Лекции по мировой экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:21, курс лекций

Краткое описание

Лекция 3. МИРОВОЙ РЫНОК И ДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ
Международная торговля товарами и услугами является исторически первой и древнейшей формой международных экономических отношений. Она оказывает значительное влияние на уровень производства, занятости, цен каждой страны, участвующей в ней. Международная торговля развивается стремительными темпами: по данным Всемирной торговой организации, на каждые 10% прироста мирового производства приходятся 16% роста объема мировой торговли.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Теоретически эмиграция мексиканских рабочих должна была бы продолжаться до тех пор, пока в США уровень заработной платы будет выше, чем в Мексике. Это значит, что свободная миграция должна была бы через некоторое время привести к выравниванию уровней заработной платы в двух странах. Однако более реалистичным будет предположение, что такого полного выравнивания не произойдет, поскольку переселение в другую страну связано для мигранта со значительными издержками. Поэтому выигрыш в зарплате для мексиканских рабочих должен быть достаточным для компенсации этих издержек.

Предположим, что в результате притока мексиканских рабочих насовал ставка заработной платы в США снизится с 10 до 9 долл., а в Мексике возрастет с 5 до 7 долл. Разница в 2 долл. в уровнях заработной платы будет достаточна, чтобы 8 млн. мексиканских рабочих 44 млн. - 36 млн. на рис. 7.16) предпочли переехать в США. В свою очередь, в США снижение ставки заработной платы приводит к возникновению дефицита на рынке рабочей силы (124 млн. - 116 млн. на рис. 7.1а), который покрывается за счет притока мексиканских рабочих.

Каково же воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах? Оно неоднозначно. В Мексике отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места и уровень заработной платы растет. Поэтому рабочие, оставшиеся в стране, выигрывают (область d на рис. 7.16). Мексиканские предприниматели несут потери, потому что растут их затраты на выплату заработной платы рабочим (область d + е + t). Таким образом, страна эмиграции в результате оттока рабочей силы несет чистые потери (проигрыш предпринимателей больше выигрыша оставшихся в стране рабочих). Вместе с тем мы должны учесть, что та часть мексиканских рабочих, которая решила эмигрировать в США, определенно выигрывает, поскольку получает за свой труд более высокую оплату. Однако было бы неправильно исчислять размер их выигрыша путем умножения количества эмигрантов на прирост заработной платы. Номинально мексиканцы получают за свой труд в США 9 долл., но реально их заработная плата возросла лишь до 7 долл.: 9 долл., полученных в США, равноценны 7 долл., полученным в Мексике, поскольку остальное уходит на покрытие издержек миграции. Поэтому выигрыш эмигрантов составит область е + t + g (произведение количества эмигрантов на прирост заработной платы в стране эмиграции). Если мы учтем этот выигрыш, т. е. если мы будем считать, что мексиканские рабочие уехали за рубеж временно и по-прежнему являются гражданами Мексики, то в этом случае страна эмиграции будет иметь чистый выигрыш (g).

Обратные процессы происходят в принимающей стране (США). Растущая конкуренция на рынке труда приводит к снижению заработной платы, в результате чего американские рабочие несут потери. Предпринимателям в США, напротив, выгоден дополнительный приток рабочей силы, их прибыли растут, и они получают дополнительный выигрыш. В целом для США приток иностранных рабочих выгоден (выигрыш американских предпринимателей больше проигрыша американских рабочих).

Таким образом, мы видим, что, как и в случае с международной торговлей, свободная международная миграция рабочей силы с чисто экономической точки зрения делит общество на выигравших и проигравших, что обусловливает неизбежность государственного регулирования миграционных процессов.

