национальные комитеты около 700 компаний Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уникальность ТЭС как  организации заключалась в том, что все страны-участницы (как  развитые, так и развивающиеся, а  также страны с переходными экономиками) имели равное право голоса. Аналогичной  организации в АТР не существовало.

В сентябре 2005 года ТЭС перешёл  на модель прямого корпоративного участия, практически отказавшись от системы  национальных комитетов. Данная модель предусматривает непосредственное участие компаний в работе Совета, без необходимости вступления в  национальные комитеты стран-участниц. Исключение было сделано для России и КНР, чьи национальные комитеты, согласно Уставу ТЭС, пока продолжают свое существование.

Отказавшись от системы национальных комитетов, ТЭС лишился многих компаний-участниц. По состоянию на настоящий момент, в ТЭС напрямую участвуют чуть больше 100 компаний, не считая 174 компании в рамках национальных комитетов  России и КНР.

В центре внимания ТЭС продолжает оставаться блок важных экономических  и социальных вопросов, разрабатываются  новые инициативы совместно с  другими международными организациями  региона.

Неправительственная организация  Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) была создана  в 1980 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Охира и премьер-министра Австралии Фразера с целью  определения и координации составляющих Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Начав работу как организация  с 12 членами, СТЭС превратился в одну из крупнейших организаций региона, включающих как государства Северо-Восточной  Азии, Океании, так и государства  Тихоокеанского побережья Южной  Америки. Всего в организации  насчитывается 26 членов: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Новая  Зеландия, Форум островных государств южной части Тихого океана, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайский  Тайбэй), Филиппины, Чили, Эквадор, Южная  Корея, Япония, а также два ассоциированных  члена (Тихоокеанские территории Франции  и Монгольский национальный комитет  по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству) и два члена с правом совещательного голоса – Тихоокеанский экономический  совет (ТЭС) и Тихоокеанская конференция  по торговле и развитию (ПАФТАД).

СТЭС намерен обеспечить Азиатско-Тихоокеанскому региону мощное лидерство и сформировать глобальную экономическую систему XXI века.

Концепция "открытого  региона" была выдвинута в Канберре в 1980 г. в период создания СТЭС. Ванкуверская декларация развила эту концепцию, определив условия и методы взаимодействия членов СТЭС в процессе создания "открытого  Тихоокеанского региона". Укреплению концепции послужило создание межправительственной организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сеульская декларация 1991 г. зафиксировала  принятие АТЭС концепции открытого  региона и открыла возможности  плодотворного сотрудничества рабочих  групп СТЭС и ATЭC. По сравнению с  другими главными регионами мира Тихоокеанский бассейн находится  в более выгодных условиях. Здесь  экономическая инициатива бизнеса  превалирует над политикой. В  результате этого в настоящее  время происходит открытый и приносящий выгоды процесс экономической интеграции. Страны АСЕАН приняли соглашение о свободной торговле. Подписано  Северо-Американское соглашение о свободной  торговле, снявшее торговые барьеры  между США, Канадой и Мексикой.

Информация о работе Международная экономическая интеграция (МЭИ)