Лекции по мировой экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций

Краткое описание

Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Вокруг экономической целесообразности использования антидемпинговых мер в настоящее время возникает множество споров, главный из которых состоит в нахождении той грани, когда использование антидемпинговых мер в целях защиты от недобросовестной конкуренции превращается в злоупотребление ими.

Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые по сути получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.

В целом антидемпинговые меры негативно влияют на состояние торгово-экономических отношений между странами, вовлеченными в антидемпинговые процедуры. Их применение, впрочем, как и начало антидемпингового расследования, ведет к значительному сокращению экспорта иностранного государства и увеличению цен на импортную продукцию, что фактически вытесняет иностранного экспортера с внутреннего рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 6. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.

6.1. Основные виды внешнеторговой  политики

Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.

Фритредерство - это политика невмешательства государства в международные отношения.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах. Представители этой теории указывают на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американская, германская, французская промышленность и национальный капитал.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1) протекционизму присуща определенная  нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2) в условиях протекционизма  секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

3) протекционизм обладает определенным  мультиплицирующим эффектом: технологическая  взаимосвязь между отраслями  ведет к тому, что если для  одних отраслей технологической  цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;

4) протекционизм наносит ущерб  экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;

5) в условиях протекционизма  национальная экономика не может  глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины.

По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики3). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т. е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Каковы последствия использования протекционистской политики для экономики?

Результат введения импортной пошлины показан на рис. 6.1. В этом случае пошлина приводит к увеличению цены импортируемого товара в стране, установившей ввозную пошлину, на всю величину этой пошлины, т. е. с Pw до Pw + t. Производство импортируемого товара увеличивается с S1 до S2, а потребление сокращается с D1 до D2. В результате в стране, установившей пошлину, происходит снижение импорта.

Рис. 6.1. Результат введения пошлины

Введение пошлины повышает цену не только на импортируемый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной политики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров.

Однако фактический уровень таможенной защиты, обеспеченный системой тарифов, может существенно отличаться от расчетного. Эффект от введения пошлины может оказаться неодинаковым на разных этапах производства товара. Это можно проиллюстрировать на следующем примере.

Предположим, что автомобиль Ford Focus продается на мировом рынке за 10 тыс. долл. и что стоимость деталей, из которых он собирается, составляет 8 тыс. долл. Теперь сравним две страны: пусть Россия собирается осуществлять сборку автомобилей, а США, уже имеющие сборочное производство, собираются развивать выпуск комплектующих.

Для поощрения отечественной автомобильной индустрии Россия устанавливает пошлину на ввоз готовых автомобилей в размере 20%, позволяя, таким образом, отечественным сборочным предприятиям автомашин поднять их цену с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае будет некорректно говорить о том, что сборщики отечественных машин получат лишь 20%-ную защиту своего рынка. До введения пошлины отечественное сборочное производство могло бы существовать только в том случае, если бы стоимость сборки автомобиля составляла не более 2 тыс. долл. (разница между 10 тыс. долл., соответствующими цене готовой машины, и 8 тыс. долл., соответствующими стоимости ее деталей); теперь же оно будет возможно и при стоимости сборки, равной 4 тыс. долл. (разность между 12 тыс. долл. и стоимостью деталей). Таким образом, в данном случае 20%-ная пошлина фактически обеспечит сборщикам отечественных автомобилей полную защиту.

Если предположить, что США для стимулирования отечественного производства комплектующих вводят 10%-ную пошлину на экспортируемые в Россию детали, то для отечественных сборщиков автомобилей цена комплектующих вырастет с 8 тыс. долл. до 8,8 тыс. долл. При стабильных пошлинах на готовые автомобили данная мера сделает сборку машин в отечественных условиях менее выгодной. Ведь до введения пошлины выпуск отечественных машин оказывался рентабельным, если стоимость сборки не превышала 2000 долл. (10 000 - 8000); теперь же, после установления пошлины, стоимость сборки не должна быть выше 1200 долл. (10 000 - 8800). Таким образом, подобная пошлина на комплектующие хотя и обеспечит защиту российским производителям, но степень фактической защищенности снижается.

Аналогичные рассуждения позволяют экономистам разработать методы оценки степени фактической защиты, получаемой конкретными отраслями при введении пошлин или использовании иных типов торговой политики. Разновидности торговой политики, нацеленные, к примеру, на стимулирование промышленного развития, нередко приводят к достижению гораздо более высокой степени защиты внутреннего рынка, чем просто импортные пошлины.

Импортная пошлина приводит к увеличению цены товара на внутреннем рынке страны-импортера. При этом отечественное производство в стране-импортере возрастает, а отечественное потребление сокращается.

Рассмотрим сначала выгоды, которые получают отечественные производители. Они сталкиваются с более высокой рыночной ценой, а значит, получают для себя дополнительную выгоду. Выигрыш производителя определяется суммой, вырученной от продажи автомобилей по более высоким, с учетом пошлины, ценам.

Отечественные потребители также столкнутся с увеличением цены, что приведет к ухудшению их материального положения. Теперь рассмотрим, что произойдет в этих условиях с третьим действующим лицом - государством. Очевидно, что оно получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

Введение пошлины ослабляет стимулы к развитию производства и росту потребления, так как отсутствие конкуренции у производителей и высокие рыночные цены позволяют им самоуспокоиться и не снижать издержки, а эти же цены не позволяют увеличивать объемы торговли и потребления и повышать жизненный уровень народа.

Пошлина поощряет производителей и потребителей действовать так, как если бы импорт был более дорогим, чем он есть на самом деле. Для национальной экономики фактические затраты на дополнительную единицу потребления соответствуют цене дополнительной единицы импорта, но поскольку пошлина делает внутреннюю цену выше мировой (соответственно 12 000 и 10 000), то потребители снижают объемы своих приобретений до такого уровня, при котором предельная единица товара делает их выгоду равной отечественной цене, включающей в себя ставку пошлины. Таким образом, экономика производит у себя дополнительные единицы товара, которые могут быть куплены за рубежом по более низкой цене.

Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая - это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами. Но нередко данный положительный эффект не возникает, так что убытки от введения пошлины однозначно превышают приносимые ею выгоды.

Информация о работе Лекции по мировой экономика