Международная трудовая миграция оказывает положительное и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие стран - экспортеров и стран - импортеров рабочей силы.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

- улучшается ситуация на национальном  рынке труда в связи с тем, что отток рабочих в другие страны снижает конкуренцию за рабочие места на национальном рынке труда, уменьшает безработицу и ослабляет социальную напряженность в стране;

- снижается нагрузка на государственный  бюджет за счет сокращения  трансфертных платежей (пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и др.) и экономии средств для обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам;

- увеличиваются поступления валюты  в страну в связи с тем, что  иммигранты осуществляют денежные  переводы родственникам в страну, которую они временно покинули. А это приводит к увеличению доходов семей, росту их потребительских расходов и росту совокупного спроса, что является стимулом для развития производства в отдающей стране;

- по окончании трудового контракта  из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные рабочие, которые могут способствовать росту ВНП в стране.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:

- сокращаются возможности увеличения  валового внутреннего продукта;

- увеличиваются затраты общества на подготовку кадров, так как страна вынуждена готовить замену уехавшим специалистам и квалифицированным рабочим, осуществляя инвестиции в образование и профессиональную подготовку;

- снижаются налоговые поступления  в бюджет в связи с оттоком части рабочей силы, которая уехала работать в другую страну.

Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

- повышается конкурентоспособность  производимых страной товаров  вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранной рабочей силы;

- увеличивается совокупный спрос  на внутреннем рынке страны  за счет иностранных рабочих, что создает дополнительные стимулы для развития производства в принимающей стране;

- увеличиваются налоговые поступления  в бюджет за счет высококвалифицированных  специалистов, так как доходы у них выше, а государственные расходы на их образование и профессиональную подготовку не требуются;

- появляются дополнительные возможности  снять социальную напряженность в обществе. Так как иностранные работники не учитываются в социальных программах, появляется возможность более полно решать проблемы национальных кадров. При угрозе возникновения безработицы в первую очередь увольняются иностранцы, что смягчает напряженность в обществе.

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:

- ухудшается ситуация на национальном  рынке труда в связи с ростом  предложения рабочей силы и  снижением заработной платы;

- усиливаются социальная напряженность, межнациональная неприязнь в  принимающей стране, в частности  при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники.

7.2. Мировой рынок труда  и его особенности в современных  условиях

В центрах притяжения иностранной рабочей силы образовались мировые рынки труда.

Мировой рынок труда - это система экономических механизмов, норм и правил, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Современный мировой рынок труда имеет ряд отличительных особенностей.

1. Рост масштабов международной  трудовой миграции. На начало XXI в. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов.

2. Разнонаправленность потоков  трудовой миграции. Это миграция из развивающихся стран в развитые; перекрестная миграция в рамках развитых стран; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся страны, и наоборот. Международная миграция высококвалифицированных специалистов получила название «утечки умов». Формы «утечки умов» могут быть различными: выезд в страну занятости на постоянное место жительство, выезд за рубеж на контрактной основе.

3. Изменение структуры трудовой  миграции. В частности, увеличивается доля молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Например, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии и Нидерландах. Изменяется этническая структура миграции. Это связано с тем, что возрастает доля цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. На территории принимающей страны они образуют большие общины, где живут в соответствии со своими обычаями, традициями, культурой. Нередко между коренными жителями и иммигрантами возникают конфликты на этнической и религиозной почве.

4. Увеличение продолжительности  пребывания мигрантов в стране  занятости. Так, в Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.

5. Формирование «черного» рынка труда. «Черный» рынок труда образует нелегальная рабочая сила. Это труд более дешевый, чем легальный, поэтому он используется с целью увеличения прибылей. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев - безработные.

6. Расширение масштабов участия  России в международной трудовой  миграции. Но в основном не российские работники едут работать за рубеж, а Россия принимает у себя иностранных работников. Иностранные рабочие чаще всего используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную и Восточную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный район, по всей России работают иммигранты из Вьетнама, Китая, Турции.

7.3. Регулирование международной  трудовой миграции

Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

- работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

- рабочих редких профессий (огранщики  алмазов, реставраторы картин);

- специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

- крупных бизнесменов, переносящих  свою предпринимательскую деятельность  в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

- качественные требования к  иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

- возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

- ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

- временные ограничения. Большинство  принимающих стран устанавливают  максимальные сроки пребывания  иностранных рабочих на их  территориях. По истечении этого  срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

- количественное квотирование, определяющее  долю иммигрантов в национальной  экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

- финансовые ограничения. Страны-импортеры  в первую очередь принимают  иммигрантов, готовых инвестировать  в экономику принимающей страны  определенную законом сумму и  создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

- национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая  страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Информация о работе Лекции по мировой экономика